Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 13 декабря 2019 года N 37-р
О внесении изменений в распоряжение Росприроднадзора от 1 ноября 2013 г. N 6-Р
В целях обеспечения внедрения научно-исследовательской работы "Разработка актуализированной методики по расчетной оценке выбросов от передвижных источников (автомобильного и железнодорожного транспорта) в Российской Федерации с учетом требований Таможенного союза и ОЭСР к экологическим классам АТС и качеству и типам топлива", выполняемой в рамках Тематического плана научно-исследовательских и организационно-методических проектов на 2019 год (в рамках государственного задания ФГБУ "ГосНИИЭНП"), внести в распоряжение Росприроднадзора от 1 ноября 2013 г. N 6-р "Об утверждении Порядка организации работ по оценке выбросов от отдельных видов передвижных источников" следующие изменения:
1. Приложение 1 к распоряжению дополнить пунктами 10, 11 следующего содержания:
"10. В случае если в населенном пункте в рамках сводных расчетов рассеивания выбросов в атмосферу и квотирования выбросов проводится оценка выбросов от передвижных источников с использованием других методик, утвержденных в установленном порядке, то территориальными органами Росприроднадзора для оценки выбросов от передвижных источников используются результаты данных расчетов. Результаты оценки выбросов от передвижных источников, проводимые в рамках сводных расчетов и квотирования выбросов, могут получаться территориальными органами Росприроднадзора в соответствии с соглашениями об условиях и сроках передачи этих данных с организациями, осуществляющими данные работы в субъекте Российской Федерации.
11. В случае заинтересованности и наличия возможности у субъекта Российской Федерации или других организаций в проведении оценки выбросов от передвижных источников на основе методики, предполагающей использование более углубленного обследования и учета состава парка автомобилей, транспортной схемы населенного пункта, а также климатических и географических условий эксплуатации, а также мероприятий по снижению выбросов использование таких методик допускается при условии:
- указания в тексте методики географического места ее применения;
- предоставления результатов апробации данной методики;
- наличия проекта соглашения с территориальным органом Росприроднадзора о предоставлении данных, полученных с использованием предлагаемой методики;
- наличия согласования территориальным органом Росприроднадзора проекта соглашения о предоставлении данных.
Использование данной методики территориальным органом Росприроднадзора осуществляется на основе соответствующего приказа Росприроднадзора.".
2. Приложение 2 к распоряжению изложить в редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.
Временно исполняющий
обязанности Руководителя
С.А.Жулина
"Приложение 2
к распоряжению Федеральной
службы по надзору в сфере
природопользования
от 1 ноября 2013 года N 6-р
Методические рекомендации по оценке выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников (автомобильный и железнодорожный транспорт)
Определение величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от автомобильного транспорта
Методические рекомендации по оценке выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников автомобильного транспорта (далее - рекомендации) предназначены для усредненной оценки выбросов загрязняющих веществ (далее - ЗВ) в атмосферный воздух автотранспортными средствами (далее - АТС) на территории населенных пунктов и при движении по автомобильным внегородским дорогам общего пользования.
Для проведения оценки выбросов ЗВ АТС разделены на следующие расчетные типы: в соответствии с классификацией, принятой Европейской Экономической Комиссией ООН.
Классификация автотранспортных средств, принятая Европейской Экономической Комиссией ООН
Категория АТС | Тип и общее назначение АТС | Максимальная масса, т | Класс и эксплуатационное назначение |
M1 | АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест для сидения (кроме места водителя) | Не регламентируется | Легковые автомобили, в том числе повышенной проходимости |
M2 | АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) | До 5,0 | Автобусы городские (кл.I), междугородные (кл.II), туристические (кл.III) |
M3 | АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест (кроме места водителя) | Свыше 5,0 | Автобусы городские, в том числе сочлененные (кл.I), междугородные (кл.II), туристические (кл.III) |
M2 и M3 | Отдельно выделяются маломестные АТС, предназначенные для перевозки пассажиров, вместимостью не более 22 сидящих или стоящих пассажиров (кроме места водителя) | Не регламентируется | Автобусы маломестные, в том числе повышенной проходимости, для стоящих и сидящих пассажиров (кл.A) и для сидящих пассажиров (кл.B) |
N1 | АТС, предназначенные для перевозки грузов | До 3,5 | Грузовые, специализированные и специальные автомобили, в т.ч. |
N2 | АТС, предназначенные для перевозки грузов | Свыше 3,5 до 12,0 | Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специализированные и специальные автомобили |
N3 | АТС, предназначенные для перевозки грузов | Свыше 12,0 | Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специализированные и специальные автомобили |
Количество АТС, относящихся к определенному расчетному типу, можно определить с помощью таблиц 1-2.
