Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 13 декабря 2019 года N 37-р

О внесении изменений в распоряжение Росприроднадзора от 1 ноября 2013 г. N 6-Р



В целях обеспечения внедрения научно-исследовательской работы "Разработка актуализированной методики по расчетной оценке выбросов от передвижных источников (автомобильного и железнодорожного транспорта) в Российской Федерации с учетом требований Таможенного союза и ОЭСР к экологическим классам АТС и качеству и типам топлива", выполняемой в рамках Тематического плана научно-исследовательских и организационно-методических проектов на 2019 год (в рамках государственного задания ФГБУ "ГосНИИЭНП"), внести в распоряжение Росприроднадзора от 1 ноября 2013 г. N 6-р "Об утверждении Порядка организации работ по оценке выбросов от отдельных видов передвижных источников" следующие изменения:

1. Приложение 1 к распоряжению дополнить пунктами 10, 11 следующего содержания:

"10. В случае если в населенном пункте в рамках сводных расчетов рассеивания выбросов в атмосферу и квотирования выбросов проводится оценка выбросов от передвижных источников с использованием других методик, утвержденных в установленном порядке, то территориальными органами Росприроднадзора для оценки выбросов от передвижных источников используются результаты данных расчетов. Результаты оценки выбросов от передвижных источников, проводимые в рамках сводных расчетов и квотирования выбросов, могут получаться территориальными органами Росприроднадзора в соответствии с соглашениями об условиях и сроках передачи этих данных с организациями, осуществляющими данные работы в субъекте Российской Федерации.

11. В случае заинтересованности и наличия возможности у субъекта Российской Федерации или других организаций в проведении оценки выбросов от передвижных источников на основе методики, предполагающей использование более углубленного обследования и учета состава парка автомобилей, транспортной схемы населенного пункта, а также климатических и географических условий эксплуатации, а также мероприятий по снижению выбросов использование таких методик допускается при условии:

- указания в тексте методики географического места ее применения;

- предоставления результатов апробации данной методики;

- наличия проекта соглашения с территориальным органом Росприроднадзора о предоставлении данных, полученных с использованием предлагаемой методики;

- наличия согласования территориальным органом Росприроднадзора проекта соглашения о предоставлении данных.

Использование данной методики территориальным органом Росприроднадзора осуществляется на основе соответствующего приказа Росприроднадзора.".

2. Приложение 2 к распоряжению изложить в редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.

Временно исполняющий
обязанности Руководителя
С.А.Жулина



Приложение
к распоряжению Федеральной
службы по надзору в сфере
природопользования
от 13 декабря 2019 года N 37-р

"Приложение 2
к распоряжению Федеральной
службы по надзору в сфере
природопользования
от 1 ноября 2013 года N 6-р



Методические рекомендации по оценке выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников (автомобильный и железнодорожный транспорт)



Определение величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от автомобильного транспорта


Методические рекомендации по оценке выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников автомобильного транспорта (далее - рекомендации) предназначены для усредненной оценки выбросов загрязняющих веществ (далее - ЗВ) в атмосферный воздух автотранспортными средствами (далее - АТС) на территории населенных пунктов и при движении по автомобильным внегородским дорогам общего пользования.

Для проведения оценки выбросов ЗВ АТС разделены на следующие расчетные типы: в соответствии с классификацией, принятой Европейской Экономической Комиссией ООН.

Классификация автотранспортных средств, принятая Европейской Экономической Комиссией ООН

Категория АТС

Тип и общее назначение АТС

Максимальная масса, т

Класс и эксплуатационное назначение

M1

АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест для сидения (кроме места водителя)

Не регламентируется

Легковые автомобили, в том числе повышенной проходимости

M2

АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя)

До 5,0

Автобусы городские (кл.I), междугородные (кл.II), туристические (кл.III)

M3

АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест (кроме места водителя)

Свыше 5,0

Автобусы городские, в том числе сочлененные (кл.I), междугородные (кл.II), туристические (кл.III)

M2 и M3

Отдельно выделяются маломестные АТС, предназначенные для перевозки пассажиров, вместимостью не более 22 сидящих или стоящих пассажиров (кроме места водителя)

Не регламентируется

Автобусы маломестные, в том числе повышенной проходимости, для стоящих и сидящих пассажиров (кл.A) и для сидящих пассажиров (кл.B)

N1

АТС, предназначенные для перевозки грузов

До 3,5

Грузовые, специализированные и специальные автомобили, в т.ч.

