(с изменениями на 28 декабря 2023 года)
(в ред. Распоряжения Правительства Омской области от 28.12.2023 N 324-рп)
В соответствии с абзацем третьим статьи 2 Закона Омской области "Об охране здоровья населения Омской области":
Утвердить прилагаемую региональную программу Омской области "Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи, в том числе детскому населению, в 2020 - 2024 годах".
Губернатор Омской области,
Председатель Правительства
Омской области
А.Л.Бурков
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
"Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи, в том числе детскому населению, в 2020 - 2024 годах" (далее - региональная программа)
(в ред. Распоряжения Правительства Омской области от 28.12.2023 N 324-рп)
В целях обеспечения преемственности, доступности и качества медицинской помощи, а также эффективной реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи развивается трехуровневая система медицинских организаций. К первому уровню отнесены медицинские организации, имеющие в своей структуре подразделения, оказывающие населению паллиативную медицинскую помощь (далее - ПМП).
Задачами региональной программы являются создание инфраструктуры для оказания ПМП, увеличение охвата нуждающихся в ПМП, в том числе посредством эффективного использования субсидии, предоставленной из федерального бюджета бюджету Омской области в целях софинансирования реализации государственной программы Омской области "Развитие здравоохранения Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 года N 265-п, содержащей мероприятия по развитию системы ПМП.
Региональная программа разработана во исполнение подпункта "е" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 16 января 2019 года N Пр-38ГС, пункта 2 протокола совещания по вопросам совершенствования доступности и качества обезболивающей терапии при оказании ПМП на базе федерального государственного унитарного предприятия "Московский эндокринный завод" под председательством Министра здравоохранения Российской Федерации М.А. Мурашко от 26 апреля 2022 года N 73/17-6/260 в целях актуализации целевых показателей в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640 (далее - Федеральная программа), Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Омской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 28 декабря 2022 года N 790-п, планом мероприятий ("дорожной картой") "Повышение качества и доступности паллиативной медицинской помощи" до 2024 года, утвержденным заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой 28 июля 2020 года N 6551п-П12 (далее - Дорожная карта), с учетом особенностей Омской области в части транспортной доступности медицинских организаций, сбалансированности объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения, основана на данных медицинской статистики.
Региональная программа подготовлена в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Положением об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 мая 2019 года N 345н и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 мая 2019 года N 372н (далее соответственно - Положение об организации оказания ПМП, приказ N 345н/372н), и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Омской области в области охраны здоровья.
Приоритетные направления развития ПМП в Омской области и целевые показатели эффективности реализации региональной программы установлены с учетом рекомендуемых федеральным законодательством нормативов к структуре и штатной численности медицинских организаций, оказывающих ПМП, а также стандартов их оснащения медицинским оборудованием.
В целях обеспечения эффективного развития ПМП к 2025 году в рамках региональной программы используются следующие исходные условия:
1. Планы по развитию ПМП Омской области сформированы в соответствии с Дорожной картой, исходя из существующей потребности населения в оказании ПМП, инфраструктуры оказания ПМП, кадровой обеспеченности, существующей статистики системы здравоохранения Омской области.
2. Темпы развития ПМП определяются с учетом текущего экономического положения и потенциала Омской области.
3. Оценка потребности взрослого населения в ПМП осуществляется из расчета числа умерших взрослых в Омской области, умноженного на коэффициент 0,67, с округлением до 0 знаков после запятой (это усредненный показатель смертности по различным нозологиям и распространенности болевого синдрома, составляющий 67 процентов от всех умерших для взрослых, согласно методике Всемирной организации здравоохранения: The Global Atlas of Palliative Care at the End of Life).
Оценку потребности детского населения в ПМП необходимо производить по двум показателям.
Потребность в специализированной ПМП детям рекомендуется производить из среднего расчета 30,67 ребенка на 10 тыс. детского населения субъекта за предыдущий календарный год, с округлением до 0 знаков после запятой (методика федерального государственного автономного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей" Министерства здравоохранения Российской Федерации).
