Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 апреля 2019 года N 165-П


О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 02.11.2017 г. N 573-П

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2020 на основании Постановления Правительства Челябинской области от 30.12.2019 N 627-П.
____________________________________________________________________



Правительство Челябинской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Внести изменения в государственную программу Челябинской области "Охрана окружающей среды Челябинской области" на 2018 - 2025 годы, утвержденную постановлением Правительства Челябинской области от 02.11.2017 г. N 573-П "О государственной программе Челябинской области "Охрана окружающей среды Челябинской области" на 2018 - 2025 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области" (Южноуральская панорама, 25 ноября 2017 г., N 111, спецвыпуск N 24; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 22 февраля 2018 г.; 14 мая 2018 г.; 21 августа 2018 г.; 26 сентября 2018 г.; 8 ноября 2018 г.; Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2018, выпуск 3), изложив ее в новой редакции (прилагается).


2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.



Исполняющий обязанности
председателя
Правительства
Челябинской области
Е.В.РЕДИН



Утверждена
постановлением
Правительства
Челябинской области
от 2 ноября 2017 г. N 573-П
     (в редакции
постановления
Правительства
Челябинской области
от 9 апреля 2019 г. N 165-П)



Государственная программа "Охрана окружающей среды Челябинской области" на 2018 - 2025 годы



Паспорт государственной программы Челябинской области "Охрана окружающей среды Челябинской области" на 2018 - 2025 годы

Ответственный исполнитель государственной программы

-

Министерство экологии Челябинской области (далее именуется - Минэкологии)

Соисполнители государственной программы

-

Министерство образования и науки Челябинской области;

Министерство культуры Челябинской области;

органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Челябинской области (по согласованию)

Подпрограммы государственной программы

-

"Охрана атмосферного воздуха на территории Челябинской области";

"Организация системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Челябинской области";

"Охрана водных объектов на территории Челябинской области";

"Охрана растительного и животного мира на территории Челябинской области"

Программно-целевые инструменты государственной программы

-

отсутствуют

Основная цель государственной программы

-

обеспечение экологической безопасности Челябинской области

Основные задачи государственной программы

-

регулирование качества атмосферного воздуха;

снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду;

обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;

сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;

обеспечение сохранения биологического разнообразия экосистем;

обеспечение реализации государственной программы

Целевые показатели (индикаторы) государственной программы

-

объем выбросов загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, на 1 млн. рублей валового регионального продукта в постоянных ценах;

количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха;

снижение совокупного объема выбросов за отчетный год: в Челябинске, в Магнитогорске;

численность населения, проживающего в неблагоприятных экологических условиях (в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (индекс загрязнения атмосферного воздуха более 7));

доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих загрязняющих веществ от стационарных источников;

выбросы загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, по отношению к показателям 2007 года;

доля использованных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I - IV классов опасности;

объем образованных отходов I - IV классов опасности по отношению к показателям 2007 года;

доля твердых коммунальных отходов (далее именуются - ТКО), направленных на утилизацию, в общем объеме образованных ТКО;

доля ТКО, направленных на обработку в общем количестве образованных ТКО;

ликвидированы выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границе города, в том числе: города Челябинска, города Магнитогорска, города Златоуста;

ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда;

доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях;

доля гидротехнических сооружений (далее именуются - ГТС), приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве ГТС с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности;

доля установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон водных объектов в протяженности береговой линии, требующей установления водоохранных зон (участков водных объектов, испытывающих антропогенное воздействие);

доля особо охраняемых природных территорий (далее именуются - ООПТ) федерального, регионального и местного значения в общей площади территории Челябинской области;

увеличение количества посетителей на ООПТ;

доля ООПТ федерального значения в общей площади территории Челябинской области;

продуктивность охотничьих угодий;

доля площади общедоступных охотничьих угодий в общей площади охотничьих угодий Челябинской области

Сроки и этапы реализации государственной программы

-

2018 - 2025 годы (в один этап)

Объемы бюджетных ассигнований государственной программы

-

общий объем финансового обеспечения государственной программы в 2018 - 2025 годах составит 13698507,11 тыс. рублей, в том числе за счет средств:

федерального бюджета - 5211036,2 тыс. рублей, из них по годам:

2018 год - 218187,2 тыс. рублей;

2019 год - 752660,2 тыс. рублей;

2020 год - 2158672,4 тыс. рублей;

2021 год - 635483,2 тыс. рублей;

2022 год - 850237,8 тыс. рублей;

2023 год - 288449,8 тыс. рублей;

2024 год - 267917,8 тыс. рублей;

2025 год - 39427,8 тыс. рублей;

областного бюджета - 3475541,61 тыс. рублей, из них по годам:

2018 год - 468065,91 тыс. рублей;

2019 год - 658836,3 тыс. рублей;

2020 год - 660271,1 тыс. рублей;

2021 год - 304064,1 тыс. рублей;

2022 год - 402591,2 тыс. рублей;

