____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2020 на основании Постановления Правительства Челябинской области от 30.12.2019 N 627-П.
____________________________________________________________________
Правительство Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести изменения в государственную программу Челябинской области "Охрана окружающей среды Челябинской области" на 2018 - 2025 годы, утвержденную постановлением Правительства Челябинской области от 02.11.2017 г. N 573-П "О государственной программе Челябинской области "Охрана окружающей среды Челябинской области" на 2018 - 2025 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области" (Южноуральская панорама, 25 ноября 2017 г., N 111, спецвыпуск N 24; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 22 февраля 2018 г.; 14 мая 2018 г.; 21 августа 2018 г.; 26 сентября 2018 г.; 8 ноября 2018 г.; Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2018, выпуск 3), изложив ее в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Исполняющий обязанности
председателя
Правительства
Челябинской области
Е.В.РЕДИН
Государственная программа "Охрана окружающей среды Челябинской области" на 2018 - 2025 годы
Ответственный исполнитель государственной программы | - | Министерство экологии Челябинской области (далее именуется - Минэкологии) |
Соисполнители государственной программы | - | Министерство образования и науки Челябинской области; Министерство культуры Челябинской области; органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Челябинской области (по согласованию) |
Подпрограммы государственной программы | - | "Охрана атмосферного воздуха на территории Челябинской области"; "Организация системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Челябинской области"; "Охрана водных объектов на территории Челябинской области"; "Охрана растительного и животного мира на территории Челябинской области" |
Программно-целевые инструменты государственной программы | - | отсутствуют |
Основная цель государственной программы | - | обеспечение экологической безопасности Челябинской области |
Основные задачи государственной программы | - | регулирование качества атмосферного воздуха; снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду; обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод; сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения; обеспечение сохранения биологического разнообразия экосистем; обеспечение реализации государственной программы |
Целевые показатели (индикаторы) государственной программы | - | объем выбросов загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, на 1 млн. рублей валового регионального продукта в постоянных ценах; количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха; снижение совокупного объема выбросов за отчетный год: в Челябинске, в Магнитогорске; численность населения, проживающего в неблагоприятных экологических условиях (в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (индекс загрязнения атмосферного воздуха более 7)); доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих загрязняющих веществ от стационарных источников; выбросы загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, по отношению к показателям 2007 года; доля использованных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I - IV классов опасности; объем образованных отходов I - IV классов опасности по отношению к показателям 2007 года; доля твердых коммунальных отходов (далее именуются - ТКО), направленных на утилизацию, в общем объеме образованных ТКО; доля ТКО, направленных на обработку в общем количестве образованных ТКО; ликвидированы выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границе города, в том числе: города Челябинска, города Магнитогорска, города Златоуста; ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда; доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях; доля гидротехнических сооружений (далее именуются - ГТС), приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве ГТС с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности; доля установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон водных объектов в протяженности береговой линии, требующей установления водоохранных зон (участков водных объектов, испытывающих антропогенное воздействие); доля особо охраняемых природных территорий (далее именуются - ООПТ) федерального, регионального и местного значения в общей площади территории Челябинской области; увеличение количества посетителей на ООПТ; доля ООПТ федерального значения в общей площади территории Челябинской области; продуктивность охотничьих угодий; доля площади общедоступных охотничьих угодий в общей площади охотничьих угодий Челябинской области |
Сроки и этапы реализации государственной программы | - | 2018 - 2025 годы (в один этап) |
Объемы бюджетных ассигнований государственной программы | - | общий объем финансового обеспечения государственной программы в 2018 - 2025 годах составит 13698507,11 тыс. рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета - 5211036,2 тыс. рублей, из них по годам: 2018 год - 218187,2 тыс. рублей; 2019 год - 752660,2 тыс. рублей; 2020 год - 2158672,4 тыс. рублей; 2021 год - 635483,2 тыс. рублей; 2022 год - 850237,8 тыс. рублей; 2023 год - 288449,8 тыс. рублей; 2024 год - 267917,8 тыс. рублей; 2025 год - 39427,8 тыс. рублей; областного бюджета - 3475541,61 тыс. рублей, из них по годам: 2018 год - 468065,91 тыс. рублей; 2019 год - 658836,3 тыс. рублей; 2020 год - 660271,1 тыс. рублей; 2021 год - 304064,1 тыс. рублей; 2022 год - 402591,2 тыс. рублей; 2023 год - 472864,6 тыс. рублей; 2024 год - 282639,9 тыс. рублей; 2025 год - 226208,5 тыс. рублей; местных бюджетов - 321929,3 тыс. рублей, из них по годам: 2018 год - 6658,7 тыс. рублей; 2019 год - 33710,6 тыс. рублей; 2020 год - 137480,0 тыс. рублей; 2021 год - 32120,0 тыс. рублей; 2022 год - 37360,0 тыс. рублей; 2023 год - 62480,0 тыс. рублей; 2024 год - 12120,0 тыс. рублей; 2025 год - 0 тыс. рублей; внебюджетных источников - 4690000,0 тыс. рублей, из них по