ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2019 года N 627-П


О государственной программе Челябинской области "Охрана окружающей среды Челябинской области" и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области

(с изменениями на 8 ноября 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 08.07.2020 N 313-П, от 29.12.2020 N 769-П, от 26.03.2021 N 103-П, от 11.06.2021 N 233-П, от 16.06.2021 N 239-П, от 16.07.2021 N 317-П, от 13.10.2021 N 494-П, от 14.10.2021 N 496-П, от 08.11.2021 N 564-П, от 29.12.2021 N 734-П, от 30.12.2021 N 744-П, от 02.03.2022 N 104-П, от 27.05.2022 N 309-П, от 08.08.2022 N 461-П, от 28.10.2022 N 604-П, от 15.11.2022 N 649-П, от 27.01.2023 N 52-П, от 17.02.2023 N 122-П, от 20.03.2023 N 181-П, от 22.05.2023 N 291-П, от 04.09.2023 N 458-П, от 20.12.2023 N 703-П, от 28.12.2023 N 759-П, от 15.05.2024 N 302-П, от 19.08.2024 N 483-П, от 08.11.2024 N 637-П)




Правительство Челябинской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Челябинской области "Охрана окружающей среды Челябинской области".


2. Признать утратившими силу:


постановление Правительства Челябинской области от 02.11.2017 г. N 573-П "О государственной программе Челябинской области "Охрана окружающей среды Челябинской области" на 2018 - 2025 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области" (Южноуральская панорама, 25 ноября 2017 г., N 111, спецвыпуск N 24);


постановление Правительства Челябинской области от 21.02.2018 г. N 92-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 02.11.2017 г. N 573-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 22 февраля 2018 г.);


постановление Правительства Челябинской области от 14.05.2018 г. N 187-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 02.11.2017 г. N 573-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 14 мая 2018 г.);


постановление Правительства Челябинской области от 17.08.2018 г. N 374-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 02.11.2017 г. N 573-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 21 августа 2018 г.);


постановление Правительства Челябинской области от 24.09.2018 г. N 444-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 02.11.2017 г. N 573-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 26 сентября 2018 г.);


постановление Правительства Челябинской области от 08.11.2018 г. N 513-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 02.11.2017 г. N 573-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 8 ноября 2018 г.);


постановление Правительства Челябинской области от 29.12.2018 г. N 703-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 02.11.2017 г. N 573-П" (Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2018, выпуск 3);


постановление Правительства Челябинской области от 09.04.2019 г. N 165-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 02.11.2017 г. N 573-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 10 апреля 2019 г.);


постановление Правительства Челябинской области от 28.05.2019 г. N 227-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 02.11.2017 г. N 573-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 30 мая 2019 г.);


постановление Правительства Челябинской области от 15.10.2019 г. N 456-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 02.11.2017 г. N 573-П" (Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2019, выпуск 6).


3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.


4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2020 года.



Председатель
Правительства
Челябинской области
А.Л.ТЕКСЛЕР



Утверждена
постановлением
Правительства
Челябинской области
от 30 декабря 2019 г. N 627-П



Государственная программа Челябинской области "Охрана окружающей среды Челябинской области"

(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 20.12.2023 N 703-П, от 15.05.2024 N 302-П, от 19.08.2024 N 483-П, от 08.11.2024 N 637-П)




Раздел I. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"


1. Оценка текущего состояния в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности.


Челябинская область - один из основных индустриальных, динамично развивающихся регионов Российской Федерации. Благодаря проводимой экологической политике и осуществлению природоохранных мероприятий экологическая обстановка в Челябинской области в настоящее время является стабильной. Но, несмотря на принимаемые меры по снижению уровней воздействия на окружающую среду химических, физических, биологических и иных факторов, по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на территории Челябинской области сохраняются угрозы экологической безопасности.


Основной вклад в объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух вносит деятельность промышленных предприятий металлургического производства и предприятий по производству энергии. Валовый объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух Челябинской области в 2022 году составил 534,23 тыс. тонн. Общий объем выбросов от стационарных источников загрязняющих веществ в атмосферный воздух по Челябинской области в 2022 году составил 424,65 тыс. тонн, вклад автотранспорта в валовый объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2022 году составил 109,57 тыс. тонн. В 2021 - 2022 годах в число городов, имеющих очень высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, вошли Челябинск, Магнитогорск и Златоуст. В целях реализации федерального проекта "Чистый воздух" национального проекта "Экология" в части улучшения экологической ситуации в городах Челябинске и Магнитогорске реализуются комплексные планы мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в городах Челябинске и Магнитогорске (далее именуются - Комплексные планы). По итогу реализации Комплексных планов снижение совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 2026 год в городе Челябинске составит 45,4924 %, в городе Магнитогорске - 25,2317 %.


Ведется работа по созданию сводных расчетов загрязнения атмосферы (на 2022 год работа проведена по 7 городам Челябинской области).


Осуществляется регулирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий (далее именуются - НМУ). Эффективность снижения выбросов предприятиями в периоды НМУ в 2022 году составила в городе Челябинске 84 процента, в городе Магнитогорске 88 процентов.


Повышение информированности о состоянии окружающей среды предполагает развитие территориальной системы наблюдения. В Челябинской области ведется отработка пилотного проекта по организации согласованного функционирования государственной наблюдательной сети, территориальных и локальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды и по созданию единой информационной системы.