2023 год - 472864,6 тыс. рублей;

2024 год - 282639,9 тыс. рублей;

2025 год - 226208,5 тыс. рублей;

местных бюджетов - 321929,3 тыс. рублей, из них по годам:

2018 год - 6658,7 тыс. рублей;

2019 год - 33710,6 тыс. рублей;

2020 год - 137480,0 тыс. рублей;

2021 год - 32120,0 тыс. рублей;

2022 год - 37360,0 тыс. рублей;

2023 год - 62480,0 тыс. рублей;

2024 год - 12120,0 тыс. рублей;

2025 год - 0 тыс. рублей;

внебюджетных источников - 4690000,0 тыс. рублей, из них по годам:

2018 год - 0 тыс. рублей;

2019 год - 1711495,0 тыс. рублей;

2020 год - 2711445 тыс. рублей;

2021 год - 267060,0 тыс. рублей;

2022 год - 0 тыс. рублей;

2023 год - 0 тыс. рублей;

2024 год - 0 тыс. рублей;

2025 год - 0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

-

в результате реализации государственной программы в 2025 году планируются:

снижение объема выбросов загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, на 1 млн. рублей валового регионального продукта в постоянных ценах до 0,044 тыс. тонн/млн. рублей;

снижение количества городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха до 0;

снижение совокупного объема выбросов за отчетный год: в Челябинске до 74,72 процента, в Магнитогорске до 72,7 процента;

улучшение экологических условий для 1617,1 тыс. человек, проживающих по состоянию на 1 января 2018 года в неблагоприятных экологических условиях (в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха);

обеспечение доли уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих загрязняющих веществ от стационарных источников на уровне 87,4 процента;

обеспечение выбросов загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, по отношению к показателям 2007 года на уровне 87,4 процента;

обеспечение уровня выбросов загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, по отношению к показателям 2007 года не более 69,9 процента;

увеличение доли использованных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I - IV классов опасности до 101,5 процента;

обеспечение соотношения объема образованных отходов I - IV классов опасности по отношению к показателям 2007 года на уровне 48,3 процента;

увеличение доли ТКО, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных ТКО до 20 процентов;

увеличение доли ТКО, направленных на обработку в общем количестве образованных ТКО, до 100 процентов;

ликвидация выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов Челябинска, Магнитогорска, Златоуста;

ликвидация 1 наиболее опасного объекта накопленного экологического вреда;

повышение защищенности от негативного воздействия вод 0,98 процента населения, проживающего по состоянию на 1 января 2018 года на подверженных негативному воздействию вод территориях;

увеличение доли ГТС, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве ГТС с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности на 13,25 процента;

доведение доли установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон водных объектов в протяженности береговой линии, требующей установления водоохранных зон (участков водных объектов, испытывающих антропогенное воздействие), до 97,85 процента;

сохранение доли ООПТ федерального, регионального и местного значения в общей площади территории Челябинской области на уровне 9,5 процента;

увеличение количества посетителей на ООПТ до 2,8 тыс. человек;

увеличение доли ООПТ федерального значения в общей площади территории Челябинской области до 2,47 процента;

поддержание продуктивности охотничьих угодий на уровне 22,68 рубля/гектар;

увеличение доли площади общедоступных охотничьих угодий в общей площади охотничьих угодий в Челябинской области до 10,74 процента



Раздел I. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ХАРАКТЕРИСТИКУ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


1. Повышение качества жизни граждан России - ключевой вопрос государственной политики, включенный в приоритеты Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 26.03.2014 N 1949 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года".


Одним из условий повышения качества жизни является обеспечение экологической безопасности.


Выбор приоритетов государственной программы определен:


Стратегией экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года";


Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года;


планом действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 г. N 2423-р;


планом мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 619-р;


Стратегией социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, принятой постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 26.03.2014 N 1949 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года";


Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Челябинской области, утвержденной приказом Минэкологии от 24.12.2018 г. N 1562 "Об утверждении территориальной схемы обращения в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Челябинской области и признании утратившими силу приказов Министерства экологии Челябинской области от 22.09.2016 г. N 844, от 18.06.2018 г. N 741" (далее именуется - ТСО);


Схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий Челябинской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 21.02.2008 г. N 34-П "Об утверждении Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Челябинской области на период до 2020 года" (далее именуется - схема развития и размещения ООПТ);


Концепцией по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 20.02.2013 г. N 23-П "О Концепции по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года".


2. Текущее состояние окружающей среды Челябинской области обусловлено природными и климатическими особенностями Челябинской области, исторически сложившимся промышленным характером экономики региона, большой концентрацией промышленных предприятий в городах, изношенностью производственных фондов, высокой степенью урбанизации.


Принятые меры по снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду в рамках государственных программ природоохранной направленности предыдущих лет были недостаточны: состояние окружающей среды остается тревожным.


В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха (Челябинск и Магнитогорск) проживают 1,6 млн. человек, что составляет 45,7 процента населения региона.