годам: 2018 год - 0 тыс. рублей; 2019 год - 1711495,0 тыс. рублей; 2020 год - 2711445 тыс. рублей; 2021 год - 267060,0 тыс. рублей; 2022 год - 0 тыс. рублей; 2023 год - 0 тыс. рублей; 2024 год - 0 тыс. рублей; 2025 год - 0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | - | в результате реализации государственной программы в 2025 году планируются: снижение объема выбросов загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, на 1 млн. рублей валового регионального продукта в постоянных ценах до 0,044 тыс. тонн/млн. рублей; снижение количества городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха до 0; снижение совокупного объема выбросов за отчетный год: в Челябинске до 74,72 процента, в Магнитогорске до 72,7 процента; улучшение экологических условий для 1617,1 тыс. человек, проживающих по состоянию на 1 января 2018 года в неблагоприятных экологических условиях (в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха); обеспечение доли уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих загрязняющих веществ от стационарных источников на уровне 87,4 процента; обеспечение выбросов загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, по отношению к показателям 2007 года на уровне 87,4 процента; обеспечение уровня выбросов загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, по отношению к показателям 2007 года не более 69,9 процента; увеличение доли использованных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I - IV классов опасности до 101,5 процента; обеспечение соотношения объема образованных отходов I - IV классов опасности по отношению к показателям 2007 года на уровне 48,3 процента; увеличение доли ТКО, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных ТКО до 20 процентов; увеличение доли ТКО, направленных на обработку в общем количестве образованных ТКО, до 100 процентов; ликвидация выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов Челябинска, Магнитогорска, Златоуста; ликвидация 1 наиболее опасного объекта накопленного экологического вреда; повышение защищенности от негативного воздействия вод 0,98 процента населения, проживающего по состоянию на 1 января 2018 года на подверженных негативному воздействию вод территориях; увеличение доли ГТС, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве ГТС с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности на 13,25 процента; доведение доли установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон водных объектов в протяженности береговой линии, требующей установления водоохранных зон (участков водных объектов, испытывающих антропогенное воздействие), до 97,85 процента; сохранение доли ООПТ федерального, регионального и местного значения в общей площади территории Челябинской области на уровне 9,5 процента; увеличение количества посетителей на ООПТ до 2,8 тыс. человек; увеличение доли ООПТ федерального значения в общей площади территории Челябинской области до 2,47 процента; поддержание продуктивности охотничьих угодий на уровне 22,68 рубля/гектар; увеличение доли площади общедоступных охотничьих угодий в общей площади охотничьих угодий в Челябинской области до 10,74 процента |
1. Повышение качества жизни граждан России - ключевой вопрос государственной политики, включенный в приоритеты Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 26.03.2014 N 1949 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года".
Одним из условий повышения качества жизни является обеспечение экологической безопасности.
Выбор приоритетов государственной программы определен:
Стратегией экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года";
Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года;
планом действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 г. N 2423-р;
планом мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 619-р;
Стратегией социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, принятой постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 26.03.2014 N 1949 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года";
Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Челябинской области, утвержденной приказом Минэкологии от 24.12.2018 г. N 1562 "Об утверждении территориальной схемы обращения в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Челябинской области и признании утратившими силу приказов Министерства экологии Челябинской области от 22.09.2016 г. N 844, от 18.06.2018 г. N 741" (далее именуется - ТСО);
Схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий Челябинской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 21.02.2008 г. N 34-П "Об утверждении Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Челябинской области на период до 2020 года" (далее именуется - схема развития и размещения ООПТ);
Концепцией по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 20.02.2013 г. N 23-П "О Концепции по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года".
2. Текущее состояние окружающей среды Челябинской области обусловлено природными и климатическими особенностями Челябинской области, исторически сложившимся промышленным характером экономики региона, большой концентрацией промышленных предприятий в городах, изношенностью производственных фондов, высокой степенью урбанизации.
Принятые меры по снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду в рамках государственных программ природоохранной направленности предыдущих лет были недостаточны: состояние окружающей среды остается тревожным.
В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха (Челябинск и Магнитогорск) проживают 1,6 млн. человек, что составляет 45,7 процента населения региона.
В 2016 году 4,4 процента сточных вод сброшено в водные объекты без очистки, 79,7 процента - недостаточно очищенными и только 2,6 процента - очищенными до установленных нормативов допустимых сбросов. Сброс неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод является причиной загрязнения поверхностных и подземных вод, накопления в донных отложениях загрязняющих веществ, деградации водных экосистем.