Количество образующихся отходов производства и потребления на территории Челябинской области в 2022 году составило более 260 млн. тонн. Более 99 процентов от общего количества образующихся в Челябинской области отходов составляют промышленные отходы. Основная доля этих отходов приходится на крупные предприятия металлургии, энергетики и горнодобывающей промышленности.


Общее количество образующихся твердых коммунальных отходов (далее именуются - ТКО) на территории Челябинской области в 2022 году составило 790,435 тыс. тонн. Около 90 процентов ТКО размещается на полигонах. Обработке подлежит более 69 процентов ТКО. Извлечение полезных компонентов ТКО и вовлечение их в хозяйственный оборот составляет 9,9 процента.


Отсутствие достаточно развитой инфраструктуры в сфере обращения ТКО ведет к росту стихийных относительно мелких, но многочисленных свалок, наличие которых угрожает экологической безопасности населения и окружающей среде.


Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" Правительству Российской Федерации поручено при разработке национального проекта в сфере экологии исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить достижение эффективного обращения с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов. В целях выполнения указанной задачи реализуются федеральные проекты "Чистая страна" и "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология".


На территории Челябинской области разработана территориальная схема обращения с отходами Челябинской области, которая должна обеспечить единый комплексный подход к организации системы обращения с ТКО на территории Челябинской области, в том числе созданию и эксплуатации объектов обращения с ТКО (мусоросортировочные, мусороперегрузочные комплексы, полигоны ТКО), на основе кластерного подхода - деления всей территории Челябинской области на зоны исходя из экономических, логистических и инфраструктурных принципов до 2026 года.


С целью участия Челябинской области в федеральном проекте "Генеральная уборка" Министерством экологии Челябинской области (далее именуется - Минэкологии) в Минприроды России направлен перечень 39 объектов, обладающих признаками объектов накопленного вреда окружающей среде.


В результате влияния климатических факторов водные объекты Челябинской области претерпевают изменения. В связи со снижением запасов воды сокращается роль разбавления, что приводит к снижению самоочищающей способности водных объектов. Высокие температуры и отсутствие циркуляции усиливают рост, развитие и отмирание водорослей и высшей водной растительности, что способствует образованию большого количества органических веществ.


В результате антропогенной деятельности (распашка земель, орошение полей, осуществление хозяйственной деятельности) ускоряются процессы поступления в водные объекты минеральных и органических веществ путем выноса талыми и ливневыми водами с водосборной площади химических веществ. Интенсивное использование водных объектов в целях водоснабжения, сброса сточных вод, рыболовства, рекреации и в других целях приводит к высокой степени загрязнения и снижению качества воды.


К числу наиболее крупных источников загрязнения водных объектов в Челябинской области относятся очистные сооружения канализации населенных пунктов, крупных металлургических предприятий.


Учитывая важность проблемы загрязнения источников питьевого назначения и рекреационного использования, своевременного выявления и развития негативных процессов, влияющих на их состояние, а также информационного обеспечения исполнительных органов, органов местного самоуправления, с 2020 года реализуется региональная программа ведения государственного мониторинга водных объектов на территории Челябинской области. Полученные данные регулярных наблюдений являются основой для определения и проведения мероприятий по улучшению экологического состояния водных объектов, для принятия управленческих решений по формированию перечня приоритетных мероприятий в области водных отношений.


В рамках государственной программы Челябинской области "Охрана окружающей среды Челябинской области" (далее именуется - государственная программа) осуществляется приведение в безопасное состояние гидротехнических сооружений (далее именуются - ГТС), проводятся водоохранные мероприятия.


Челябинская область обладает разнообразными и уникальными природными ландшафтами, богатой флорой и фауной. По состоянию на 31 декабря 2022 года на территории Челябинской области насчитывалось 149 особо охраняемых природных территорий (далее именуются - ООПТ), в том числе 5 ООПТ федерального значения (2 заповедника, 3 национальных парка), 141 ООПТ регионального значения (20 заказников, 120 памятников природы, 1 курорт), 3 ООПТ местного значения.


Основным предназначением ООПТ является предоставление востребованных обществом услуг, в том числе в области поддержания здоровой среды для жизни людей, создания условий для развития регулируемого туризма и рекреации и реализации эколого-просветительских программ.


Одной из самых эффективных форм эколого-просветительской деятельности и деятельности по развитию туризма на ООПТ является познавательный туризм - один из видов экологического туризма. Для обеспечения развития познавательного туризма на ООПТ осуществляется обустройство экскурсионных экологических троп и туристических маршрутов.


Охрана животного и растительного мира - неотъемлемая часть сохранения биологического разнообразия. К охотничьим ресурсам на территории Челябинской области отнесены 30 видов млекопитающих и 45 видов птиц.


В целях обеспечения рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства разработана и утверждена схема территориального охотустройства. Реализация государственной программы обеспечит комплексную целостную защиту экосистем, включающих и самих животных, и места их обитания.


Региональный государственный экологический контроль (надзор) и региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования ООПТ направлены на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды.


В рамках проведения мероприятий, направленных на экологическое просвещение и информирование населения по вопросам охраны окружающей среды, Минэкологии осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации и гражданским обществом путем проведения брифингов, пресс-конференций, круглых столов и иных мероприятий, направленных на повышение экологической культуры населения Челябинской области, а также на освещение хода реализации национального проекта "Экология".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»