Потребность в ПМП детям в конце жизни рекомендуется осуществлять из расчета числа детей 0 - 18 лет, умерших в субъекте за предыдущий календарный год, умноженного на коэффициент 0,67, с округлением до 0 знаков после запятой.
4. Специализированная ПМП оказывается при наличии у медицинской организации лицензии на оказание ПМП и осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, полученной в отношении структурного подразделения, непосредственно осуществляющего лицензируемый вид деятельности и лечение болевого синдрома.
5. При формировании планов развития ПМП в Омской области приоритет в первую очередь отдается развитию амбулаторного звена, а именно развитию кабинетов ПМП и отделений выездной патронажной ПМП.
6. Дальнейшее создание и развитие отделений выездной патронажной ПМП планируется осуществлять приоритетно на базе отделений ПМП.
7. Оптимизация коечного фонда.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Омской области (далее - Министерство) от 29 декабря 2015 года N 70 "О региональных стандартах государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями Омской области, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство здравоохранения Омской области" уровень обеспеченности койками в соответствии с требованиями, гарантирующими доступность государственной услуги "паллиативная медицинская помощь" для потребителей - не менее 1,5 койки на 10 000 населения Омской области.
В основе расчета общего количества коек для оказания ПМП взят рекомендованный целевой показатель:
- 1 койка на 10 тыс. взрослого населения;
- 0,2 койки на 10 тыс. детского населения.
Итоговое количество паллиативных коек для оказания ПМП взрослому и детскому населению в Омской области превышает целевой показатель в связи с большой протяженностью Омской области и особенностью транспортной доступности (протяженность области с севера на юг - 600 км, с запада на восток - 300 км), высокой заболеваемостью и смертностью от онкологических заболеваний, сердечно-сосудистых патологий, болезней дыхательной и костно-мышечной систем, превышающими общероссийские показатели. К 2025 году показатель обеспеченности койками для оказания ПМП в Омской области составит:
- 1,1 койки на 10 тыс. взрослого населения;
- 0,48 койки на 10 тыс. детского населения.
8. Создание отделений выездной патронажной ПМП, состоящих из выездных патронажных бригад (далее - ВПБ), из расчета 1 врач по ПМП на 100 тыс. взрослого населения, 1 врач по ПМП на 20 тыс. детского сельского населения, 1 врач по ПМП на 50 тыс. детского городского населения.
9. Организация оказания ПМП проживающим в социальных учреждениях осуществляется ВПБ в плановом порядке с заданной периодичностью.
Основные целевые показатели
Целевые показатели (индикаторы) региональной программы | Доля пациентов, получивших ПМП, в общем количестве пациентов, нуждающихся в ПМП, - 90 процентов. Обеспеченность паллиативными койками на 10 тыс. населения - 1,5, из них: обеспеченность паллиативными койками на 10 тыс. взрослого населения - 1,1, в том числе койками сестринского ухода - 0,62; обеспеченность паллиативными койками на 10 тыс. детей - 0,48. Обеспеченность ВПБ ПМП взрослых - 0,8 на 100 тыс. Обеспеченность ВПБ ПМП детей - 0,6 на 50 тыс. Объем заявленной потребности в лекарственных препаратах, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, рассчитанной в соответствии с Дорожной картой (60-дневный курс обезболивания): в инвазивных лекарственных формах - 95 процентов, в неинвазивных лекарственных формах короткого действия - 90 процентов, в неинвазивных лекарственных формах пролонгированного действия - 95 процентов. Полнота выборки лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, в рамках заявленных потребностей в соответствии с планом распределения наркотических средств и психотропных веществ: в инвазивных лекарственных формах - 95 процентов, в неинвазивных