ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 28 декабря 2023 года N 324-рп


О внесении изменения в распоряжение Правительства Омской области от 27 мая 2020 года N 102-рп



Приложение "Региональная программа Омской области "Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи, в том числе детскому населению, в 2020 - 2024 годах" к распоряжению Правительства Омской области от 27 мая 2020 года N 102-рп изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.



Губернатор Омской области,
Председатель Правительства
Омской области
В.П.Хоценко



Приложение
к распоряжению Правительства Омской области
от 28 декабря 2023 г. N 324-рп


"Приложение
к распоряжению Правительства Омской области
от 27 мая 2020 г. N 102-рп



РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ "Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи, в том числе детскому населению, в 2020 - 2024 годах" (далее - региональная программа)


Раздел 1. Вводная часть


1.1. Цели и задачи региональной программы


В целях обеспечения преемственности, доступности и качества медицинской помощи, а также эффективной реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи развивается трехуровневая система медицинских организаций. К первому уровню отнесены медицинские организации, имеющие в своей структуре подразделения, оказывающие населению паллиативную медицинскую помощь (далее - ПМП).


Задачами региональной программы являются создание инфраструктуры для оказания ПМП, увеличение охвата нуждающихся в ПМП, в том числе посредством эффективного использования субсидии, предоставленной из федерального бюджета бюджету Омской области в целях софинансирования реализации государственной программы Омской области "Развитие здравоохранения Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 года N 265-п, содержащей мероприятия по развитию системы ПМП.


Региональная программа разработана во исполнение подпункта "е" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 16 января 2019 года N Пр-38ГС, пункта 2 протокола совещания по вопросам совершенствования доступности и качества обезболивающей терапии при оказании ПМП на базе федерального государственного унитарного предприятия "Московский эндокринный завод" под председательством Министра здравоохранения Российской Федерации М.А. Мурашко от 26 апреля 2022 года N 73/17-6/260 в целях актуализации целевых показателей в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640 (далее - Федеральная программа), Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Омской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 28 декабря 2022 года N 790-п, планом мероприятий ("дорожной картой") "Повышение качества и доступности паллиативной медицинской помощи" до 2024 года, утвержденным заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой 28 июля 2020 года N 6551п-П12 (далее - Дорожная карта), с учетом особенностей Омской области в части транспортной доступности медицинских организаций, сбалансированности объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения, основана на данных медицинской статистики.


Региональная программа подготовлена в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Положением об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 мая 2019 года N 345н и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 мая 2019 года N 372н (далее соответственно - Положение об организации оказания ПМП, приказ N 345н/372н), и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Омской области в области охраны здоровья.


Приоритетные направления развития ПМП в Омской области и целевые показатели эффективности реализации региональной программы установлены с учетом рекомендуемых федеральным законодательством нормативов к структуре и штатной численности медицинских организаций, оказывающих ПМП, а также стандартов их оснащения медицинским оборудованием.



Исходные условия построения целевой модели развития ПМП


В целях обеспечения эффективного развития ПМП к 2025 году в рамках региональной программы используются следующие исходные условия:


1. Планы по развитию ПМП Омской области сформированы в соответствии с Дорожной картой, исходя из существующей потребности населения в оказании ПМП, инфраструктуры оказания ПМП, кадровой обеспеченности, существующей статистики системы здравоохранения Омской области.


2. Темпы развития ПМП определяются с учетом текущего экономического положения и потенциала Омской области.


3. Оценка потребности взрослого населения в ПМП осуществляется из расчета числа умерших взрослых в Омской области, умноженного на коэффициент 0,67, с округлением до 0 знаков после запятой (это усредненный показатель смертности по различным нозологиям и распространенности болевого синдрома, составляющий 67 процентов от всех умерших для взрослых, согласно методике Всемирной организации здравоохранения: The Global Atlas of Palliative Care at the End of Life).


Оценку потребности детского населения в ПМП необходимо производить по двум показателям.