Объем образованных отходов производства и потребления в 2016 году составил 94,25 млн. тонн. Использовано и обезврежено 40,6 процента образованных отходов.
Растущее накопление промышленных и бытовых отходов, сельскохозяйственное производство, автотранспорт отрицательно влияют на состояние почвы, качество атмосферного воздуха, а также поверхностных и подземных вод. К числу приоритетных загрязнителей почвы селитебных территорий Челябинской области относятся: свинец, кадмий, никель, мышьяк, марганец, медь.
Возрастающая антропогенная нагрузка на окружающую среду создает угрозу сокращения видового состава и численности объектов животного и растительного мира, утраты природных комплексов.
Сохранению растительного и животного мира, ландшафтов Челябинской области служат особо охраняемые природные территории. На 1 января 2017 года на территории Челябинской области насчитывается 160 особо охраняемых природных территорий, в том числе 4 ООПТ федерального значения (2 заповедника, 2 национальных парка), 153 ООПТ регионального значения (20 заказников, 132 памятника природы, 1 курорт), 3 ООПТ местного значения.
Сильные стороны | Слабые стороны |
богатый производственный и природный потенциал территории; наличие ТСО; наличие схемы развития и размещения ООПТ; наличие региональных природоохранных учреждений; наличие Красной книги Челябинской области; наличие вузов, готовящих специалистов в области экологии; наличие общественных организаций экологической направленности | имидж региона с неблагоприятной экологической обстановкой; высокий уровень урбанизации; высокая концентрация "грязного" производства в городах Челябинской области; высокая степень износа основных фондов опасных производственных объектов и низкие темпы технологической модернизации экономики; несовершенство природоохранного законодательства; наличие территорий с низкой инвестиционной привлекательностью для создания системы обращения с отходами; наличие значительного количества объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе территорий, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению |
Возможности | Угрозы |
развитие мониторинга окружающей среды; проведение реформы контрольно-надзорной деятельности; введение квотирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на основе сводных расчетов и оценки вклада предприятий в общие выбросы; развитие государственно-частного партнерства; возможность получения федеральной поддержки в рамках реализации приоритетных национальных проектов по направлению "Экология" | дефицит финансирования природоохранной деятельности; несвоевременное принятие нормативных актов в сфере охраны окружающей среды на федеральном и региональном уровнях; инертность и сопротивление изменениям в сфере охраны окружающей среды со стороны участников процесса преобразований; низкий уровень экологической культуры населения |
3. Государственная программа предусматривает комплексное решение экологических проблем Челябинской области, отнесенных к сфере компетенции Минэкологии.
В рамках государственной программы планируется проведение реформы контрольно-надзорной деятельности, реализация основных положений ТСО, организация осуществления мер в сфере охраны атмосферного воздуха, водных объектов, растительного и животного мира, по повышению экологической культуры населения Челябинской области на основе утвержденных и принимаемых нормативных актов.
В результате реализации государственной программы в 2025 году прогнозируется: снижение объема выбросов загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, на 1 млн. рублей валового регионального продукта в постоянных ценах до 0,044 тыс. тонн/млн. рублей; снижение количества городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха до 0; улучшение экологических условий для 418,25 тыс. человек, проживающих по состоянию на 1 января 2018 года в неблагоприятных экологических условиях (в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха); обеспечение доли уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих загрязняющих веществ от стационарных источников на уровне 87,4 процента; обеспечение выбросов загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, по отношению к показателям 2007 года на уровне 69,9 процента; повышение защищенности от негативного воздействия вод 1,55 процента населения, проживающего по состоянию на 1 января 2018 года на подверженных негативному воздействию вод территориях; увеличение доли ГТС, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве ГТС с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности на 10,84 процента; увеличение доли использованных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I - IV классов опасности до 101,5 процента; обеспечение соотношения объема образованных отходов I - IV классов опасности по отношению к показателям 2007 года на уровне 48,3 процента; сохранение доли ООПТ федерального, регионального и местного значения в общей площади территории Челябинской области на уровне 9,45 процента; увеличение доли ООПТ федерального значения в общей площади территории Челябинской области до 2,47 процента; поддержание продуктивности охотничьих угодий на уровне 22,68 рубля/гектар; увеличение доли площади общедоступных охотничьих угодий к общей площади охотничьих угодий в Челябинской области до 10,74 процента.
4. Государственная программа направлена на достижение следующей цели:
обеспечение экологической безопасности Челябинской области.
5. Задачи государственной программы:
регулирование качества атмосферного воздуха;
снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду;
обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;
сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;