ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

ПРИКАЗ

от 17 ноября 2020 года N 142

Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации "О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации"



В соответствии с пунктом 5.12 Положения о Федеральном агентстве по делам национальностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2015 г. N 368, в целях оказания методического содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при осуществлении ими полномочий в сфере реализации государственной национальной политики

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации "О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан" (далее - Методические рекомендации).

2. Управлению анализа, прогноза и работы с иностранными гражданами (Д.Е.Савельев) направить Методические рекомендации в органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации направить Методические рекомендации органам местного самоуправления для практического применения.

4. Управлению делами (А.О.Ямкова) разместить Методические рекомендации на официальном сайте Федерального агентства по делам национальностей в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федерального агентства по делам национальностей С.А.Бедкина.

Руководитель
И.В.Баринов



УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федерального агентства
по делам национальностей
от 17 ноября 2020 года N 142



Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации "О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации"

I. Общие положения

     

1. Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации (далее - Методические рекомендации) разработаны во исполнение пункта 36 плана мероприятий по реализации в 2019-2020 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 2985-р, на основе изучения российской и международной практики, предложений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных организаций.

2. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания методического содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при осуществлении ими полномочий в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан на территории субъектов Российской Федерации.

3. Методические рекомендации направлены на обеспечение единых подходов к социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан, противодействию их социальной и территориальной изоляции и устранению способствующих этому условий.

4. Нормативными правовыми основаниями разработки методических рекомендаций являются:

Конституция Российской Федерации;

Трудовой кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ);

Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию";

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ);

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ);

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ);

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 109-ФЗ);

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции";

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 (далее - Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации);

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, утвержденная Указом Президента России от 31 октября 2018 г. N 622 (далее - Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации, Концепция);

постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации";

постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2017 г. N 1312 "О государственной информационной системе мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций";

иные нормативные правовые акты.

5. В соответствии с пунктом 23 Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации выделены три основных направления миграционной политики в области создания условий для адаптации иностранных граждан:

формирование институтов и механизмов социальной и культурной адаптации иностранных граждан с учетом их возрастных, профессиональных, национальных, культурных и иных особенностей, а также региональных и этнокультурных укладов жизни населения Российской Федерации;

принятие мер, препятствующих возникновению пространственной сегрегации, формированию этнических анклавов и маргинализации находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, включая оформление документов, удостоверяющих личность, лицам без гражданства, не имеющим таких документов;

обеспечение иностранным гражданам независимо от их миграционного статуса, уровня доходов и иных обстоятельств равных возможностей для получения государственных услуг в сфере миграции, в том числе информационных.

Также, в Концепции указано, что создание условий для адаптации к правовым, социально-экономическим, культурным и иным условиям жизни в российской Федерации иностранных граждан, испытывающих сложности в адаптации, обусловленные особенностями их культуры и привычного жизненного уклада, а также иными факторами является одной из задач миграционной политики. Исходя из этого выделены ее основные направления в области создания условий для адаптации иностранных граждан.

Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации успешная социальная и культурная адаптация иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграция в российское общество определены одной из целей государственной национальной политики Российской Федерации, а формирование системы их социальной и культурной адаптации и их интеграции в российское общество - как одна задач такой политики.

Государственная программа "Реализация государственной национальной политики" содержит подпрограмму 5 "Социально-культурная адаптация и интеграция иностранных граждан в Российской Федерации". В рамках этой подпрограммы предусмотрена реализация двух основных мероприятий: 5.1 "Научно-методическое и информационное сопровождение социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан" и 5.2 "Реализация мер, направленных на социально-культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан".

Отдельные вопросы, связанные с социальной и культурной адаптацией и интеграцией иностранных граждан, регулируются федеральными законами. Важное значение в указанных процессах играет знание иностранцем русского языка, истории и основ законодательства нашей страны. Требования о необходимости подтверждения таких знаний содержатся в Федеральном законе N 115-ФЗ.

Социальной адаптации иностранных трудовых мигрантов способствуют изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливающие обязанность работодателя отчислять за иностранных работников взнос в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 1,8% от заработной платы.

