Профессиональные справочные системы
для специалистов строительной отрасли

ГОСТ Р 1.1-2020



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Стандартизация в Российской Федерации

ТЕХНИЧЕСКИЕ КОМИТЕТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ КОМИТЕТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

Правила создания и деятельности

Standardization in the Russian Federation. Technical committees for standardization and project technical committees for standardization. Rules of organization and function



ОКС 01.120

Дата введения 2020-11-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии при участии Федерального государственного унитарного предприятия "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 12 "Методология стандартизации"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 октября 2020 г. N 745-ст

4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 1.1-2013

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2021 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает правила создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации (далее - ТК) и проектных технических комитетов по стандартизации (далее - ПТК), а также типовое положение о ТК.

Примечание - В настоящем стандарте применены термины и сокращения, которые установлены и определены в действующих в Российской Федерации ГОСТ 1.1-2002 и ГОСТ Р 1.12.

1.2 Если область деятельности, принципы работы и (или) состав ТК, созданного до 1 ноября 2020 г., не соответствуют требованиям, установленным в 3.2-3.4, а положение о данном комитете - типовому положению о ТК, приведенному в приложении А, то эти противоречия должны быть устранены в течение одного года после введения в действие настоящего стандарта. В этот же срок в действующем ТК должна быть утверждена перспективная программа работы комитета, соответствующая требованиям 5.1.1 (при отсутствии у ТК данной программы на 1 ноября 2020 г.).

1.3 ПТК, созданные до 1 ноября 2020 г., должны быть преобразованы в ТК в течение двух лет после введения в действие настоящего стандарта с соблюдением правил, установленных в разделе 4, или ликвидированы согласно 6.6.12-6.6.15.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения

ГОСТ 1.2 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены

ГОСТ 1.3 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. Правила разработки на основе применения международных и региональных стандартов

ГОСТ 1.4 Межгосударственная система стандартизации. Межгосударственные технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности

ГОСТ 1.6 Межгосударственная система стандартизации. Программа межгосударственной стандартизации. Правила формирования, принятия, контроля за реализацией и внесения изменений и осуществления мониторинга реализации

ГОСТ Р 1.2-2020 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок и отмены

ГОСТ Р 1.6-2013 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Правила организации и проведения экспертизы

ГОСТ Р 1.7 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов

ГОСТ Р 1.8-2011 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения

ГОСТ Р 1.12 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения

ГОСТ Р 1.14 Стандартизация в Российской Федерации. Программа национальной стандартизации. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией

ГОСТ Р 1.16-2011 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные предварительные. Правила разработки, утверждения, применения и отмены

ГОСТ Р 1.17 Стандартизация в Российской Федерации. Эксперт по стандартизации. Общие требования

ГОСТ Р 57564 Организация и проведение работ по международной стандартизации в Российской Федерации

ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001 Общероссийский классификатор стандартов

ОК 029 (КДЕС) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2)

ОК 034 (КПЕС 2008) Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2)

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (классификаторов) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Общие положения

3.1 Цели создания и задачи технических комитетов по стандартизации и проектных технических комитетов по стандартизации

3.1.1 ТК и ПТК создают для проведения работ по национальной, межгосударственной и международной стандартизации с участием и при сотрудничестве заинтересованных юридических лиц (включая научные организации в сфере стандартизации, общественные организации и объединения), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории, а также государственных органов, органов местного самоуправления и государственных корпораций.

3.1.2 Задачами ТК в области деятельности, относящейся к компетенции данного комитета, являются:

а) участие в формировании программ стандартизации и проведение контроля за реализацией этих программ (см. 5.1);

б) проведение экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации, проектов межгосударственных стандартов и проектов изменений к действующим в Российской Федерации документам национальной системы стандартизации и межгосударственным стандартам (см. 5.2.1 и 5.2.2);

в) регулярная проверка действующих в Российской Федерации и закрепленных за данным комитетом национальных стандартов и других документов национальной системы стандартизации, а также межгосударственных стандартов с целью выявления необходимости их обновления или отмены (см. 5.3.1);

г) мониторинг применения закрепленных за данным комитетом предварительных национальных стандартов и оценка целесообразности их утверждения в качестве национальных стандартов (см. 5.3.2);

д) рассмотрение предложений об обновлении или отмене документов национальной системы стандартизации и действующих в Российской Федерации межгосударственных стандартов или предложений об одностороннем прекращении применения межгосударственных стандартов в Российской Федерации (см. 5.3.3);

е) проведение экспертизы проектов сводов правил и подготовка экспертных заключений на эти проекты (см. 5.2.3);

ж) проведение экспертизы проектов стандартов организаций и проектов технических условий в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации [1];

и) участие в работе межгосударственного технического комитета по стандартизации (далее - МТК), который имеет общую область деятельности с данным российским ТК, в том числе для ведения секретариата МТК (см. 5.4.1);

к) участие в работах аналогичных технических комитетов (подкомитетов или рабочих групп) международных организаций по стандартизации (см. 5.4.2);

л) участие в разработке международных и региональных стандартов в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации [2];

м) участие в формировании перечней стандартов (документов в области стандартизации), в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов*, и перечней стандартов (документов в области стандартизации), которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и исполнения технических регламентов и осуществления оценки соответствия;

________________

* Формирование перечней национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, осуществляется в соответствии с правилами стандартизации [3].

