Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 1.1-2020 Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации и проектные технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности (с Поправкой)

     5 Правила проведения работ техническим комитетом по стандартизации*

________________

* Правила, установленные в настоящем разделе, за исключением правил, указанных в 5.3 и 5.4, распространяются на работу ПТК.

5.1 Участие в формировании программ стандартизации и проведение контроля реализации этих программ

5.1.1 ТК должен иметь перспективную программу работы комитета, которая должна быть увязана с документами стратегического планирования, в том числе с государственными программами Российской Федерации и государственными программами субъектов Российской Федерации, а также федеральными целевыми программами, ведомственными целевыми программами, иными программами, предусматривающих разработку документов по стандартизации, включая перспективные программы стандартизации по приоритетным направлениям.

В перспективной программе работы ТК не должно быть дублирования тем с работами других комитетов, в том числе смежных ТК. Соответствующий контроль осуществляет институт стандартизации при создании ТК (см. 4.2.2), а также в процессе формирования программы национальной стандартизации (ПНС), осуществляемого в соответствии с ГОСТ Р 1.14.

5.1.2 ТК участвует в формировании ПНС путем подготовки предложений [9]. При этом координацию работ по стандартизации различных ТК (в том числе профильного и смежных ТК) и исключение дублируемых тем обеспечивает федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации с учетом предложений института стандартизации.

5.1.3 При ведении секретариата МТК или представлении Российской Федерации в МТК (если его секретариат ведет другое государство) российский ТК готовит предложения в соответствии с ГОСТ 1.6 по включению в программу межгосударственной стандартизации тем, относящихся к закрепленной за данным МТК области деятельности.

Если секретариат МТК ведет другое государство, то российский ТК рассматривает предложения секретариата МТК по включению в программу межгосударственной стандартизации и определяет целесообразность их реализации в интересах Российской Федерации, а также обеспечивает исключение дублируемых тем на национальном и межгосударственном уровнях. Соответствующее мнение российского ТК доводят до сведения полномочного представителя Российской Федерации в данном МТК, если соответствующие функции не совмещает лицо, являющееся ответственным секретарем российского ТК.

5.1.4 При планировании работ по национальной и межгосударственной стандартизации российскому ТК рекомендуется увязывать их по срокам и содержанию с работами, проводимыми аналогичным техническим комитетом или подкомитетом международной организации по стандартизации.

5.1.5 Контроль за реализацией ПНС по тематике ТК и отчет о ходе реализации этой программы, а также подготовку предложений по внесению в нее необходимых изменений и дополнений осуществляют в соответствии с ГОСТ Р 1.14.

5.1.6 Ответственный секретарь ТК совместно с секретариатом данного комитета (далее в настоящем разделе - секретариат ТК) постоянно осуществляет контроль за реализацией перспективной программы работы ТК.

5.1.7 Секретариат ТК постоянно проводит анализ реализации в ТК утвержденных отраслевых программ стандартизации по приоритетным направлениям и готовит предложения по внесению в них необходимых изменений и дополнений.

5.1.8 В случае нарушения планируемых сроков секретариат ТК предупреждает разработчика стандарта (изменения), а при необходимости сообщает об этом в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.

5.1.9 Секретариат ТК отчитывается о проведении им контроля реализации в ТК программ стандартизации за прошедший год перед членами данного комитета, а также приводит сведения о реализации программ в годовом отчете о работе ТК (см. 6.2.4).

5.2 Проведение экспертизы проектов стандартов и других документов по стандартизации

5.2.1 ТК проводит экспертизу проектов документов национальной системы стандартизации, проектов межгосударственных стандартов и проектов изменений к действующим в Российской Федерации документам национальной системы стандартизации и межгосударственным стандартам в сфере стандартизации, относящейся к компетенции данного комитета, в соответствии с правилами, установленными в ГОСТ Р 1.6-2013 (раздел 6), и порядком проведения экспертизы проектов документов [10] и готовит экспертные заключения с мотивированными предложениями об утверждении (представлении на принятие) или об отклонении этих проектов. При этом соблюдают правила проведения соответствующих процедур, которые установлены в ГОСТ Р 1.2, ГОСТ Р 1.16 и ГОСТ Р 1.8.

5.2.1.1 Организация, ведущая секретариат смежного ТК, принимает участие в экспертизе проекта, указанного в 5.2.1, в качестве члена профильного ТК.

5.2.1.2 По решению председателя смежного ТК к экспертизе проекта, указанного в 5.2.1, могут быть привлечены члены этого комитета или их часть. При этом организация, ведущая секретариат смежного ТК, обобщает их отзывы и готовит на их основе отзыв своей организации.

5.2.1.3 По решению председателя смежного ТК члены этого комитета могут быть привлечены к определению позиции при голосовании по проекту экспертного заключения с мотивированным предложением об утверждении (представлении на принятие) или об отклонении этих проектов.

5.2.1.4 Если интересы смежного ТК не представлены в качестве члена комитета в профильном ТК, то данный проект подлежит согласованию со смежным комитетом с соблюдением правил, установленных в ГОСТ Р 1.2-2020 (пункт 4.3.2).

5.2.1.5 При проведении экспертизы указанных в 5.2.1 проектов институт стандартизации следит за соблюдением интересов смежных и других ТК.

5.2.2 Если ТК проводит экспертизу разработанного в другом государстве проекта межгосударственного стандарта (проекта изменения к действующему в Российской Федерации межгосударственному стандарту) в соответствии с ГОСТ Р 1.8, то по ее результатам секретариат данного комитета готовит обобщенный отзыв от имени Российской Федерации на первую редакцию проекта стандарта (изменения), экспертное заключение на окончательную редакцию и рекомендации по позиции Российской Федерации при голосовании по данному проекту стандарта (изменения), в том числе обоснование предложения проголосовать против принятия этого стандарта (изменения).

В этой работе может принять участие смежный ТК в соответствии с 5.2.1.1-5.2.1.4.

5.2.3 ТК проводит экспертизу проекта свода правил в сфере стандартизации, относящейся к компетенции данного комитета*, если в адрес ТК с соответствующим предложением обратится федеральный орган исполнительной власти или разработчик данного свода правил. При этом результаты экспертизы отражают в экспертном заключении, которое рекомендуется излагать и оформлять аналогично экспертному заключению на проект стандарта (см. ГОСТ Р 1.6-2013, приложение А).

________________

* Эта работа предусмотрена правилами [11].

Если проект свода правил, проходящий экспертизу в профильном ТК, затрагивает область деятельности смежных ТК, то данный проект подлежит согласованию с этими комитетами с соблюдением правил, установленных в 5.2.1.1-5.2.1.4.

5.3 Проверка действующих стандартов, мониторинг применения предварительных национальных стандартов и рассмотрение иных предложений**

________________