Данной категории иностранных граждан с 2014 года предоставлено право на пособие по причине временной нетрудоспособности в связи с болезнью.

Участие субъектов Российской Федерации в реализации государственной политики в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан определяется Федеральным законом N 184-ФЗ. Он относит осуществление мер по социальной и культурной адаптации иностранных граждан к сфере ведения субъектов Российской Федерации. Их финансирование обеспечивается из региональных бюджетов (пункт "а.1" части 2 статьи 21, пункт 20.1 части 2 статьи 26.3).

Принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации меры и проводимые ими мероприятия в целях социальной и культурной адаптации иностранных граждан осуществляются в рамках различных государственных программ и их подпрограмм.

Правовым основанием для их выполнения, в том числе создания организационных основ (комиссии, комитеты, советы, кадровое наполнение и т.д.) являются, в зависимости от законодательства субъекта Российской Федерации, законы субъекта Российской Федерации, акты главы субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ, создание условий для реализации мер, направленных на социальную и культурную адаптацию иностранных граждан, разработка и осуществление таких мер относятся к вопросам местного значения, а финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (пункт 7.2 части 1 статьи 14, пункт 6.2 части 1 статьи 15, пункт 7.2 статьи 16, части 1 статьи 18).

Федеральным законом N 7-ФЗ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами деятельности по социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан (пункт 15 части 1 статьи 31.1).

6. Целями социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан на территории Российской Федерации являются:

6.1. Для федеральных государственных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - упорядочение процессов социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в интересах социально-экономического развития страны и ее территорий, обеспечения государственной и общественной безопасности, соблюдения равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

6.2. Для органов местного самоуправления - обеспечение быстрого и качественного приспособления иностранных граждан к условиям территорий вселения в интересах социально-экономического развития территорий и бесконфликтного пребывания/проживания иностранных граждан среди местного населения.

7. Задачами федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан являются:

7.1. Содействие формированию конструктивного взаимодействия между иностранными гражданами и принимающим сообществом.

7.2. Противодействие социальной и культурной исключенности иностранных граждан, их пространственной сегрегации и формированию этнических анклавов.

7.3. Профилактика правонарушений, совершаемых иностранными гражданами.

7.4. Создание условий для освоения иностранными гражданами русского языка, истории России и основ законодательства Российской Федерации.

7.5. Иные задачи, установленные федеральными законами.

8. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере реализации государственной национальной политики относятся:

8.1. Осуществление мер по обеспечению социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан с учетом примерного перечня мероприятий, направленных на социальную и культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан в Российской Федерации.

8.2. Разработка государственных программ субъектов Российской Федерации либо подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан.

8.3. Реализация на территории субъекта Российской Федерации государственной программы либо подпрограммы государственной программы в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан.

8.4. Взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями, деятельность которых направлена на социальную и культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан.

8.5. Оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на социальную и культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан.

8.6. Информационное сопровождение реализации государственной политики в области социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан на территории субъекта Российской Федерации.

9. К полномочиям органов местного самоуправления в сфере реализации государственной национальной политики относятся:

9.1. Разработка и осуществление мер, направленных на обеспечение социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан, с учетом примерного перечня мероприятий, направленных на социальную и культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан в Российской Федерации.

9.2. Информирование местного населения по вопросам социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан.

9.3. Взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями, деятельность которых направлена на социальную и культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан.

9.4. Оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на социальную и культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан.

10. Понятийный аппарат, рекомендуемый к использованию:

Социальная и культурная адаптация иностранных граждан и их интеграция в российское общество - усвоение иностранными гражданами основ русского языка, истории России, законодательства Российской Федерации, правил поведения, навыков общения, норм общественной морали и этики, культурных ценностей, возможности получения государственных и иных услуг в целях пребывания (проживания), осуществления трудовой и иной деятельности на территории Российской Федерации в установленном порядке, формирования устойчивых социальных отношений, культурных связей и сотрудничества с гражданами Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»