Потребность в специализированной ПМП детям рекомендуется производить из среднего расчета 30,67 ребенка на 10 тыс. детского населения субъекта за предыдущий календарный год, с округлением до 0 знаков после запятой (методика федерального государственного автономного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей" Министерства здравоохранения Российской Федерации).


Потребность в ПМП детям в конце жизни рекомендуется осуществлять из расчета числа детей 0 - 18 лет, умерших в субъекте за предыдущий календарный год, умноженного на коэффициент 0,67, с округлением до 0 знаков после запятой.


4. Специализированная ПМП оказывается при наличии у медицинской организации лицензии на оказание ПМП и осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, полученной в отношении структурного подразделения, непосредственно осуществляющего лицензируемый вид деятельности и лечение болевого синдрома.


5. При формировании планов развития ПМП в Омской области приоритет в первую очередь отдается развитию амбулаторного звена, а именно развитию кабинетов ПМП и отделений выездной патронажной ПМП.


6. Дальнейшее создание и развитие отделений выездной патронажной ПМП планируется осуществлять приоритетно на базе отделений ПМП.


7. Оптимизация коечного фонда.


В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Омской области (далее - Министерство) от 29 декабря 2015 года N 70 "О региональных стандартах государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями Омской области, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство здравоохранения Омской области" уровень обеспеченности койками в соответствии с требованиями, гарантирующими доступность государственной услуги "паллиативная медицинская помощь" для потребителей - не менее 1,5 койки на 10 000 населения Омской области.


В основе расчета общего количества коек для оказания ПМП взят рекомендованный целевой показатель:


- 1 койка на 10 тыс. взрослого населения;


- 0,2 койки на 10 тыс. детского населения.


Итоговое количество паллиативных коек для оказания ПМП взрослому и детскому населению в Омской области превышает целевой показатель в связи с большой протяженностью Омской области и особенностью транспортной доступности (протяженность области с севера на юг - 600 км, с запада на восток - 300 км), высокой заболеваемостью и смертностью от онкологических заболеваний, сердечно-сосудистых патологий, болезней дыхательной и костно-мышечной систем, превышающими общероссийские показатели. К 2025 году показатель обеспеченности койками для оказания ПМП в Омской области составит:


- 1,1 койки на 10 тыс. взрослого населения;


- 0,48 койки на 10 тыс. детского населения.


8. Создание отделений выездной патронажной ПМП, состоящих из выездных патронажных бригад (далее - ВПБ), из расчета 1 врач по ПМП на 100 тыс. взрослого населения, 1 врач по ПМП на 20 тыс. детского сельского населения, 1 врач по ПМП на 50 тыс. детского городского населения.


9. Организация оказания ПМП проживающим в социальных учреждениях осуществляется ВПБ в плановом порядке с заданной периодичностью.



1.2. Основные целевые показатели эффективности реализации региональной программы



Таблица N 1



Основные целевые показатели

Целевые показатели (индикаторы) региональной программы

Доля пациентов, получивших ПМП, в общем количестве пациентов, нуждающихся в ПМП, - 90 процентов.

Обеспеченность паллиативными койками на 10 тыс. населения - 1,5, из них:

обеспеченность паллиативными койками на 10 тыс. взрослого населения - 1,1, в том числе койками сестринского ухода - 0,62;

обеспеченность паллиативными койками на 10 тыс. детей - 0,48.

Обеспеченность ВПБ ПМП взрослых - 0,8 на 100 тыс.

Обеспеченность ВПБ ПМП детей - 0,6 на 50 тыс.

Объем заявленной потребности в лекарственных препаратах, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, рассчитанной в соответствии с Дорожной картой (60-дневный курс обезболивания):

в инвазивных лекарственных формах - 95 процентов, в неинвазивных лекарственных формах короткого действия - 90 процентов,

в неинвазивных лекарственных формах пролонгированного действия - 95 процентов.