Каждый тип АТС в соответствии с их экологическими характеристиками подразделяют на пять экологических классов:
0 (Евро 0) - АТС, имеющие официальное утверждение (сертификат соответствия) транспортного средства по Правилам ЕЭК ООН N 83 (поправки серии 02, 03, 04 - уровень выбросов A); ГОСТ Р 41.83-99, уровень выбросов A; Правилам ЕЭК ООН N 49 - поправки серии 01; ОСТ 37.001.070 и более ранним требованиям;
1 (Евро 1) - АТС, имеющие официальное утверждение (сертификат соответствия) транспортного средства по Правилам ЕЭК ООН N 83 (поправки серии B, C); ГОСТ Р 41.83-99, уровень выбросов B, C; по Правилам ЕЭК ООН N 49 (поправки серии 02, уровень выбросов A); ГОСТ Р 41.49-99, уровень выбросов A;
2 (Евро 2) - АТС, имеющие официальное утверждение (сертификат соответствия) транспортного средства по Правилам ЕЭК ООН N 83 (поправки серии 04 - уровень выбросов B, C, D); ГОСТ Р 41.83-99, уровень выбросов B, C, D; Правилам ЕЭК ООН N 49 (поправки серии 02, уровень выбросов B); ГОСТ Р 41.49-99, уровень выбросов B;
3 (Евро 3) - АТС, имеющие официальное утверждение (сертификат соответствия) транспортного средства по Правилам ЕЭК ООН N 83 (поправки серии 05 - уровень выбросов A); ГОСТ Р 41.83-2004, уровень выбросов A; Правилам ЕЭК ООН N 49* (поправки серии 03, 04 - уровень выбросов A);
4 (Евро 4) - АТС, имеющие официальное утверждение (сертификат соответствия) транспортного средства по Правилам ЕЭК ООН N 83 (поправки серии 05 - уровень выбросов A); ГОСТ Р 41.83-2004, уровень выбросов A; Правилам ЕЭК ООН N 49* (поправки серии 03, 04 - уровень выбросов A);
5 (Евро 5) - АТС, имеющие официальное утверждение (сертификат соответствия) транспортного средства по Правилам ЕЭК ООН N 83-06 (поправки серии 06 - уровень выбросов A); ГОСТ Р 41.83-2004, уровень выбросов A; Правилам ЕЭК ООН N 49-04 (поправки серии 04 - уровень выбросов B).
Ориентировочно распределение различных типов АТС по экологическим классам можно определить по таблице 1, дающей усредненные данные по стране. Соответствующие данные по отдельным регионам/городам могут быть уточнены в соответствии со статистикой ГИБДД. Экологический класс Евро 6 на настоящий момент (декабрь 2019) не введен в действие на территории Российской Федерации и сроки его принятия не известны. Количество официально зарегистрированных в России АТС уровня Евро 6 крайне незначительно.
Таблица 1
Сведения о структуре парка АТС Российской Федерации по экологическим классам исходя из типа двигателя (бензиновый, дизельный)
Тип АТС | Вид | Экологический класс АТС | ||||||
топлива | 0 (Евро 0) | 1 (Евро 1) | 2 (Евро 2) | 3 (Евро 3) | 4 (Евро 4) | 5 (Евро 5) | 6 (Евро 6) | |
для соответствующего экологического класса | ||||||||
Легковые | Б | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,20 | 0,30 | 0,20 | - |
автомобили категории M1 | ДТ | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,20 | 0,30 | 0,20 | - |
Грузовые | Б | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,20 | 0,30 | 0,20 | - |
автомобили и автобусы категории M1, N1 | ДТ | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,20 | 0,30 | 0,20 | - |
Грузовые | Б | 1,0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | - |
автомобили категории N2, N3 | ДТ | 0,18 | 0,10 | 0,16 | 0,28 | 0,18 | 0,10 | - |
Автобусы | Б | 1,0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | - |
категории M2, M3 | ДТ | 0,15 | 0,08 | 0,17 | 0,25 | 0,25 | 0,10 | - |
Примечание. |
Усредненная структура парка легковых, грузовых автомобилей и автобусов по типу используемого топлива приведена в Таблице 2. Соответствующие данные могут корректироваться на основании данных, получаемых на основе выборочных исследований. Количество АТС, использующих газовое топливо, в структуре парка сейчас незначительно (существенно менее 1%). Удельные выбросы загрязняющих веществ для газового топлива (СНГ - сжиженный нефтяной газ, пропан-бутан; СПГ - сжатый природный газ, метан) приведены в таблицах 4-28.
Таблица 2
Усредненная структура парка легковых, грузовых автомобилей и автобусов по типу используемого топлива
Легковые | Грузовые автомобили и автобусы категории M1, N1 | Грузовые автомобили категории N2, N3 | Автобусы категории M2, M3 | ||||
Б | ДТ | Б | ДТ | Б | ДТ | Б | ДТ |
0,98 | 0,02 | 0,70 | 0,30 | 0,30 | 0,70 | 0,20 | 0,80 |
Усредненное распределение пробега различных типов АТС по условиям эксплуатации (дороги различных категорий: городские, загородные) представлено в Таблице 3.
Таблица 3
Распределение среднегодового пробега АТС по дорогам различных категорий
Тип АТС | Распределение пробега, тыс. км | |
городские | загородные | |
Легковые автомобили категории M1 | 10 | 6 |
Грузовые автомобили категории N2, N3 | 21 | 14 |
Автобусы категории M2, M3 | 40 | 5 |
Грузовые автомобили и автобусы категории M1, N1 | 30 | 8 |
При выполнении расчетов численность АТС соответствующего расчетного типа (легковые, грузовые автобусы с разными типами двигателя, относящиеся к разными экологическим классам) может уточняться на основании исследований структуры парка транспортных средств по данным ГИБДД и/или на основе обследований.