н) подготовка заключений о возможности применения международных, региональных стандартов, национальных стандартов и сводов правил иностранных государств для подтверждения соблюдения требований технических регламентов и включения данных стандартов и сводов правил в соответствующие перечни**;

________________

** Подготовка такого заключения предусмотрена в пункте 4 статьи 44 Федерального закона "О техническом регулировании" [4].

п) подготовка заключений о соблюдении (несоблюдении) условий применения международных и региональных стандартов, региональных сводов правил, а также стандартов и сводов правил иностранных государств в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации [5];

р) проведение экспертизы переводов на русский язык международных и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов и сводов правил иностранных государств (см. 5.5);

с) участие в подготовке предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации.

Задачи, указанные в перечислениях и), к), л), с), ТК выполняет, если данные задачи возложены на него на основании организационно-распорядительного документа федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации о создании данного комитета.

Задачи, указанные в перечислениях ж), п), ТК выполняет в случае соответствующего обращения заинтересованных организаций.

Для ТК, объектом стандартизации которого являются общероссийские классификаторы, основной задачей является проведение экспертизы окончательных редакций проектов общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и проектов изменений к ним.

3.1.3 На основании организационно-распорядительного документа федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации ТК может решать задачи, не указанные в 3.1.2.

3.1.4 Задачами ПТК в области деятельности, относящейся к компетенции данного комитета, являются задачи, указанные в 3.1.2 в перечислениях а), б), г), е), ж), м), н), п), р).

3.2 Область деятельности технического комитета по стандартизации и проектного технического комитета по стандартизации

3.2.1 ТК создают по видам продукции, услуг, технологий или иным объектам и (или) аспектам стандартизации, которые не относятся к областям деятельности существующих в Российской Федерации ТК. При этом для создаваемого комитета рекомендуется иметь аналог среди технических комитетов или подкомитетов международной или региональной организации по стандартизации или среди структурных подразделений иной международной организации, занимающейся стандартизацией.

Примечание - Согласно терминологии, принятой на международном уровне в соответствующем документе [6], международной организацией, занимающейся стандартизацией, именуют организацию, занимающуюся стандартизацией, деятельность которой в области стандартизации является общепризнанной и членство в которой открыто для соответствующего национального органа каждой страны.

3.2.2 В обоснованном случае может быть создан ТК, область деятельности которого не имеет аналога на международном или региональном уровне. В таком случае область деятельности российского ТК рекомендуется формировать на основе наименования раздела, группы или подгруппы Общероссийского классификатора стандартов по ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001 с учетом наименования соответствующего вида экономической деятельности по ОКВЭД2 ОК 029 или продукции по ОКПД2 ОК 034.

3.2.3 Область деятельности создаваемого ТК не должна дублировать области деятельности других (уже существующих) ТК. В этой области деятельности ТК считается профильным (после принятия решения о создании этого комитета в соответствии с 4.3.1).

Консультации по определению и обоснованию области деятельности создаваемого ТК для недопущения дублирования с областями деятельности существующих ТК оказывает подведомственный федеральному органу исполнительной власти в сфере стандартизации институт стандартизации (далее - институт стандартизации).

3.2.4 Если отдельные объекты или аспекты стандартизации в области деятельности профильного ТК также относятся к областям деятельности других ТК, то такие комитеты считаются смежными с профильным ТК.

При взаимодействии профильного и смежных ТК должны быть соблюдены интересы каждого комитета, и это должно быть обеспечено при создании новых комитетов (см. 4.2.2), планировании работ по стандартизации (см. 5.1.1 и 5.1.2), проведении экспертизы проектов (см. 5.2), мониторинге применения предварительных национальных стандартов (см. 5.3.2) и рассмотрении предложений об обновлении или отмене стандартов (см. 5.3.3).

Решения, направленные на обеспечение взаимных интересов смежных ТК, принимает федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации с учетом предложений института стандартизации.

3.2.5 Область деятельности ПТК ограничивают объектами или аспектами стандартизации проектов межгосударственных и (или) национальных стандартов, для экспертизы которых создают данный комитет в том случае, когда эти стандарты не относятся к областям деятельности существующих в Российской Федерации ТК (см. 4.4).

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ доступен в системах «Техэксперт» и «Кодекс».