В 2016 году 4,4 процента сточных вод сброшено в водные объекты без очистки, 79,7 процента - недостаточно очищенными и только 2,6 процента - очищенными до установленных нормативов допустимых сбросов. Сброс неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод является причиной загрязнения поверхностных и подземных вод, накопления в донных отложениях загрязняющих веществ, деградации водных экосистем.


Объем образованных отходов производства и потребления в 2016 году составил 94,25 млн. тонн. Использовано и обезврежено 40,6 процента образованных отходов.


Растущее накопление промышленных и бытовых отходов, сельскохозяйственное производство, автотранспорт отрицательно влияют на состояние почвы, качество атмосферного воздуха, а также поверхностных и подземных вод. К числу приоритетных загрязнителей почвы селитебных территорий Челябинской области относятся: свинец, кадмий, никель, мышьяк, марганец, медь.


Возрастающая антропогенная нагрузка на окружающую среду создает угрозу сокращения видового состава и численности объектов животного и растительного мира, утраты природных комплексов.


Сохранению растительного и животного мира, ландшафтов Челябинской области служат особо охраняемые природные территории. На 1 января 2017 года на территории Челябинской области насчитывается 160 особо охраняемых природных территорий, в том числе 4 ООПТ федерального значения (2 заповедника, 2 национальных парка), 153 ООПТ регионального значения (20 заказников, 132 памятника природы, 1 курорт), 3 ООПТ местного значения.



SWOT-анализ

Сильные стороны

Слабые стороны

богатый производственный и природный потенциал территории;

наличие ТСО;

наличие схемы развития и размещения ООПТ;

наличие региональных природоохранных учреждений;

наличие Красной книги Челябинской области;

наличие вузов, готовящих специалистов в области экологии;

наличие общественных организаций экологической направленности

имидж региона с неблагоприятной экологической обстановкой;

высокий уровень урбанизации;

высокая концентрация "грязного" производства в городах Челябинской области;

высокая степень износа основных фондов опасных производственных объектов и низкие темпы технологической модернизации экономики;

несовершенство природоохранного законодательства;

наличие территорий с низкой инвестиционной привлекательностью для создания системы обращения с отходами;

наличие значительного количества объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе территорий, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению

Возможности

Угрозы

развитие мониторинга окружающей среды;

проведение реформы контрольно-надзорной деятельности;

введение квотирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на основе сводных расчетов и оценки вклада предприятий в общие выбросы;

развитие государственно-частного партнерства;

возможность получения федеральной поддержки в рамках реализации приоритетных национальных проектов по направлению "Экология"

дефицит финансирования природоохранной деятельности;

несвоевременное принятие нормативных актов в сфере охраны окружающей среды на федеральном и региональном уровнях;

инертность и сопротивление изменениям в сфере охраны окружающей среды со стороны участников процесса преобразований;

низкий уровень экологической культуры населения


3. Государственная программа предусматривает комплексное решение экологических проблем Челябинской области, отнесенных к сфере компетенции Минэкологии.


В рамках государственной программы планируется проведение реформы контрольно-надзорной деятельности, реализация основных положений ТСО, организация осуществления мер в сфере охраны атмосферного воздуха, водных объектов, растительного и животного мира, по повышению экологической культуры населения Челябинской области на основе утвержденных и принимаемых нормативных актов.


В результате реализации государственной программы в 2025 году прогнозируется: снижение объема выбросов загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, на 1 млн. рублей валового регионального продукта в постоянных ценах до 0,044 тыс. тонн/млн. рублей; снижение количества городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха до 0; улучшение экологических условий для 418,25 тыс. человек, проживающих по состоянию на 1 января 2018 года в неблагоприятных экологических условиях (в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха); обеспечение доли уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих загрязняющих веществ от стационарных источников на уровне 87,4 процента; обеспечение выбросов загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, по отношению к показателям 2007 года на уровне 69,9 процента; повышение защищенности от негативного воздействия вод 1,55 процента населения, проживающего по состоянию на 1 января 2018 года на подверженных негативному воздействию вод территориях; увеличение доли ГТС, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве ГТС с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности на 10,84 процента; увеличение доли использованных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I - IV классов опасности до 101,5 процента; обеспечение соотношения объема образованных отходов I - IV классов опасности по отношению к показателям 2007 года на уровне 48,3 процента; сохранение доли ООПТ федерального, регионального и местного значения в общей площади территории Челябинской области на уровне 9,45 процента; увеличение доли ООПТ федерального значения в общей площади территории Челябинской области до 2,47 процента; поддержание продуктивности охотничьих угодий на уровне 22,68 рубля/гектар; увеличение доли площади общедоступных охотничьих угодий к общей площади охотничьих угодий в Челябинской области до 10,74 процента.



Раздел II. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


4. Государственная программа направлена на достижение следующей цели:


обеспечение экологической безопасности Челябинской области.


5. Задачи государственной программы:


регулирование качества атмосферного воздуха;


снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду;


обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;


сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»