Полнота выборки лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, в рамках заявленных потребностей в соответствии с планом распределения наркотических средств и психотропных веществ: в инвазивных лекарственных формах - 95 процентов, в неинвазивных лекарственных формах короткого действия - 80 процентов, в неинвазивных лекарственных формах пролонгированного действия - 80 процентов.

Число врачей (физических лиц на занятых должностях) в медицинских организациях и структурных подразделениях, оказывающих паллиативную специализированную медицинскую помощь, - 9 человек.

Доля пациентов, переведенных из структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих ПМП в стационарных условиях, в организации социального обслуживания, от общего числа пролеченных пациентов по ПМП - 2 процента.

Число некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья, которые получили меры государственной поддержки, в том числе в форме субсидии из бюджетов субъектов Российской Федерации, на оказание услуг, предусматривающих медико-социальное сопровождение лиц, нуждающихся в ПМП, включая организацию оказания ПМП и содействие в ее получении - 0 единиц



Таблица N 2



Основные целевые показатели эффективности реализации региональной программы

N п/п

Наименование показателя

Фактическое значение (на 31.12.2021)

Фактическое значение (на 31.12.2022)

Единица измерения

Период, годы

2023

2024

2025

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Доля пациентов, получивших ПМП, в общем количестве пациентов, нуждающихся в ПМП

18,1

25,0

процентов

75

80

90

2

Обеспеченность паллиативными койками на 10 тыс. населения, из них

1,6

1,5

процентов

1,5

1,5

1,5

число коек на 10 тыс. детей

0,48

0,48

процентов

0,48

0,48

0,48

число коек на 10 тыс. взрослых, в том числе

1,9

1,7

процентов

1,1

1,1

1,1

число коек сестринского ухода на 10 тыс. взрослых

0,65

0,61

процентов

0,62

0,62

0,62

3

Обеспеченность ВПБ ПМП

7

8

единиц

11

12

13

к взрослым, на 100 тыс. взрослых

0,06

0,1

единиц, на 100 тыс. взрослых

0,3

0,4

0,5

к детям, на 50 тыс. детей

0,7

0,7

единиц, на 50 тыс. детей

0,7

0,7

0,7

4

Объем заявленной потребности в лекарственных препаратах, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, рассчитанной в соответствии с Дорожной картой (60-дневный курс обезболивания)

процентов

в инвазивных лекарственных формах

90

95

процентов

95

95

95

в неинвазивных лекарственных формах короткого действия

27

14

процентов

70

90

90

в неинвазивных лекарственных формах пролонгированного действия

76

97

процентов

90

95

95

5

Полнота выборки лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, в рамках заявленных потребностей в соответствии с планом распределения наркотических средств и психотропных веществ

процентов

в инвазивных лекарственных формах

93

96

процентов

95

95

95

в неинвазивных лекарственных формах короткого действия

53

71

процентов

70

80

80

в неинвазивных лекарственных формах пролонгированного действия

89

99

процентов

75

80

80

6

Число врачей (физических лиц на занятых должностях) в медицинских организациях и структурных подразделениях, оказывающих паллиативную специализированную медицинскую помощь

1

6

число врачей

7

8

9

7

Доля пациентов, переведенных из структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих ПМП в стационарных условиях, в организации социального обслуживания, от общего числа пролеченных пациентов в рамках ПМП

1.4

0,9

процентов

2

2

2

8

Число некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья, которые получили меры государственной поддержки, в том числе в форме субсидии из бюджетов субъектов Российской Федерации, на оказание услуг, предусматривающих медико-социальное сопровождение лиц, нуждающихся в ПМП, включая организацию оказания ПМП и содействие в ее получении

0

0

число социально ориентированных некоммерческих организаций

0

0

0



1.3. Перечень региональных нормативных правовых актов, регламентирующих оказание ПМП в Омской области



Таблица N 3

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»