лекарственных формах короткого действия - 80 процентов, в неинвазивных лекарственных формах пролонгированного действия - 80 процентов. Число врачей (физических лиц на занятых должностях) в медицинских организациях и структурных подразделениях, оказывающих паллиативную специализированную медицинскую помощь, - 9 человек. Доля пациентов, переведенных из структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих ПМП в стационарных условиях, в организации социального обслуживания, от общего числа пролеченных пациентов по ПМП - 2 процента. Число некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья, которые получили меры государственной поддержки, в том числе в форме субсидии из бюджетов субъектов Российской Федерации, на оказание услуг, предусматривающих медико-социальное сопровождение лиц, нуждающихся в ПМП, включая организацию оказания ПМП и содействие в ее получении - 0 единиц |
Основные целевые показатели эффективности реализации региональной программы
N п/п | Наименование показателя | Фактическое значение (на 31.12.2021) | Фактическое значение (на 31.12.2022) | Единица измерения | Период, годы | ||
2023 | 2024 | 2025 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Доля пациентов, получивших ПМП, в общем количестве пациентов, нуждающихся в ПМП | 18,1 | 25,0 | процентов | 75 | 80 | 90 |
2 | Обеспеченность паллиативными койками на 10 тыс. населения, из них | 1,6 | 1,5 | процентов | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
число коек на 10 тыс. детей | 0,48 | 0,48 | процентов | 0,48 | 0,48 | 0,48 | |
число коек на 10 тыс. взрослых, в том числе | 1,9 | 1,7 | процентов | 1,1 | 1,1 | 1,1 | |
число коек сестринского ухода на 10 тыс. взрослых | 0,65 | 0,61 | процентов | 0,62 | 0,62 | 0,62 | |
3 | Обеспеченность ВПБ ПМП | 7 | 8 | единиц | 11 | 12 | 13 |
к взрослым, на 100 тыс. взрослых | 0,06 | 0,1 | единиц, на 100 тыс. взрослых | 0,3 | 0,4 | 0,5 | |
к детям, на 50 тыс. детей | 0,7 | 0,7 | единиц, на 50 тыс. детей | 0,7 | 0,7 | 0,7 | |
4 | Объем заявленной потребности в лекарственных препаратах, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, рассчитанной в соответствии с Дорожной картой (60-дневный курс обезболивания) | процентов | |||||
в инвазивных лекарственных формах | 90 | 95 | процентов | 95 | 95 | 95 | |
в неинвазивных лекарственных формах короткого действия | 27 | 14 | процентов | 70 | 90 | 90 | |
в неинвазивных лекарственных формах пролонгированного действия | 76 | 97 | процентов | 90 | 95 | 95 | |
5 | Полнота выборки лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, в рамках заявленных потребностей в соответствии с планом распределения наркотических средств и психотропных веществ | процентов | |||||
в инвазивных лекарственных формах | 93 | 96 | процентов | 95 | 95 | 95 | |
в неинвазивных лекарственных формах короткого действия | 53 | 71 | процентов | 70 | 80 | 80 | |
в неинвазивных лекарственных формах пролонгированного действия | 89 | 99 | процентов | 75 | 80 | 80 | |
6 | Число врачей (физических лиц на занятых должностях) в медицинских организациях и структурных подразделениях, оказывающих паллиативную специализированную медицинскую помощь | 1 | 6 | число врачей | 7 | 8 | 9 |
7 | Доля пациентов, переведенных из структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих ПМП в стационарных условиях, в организации социального обслуживания, от общего числа пролеченных пациентов в рамках ПМП | 1.4 | 0,9 | процентов | 2 | 2 | 2 |
8 | Число некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья, которые получили меры государственной поддержки, в том числе в форме субсидии из бюджетов субъектов Российской Федерации, на оказание услуг, предусматривающих медико-социальное сопровождение лиц, нуждающихся в ПМП, включая организацию оказания ПМП и содействие в ее получении | 0 | 0 | число социально ориентированных некоммерческих организаций | 0 | 0 | 0 |