ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2020 года N 262/1934-7
(с изменениями на 5 июня 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением ЦИК России от 16 июня 2021 года N 10/81-8;
постановлением ЦИК России от 1 июня 2022 года N 85/711-8;
постановлением ЦИК России от 28 июня 2023 года N 120/961-8;
постановлением ЦИК России от 5 июня 2024 года N 171/1337-8.
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 9 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить Методические рекомендации по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления (прилагаются).
3. Рекомендовать избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации использовать настоящие Методические рекомендации при проведении референдума субъекта Российской Федерации, местных референдумов.
4. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и официальном сетевом издании "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
Э.А.Памфилова
Исполняющий обязанности секретаря
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
Е.А.Шевченко
Методические рекомендации по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления
(с изменениями на 5 июня 2024 года)
1.1. Настоящие Методические рекомендации направлены на обеспечение реализации избирательных прав военнослужащих, а также в части, касающейся организации голосования, - иных избирателей, проживающих на территории расположения воинской части, при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления.
Порядок и сроки избирательных действий могут быть конкретизированы в нормативных актах избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с учетом требований законодательства соответствующих субъектов Российской Федерации.
1.2. В настоящих Методических рекомендациях с учетом положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" под военнослужащими понимаются лица, проходящие военную службу по контракту или по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы.
1.3. Вопросы реализации избирательных прав военнослужащих, а также иных избирателей, проживающих на территории расположения воинской части, в период подготовки и проведения выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), иными федеральными законами, Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 1997 года N 535 "Об обеспечении избирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, работников органов прокуратуры Российской Федерации и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации", законами субъектов Российской Федерации о выборах и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Права и свободы военнослужащих определяются также федеральными законами "О статусе военнослужащих", "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", "О пожарной безопасности", Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", иными нормативными актами.
1.4. Военнослужащие имеют право избирать и быть избранными на общих основаниях в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Недопустимо ограничение активного или пассивного избирательного права военнослужащих по мотивам, связанным с характером, условиями, продолжительностью, местом их службы или местом пребывания, а также местом жительства до призыва (поступления) на военную службу и по другим мотивам.
1.5. Избирательные комиссии обеспечивают реализацию избирательных прав военнослужащих во взаимодействии с органами военного управления, командованием соединений, воинских частей и иных воинских формирований федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Руководители федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, органов военного управления, командование воинских частей, иных воинских формирований оказывают содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий.
2.1. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Избирательные участки на территориях воинских частей могут образовываться командирами воинских частей по согласованию с соответствующей избирательной комиссией в случаях, а также в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации.
Командир воинской части или лицо, его замещающее, может выступить с инициативой по образованию таких участков.
2.2. Порядок доведения до избирателей сведений об образовании избирательных участков на территориях воинских частей, в том числе позже общих сроков образования избирательных участков (не позднее чем за 40 дней до дня (последнего дня) голосования), устанавливается законодательством Российской Федерации о выборах.
________________
Здесь и далее в скобках указаны сроки в случае принятия избирательной комиссией, организующей выборы, решения (избирательной комиссией, на которую законом возложено принятие соответствующего решения), предусмотренного статьей 63_1 Федерального закона.
2.3. При опубликовании лицами, указанными в пункте 7 статьи 19 Федерального закона, сведений об избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, текст публикуемого материала в обязательном порядке согласовывается с командиром соответствующей воинской части или замещающим его лицом.
2.4. В случае образования избирательного участка на территории воинской части командир воинской части выделяет помещение для участковой избирательной комиссии и помещение для голосования вне территории режимных объектов и обеспечивает доступ в это помещение всем членам участковой избирательной комиссии, членам вышестоящих избирательных комиссий и работникам их аппаратов, а также совместно с участковой избирательной комиссией обеспечивает доступ в помещение кандидатам, зарегистрированным вышестоящей избирательной комиссией, их уполномоченным представителям по финансовым вопросам или доверенным лицам, уполномоченным представителям или доверенным лицам избирательных объединений, списки кандидатов которых зарегистрированы вышестоящей избирательной комиссией, или кандидатам из указанных списков, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям и представителям средств массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о выборах. При этом должны соблюдаться требования законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность воинских частей, в том числе определяющих порядок въезда на территории, организации и объекты, для которого иностранным гражданам требуется специальное разрешение.
2.4_1 Осуществление фото- и (или) видеосъемки в помещениях для голосования, находящихся на избирательных участках, образованных в воинских частях, допускается только аккредитованными в соответствии с пунктом 11_2 статьи 30 Федерального закона представителями средств массовой информации и по согласованию с командиром соответствующей воинской части.
Фото- и (или) видеосъемка должна осуществляться лицами, имеющими право на ее осуществление, таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контроля за волеизъявлением избирателей, а также чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, которые содержатся в списках избирателей и иных документах, содержащих конфиденциальную информацию.
(Пункт дополнительно включен постановлением ЦИК России от 5 июня 2024 года N 171/1337-8)
2.5. При проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, организующей подготовку и проведение указанных выборов, для голосования избирателей могут образовываться избирательные участки за пределами территории субъекта Российской Федерации, где такие избиратели обладают активным избирательным правом.
Особенности образования данных избирательных участков, формирования участковых избирательных комиссий на данных участках (возложения полномочий участковых избирательных комиссий данных участков на участковые избирательные комиссии, сформированные в иных субъектах Российской Федерации), составления списков избирателей, составления протоколов об итогах голосования (формирования данных об итогах такого голосования), обработки итогов голосования, определения результатов выборов, а также иные особенности подготовки и проведения голосования, в том числе досрочного голосования, на указанных избирательных участках устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен постановлением ЦИК России от 28 июня 2023 года N 120/961-8)
3.1. Формирование участковой избирательной комиссии при образовании избирательного участка на территории воинской части осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, регулирующими порядок формирования участковых избирательных комиссий.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением ЦИК России от 1 июня 2022 года N 85/711-8. - См. предыдущую редакцию)
3.2. В случае образования избирательного участка на территории воинской части в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона участковая избирательная комиссия формируется территориальной избирательной комиссией в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона.
3.3. На избирательном участке, образованном на территории воинской части, расположенной в обособленной, удаленной от населенных пунктов местности, участковая избирательная комиссия формируется территориальной избирательной комиссией из резерва составов участковых комиссий, предусмотренного пунктом 5_1 статьи 27 Федерального закона, не позднее чем за 15 дней до дня (последнего дня) голосования, а в исключительных случаях - не позднее дня, предшествующего дню (первому дню) голосования, либо такая участковая избирательная комиссия формируется территориальной избирательной комиссией (по решению территориальной избирательной комиссии - командиром соответствующей воинской части) из числа военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, в том числе не входящих в резерв составов участковых комиссий.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением ЦИК России от 5 июня 2024 года N 171/1337-8. - См. предыдущую редакцию)
3.4. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" сведения о дислокации и численности войск составляют государственную тайну. В связи с этим для организации голосования военнослужащих на общем избирательном участке в составы участковой избирательной комиссии и соответствующей территориальной избирательной комиссии включаются в качестве членов избирательной комиссии с правом решающего голоса представители воинской части в порядке, установленном пунктом 6 статьи 26 и пунктом 4 статьи 27 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Федерального закона предложения о включении военнослужащего в состав участковой избирательной комиссии могут быть внесены, в частности, собранием избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.
3.5. В соответствии с пунктом 5 статьи 22 Федерального закона необходимо учитывать, что при формировании участковых избирательных комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, требование об ограничении количества государственных и муниципальных служащих в составе избирательной комиссии может не применяться.
3.6. Руководство деятельностью участковых избирательных комиссий избирательных участков, образованных на территориях воинских частей, осуществляется соответствующими вышестоящими избирательными комиссиями.
3.7. Резерв составов участковых комиссий формируется в соответствии с Порядком формирования резерва составов участковых комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 5 декабря 2012 года N 152/1137-6.
При этом необходимо учитывать, что избирательная комиссия субъекта Российской Федерации или по ее решению территориальная избирательная комиссия формирует резерв составов участковых комиссий, исходя из установленной избирательной комиссией субъекта Российской Федерации структуры резерва составов участковых комиссий, которая может предусматривать, с учетом местных условий, создание резерва для участковых комиссий избирательных участков, образуемых на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях.
3.8. При назначении выборов, в том числе досрочных выборов, за исключением дополнительных и повторных, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации или по ее решению территориальная избирательная комиссия в обязательном порядке проводит прием предложений для дополнительного зачисления в резерв составов участковых комиссий для избирательных участков, образуемых на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях.
4.1. Активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации обладают военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, место жительства которых находится на территории избирательного округа, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинской части, расположенной на территории избирательного округа, и зачисленные приказом командира воинской части в штат этой воинской части.
4.2. Активным избирательным правом на выборах в органы местного самоуправления обладают военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, место жительства которых находится на территории избирательного округа, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, в случае если их место жительства до призыва на военную службу находилось на территории соответствующего муниципального образования. При этом за военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, сохраняется активное избирательное право на выборах в органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых расположено их место жительства до призыва на военную службу.
4.3. Законом субъекта Российской Федерации активное избирательное право может быть предоставлено военнослужащему, проходящему военную службу на территории избирательного округа, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа, за исключением военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, который на выборах в органы местного самоуправления не включается в списки избирателей, если место его жительства до призыва на военную службу не было расположено на территории данного муниципального образования.
4.4. В списки избирателей включаются все военнослужащие, обладающие активным избирательным правом, при этом военнослужащий может быть включен в список избирателей и голосовать только на одном избирательном участке.
4.5. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, место жительства которых расположено вне территории воинской части, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях. Факт нахождения места жительства на соответствующей территории устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
4.6. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, место жительства которых расположено на территории воинской части, включаются в список избирателей на избирательном участке по месту расположения воинской части. Факт нахождения места жительства на территории воинской части устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации или соответствующей службой воинской части.
4.7. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, включаются в список избирателей избирательного участка по месту расположения воинской части на основании приказа командира воинской части о зачислении в штат воинской части с учетом ограничений, установленных пунктом 5 статьи 17 Федерального закона и пунктом 4.2 настоящих Методических рекомендаций.
4.8. Обладающие активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе курсанты и слушатели образовательных учреждений профессионального образования федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, обучающиеся по очной форме обучения и зарегистрированные по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), могут включаться в список избирателей по месту нахождения общежития (образовательного учреждения), если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.