N2

АТС, предназначенные для перевозки грузов

Свыше 3,5 до 12,0

Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специализированные и специальные автомобили

N3

АТС, предназначенные для перевозки грузов

Свыше 12,0

Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специализированные и специальные автомобили


Количество АТС, относящихся к определенному расчетному типу, можно определить с помощью таблиц 1-2.

Каждый тип АТС в соответствии с их экологическими характеристиками подразделяют на пять экологических классов:

0 (Евро 0) - АТС, имеющие официальное утверждение (сертификат соответствия) транспортного средства по Правилам ЕЭК ООН N 83 (поправки серии 02, 03, 04 - уровень выбросов A); ГОСТ Р 41.83-99, уровень выбросов A; Правилам ЕЭК ООН N 49 - поправки серии 01; ОСТ 37.001.070 и более ранним требованиям;

1 (Евро 1) - АТС, имеющие официальное утверждение (сертификат соответствия) транспортного средства по Правилам ЕЭК ООН N 83 (поправки серии B, C); ГОСТ Р 41.83-99, уровень выбросов B, C; по Правилам ЕЭК ООН N 49 (поправки серии 02, уровень выбросов A); ГОСТ Р 41.49-99, уровень выбросов A;

2 (Евро 2) - АТС, имеющие официальное утверждение (сертификат соответствия) транспортного средства по Правилам ЕЭК ООН N 83 (поправки серии 04 - уровень выбросов B, C, D); ГОСТ Р 41.83-99, уровень выбросов B, C, D; Правилам ЕЭК ООН N 49 (поправки серии 02, уровень выбросов B); ГОСТ Р 41.49-99, уровень выбросов B;

3 (Евро 3) - АТС, имеющие официальное утверждение (сертификат соответствия) транспортного средства по Правилам ЕЭК ООН N 83 (поправки серии 05 - уровень выбросов A); ГОСТ Р 41.83-2004, уровень выбросов A; Правилам ЕЭК ООН N 49* (поправки серии 03, 04 - уровень выбросов A);

4 (Евро 4) - АТС, имеющие официальное утверждение (сертификат соответствия) транспортного средства по Правилам ЕЭК ООН N 83 (поправки серии 05 - уровень выбросов A); ГОСТ Р 41.83-2004, уровень выбросов A; Правилам ЕЭК ООН N 49* (поправки серии 03, 04 - уровень выбросов A);

5 (Евро 5) - АТС, имеющие официальное утверждение (сертификат соответствия) транспортного средства по Правилам ЕЭК ООН N 83-06 (поправки серии 06 - уровень выбросов A); ГОСТ Р 41.83-2004, уровень выбросов A; Правилам ЕЭК ООН N 49-04 (поправки серии 04 - уровень выбросов B).

Ориентировочно распределение различных типов АТС по экологическим классам можно определить по таблице 1, дающей усредненные данные по стране. Соответствующие данные по отдельным регионам/городам могут быть уточнены в соответствии со статистикой ГИБДД. Экологический класс Евро 6 на настоящий момент (декабрь 2019) не введен в действие на территории Российской Федерации и сроки его принятия не известны. Количество официально зарегистрированных в России АТС уровня Евро 6 крайне незначительно.

Таблица 1



Сведения о структуре парка АТС Российской Федерации по экологическим классам исходя из типа двигателя (бензиновый, дизельный)

Тип АТС

Вид

Экологический класс АТС

топлива

0 (Евро 0)

1 (Евро 1)

2 (Евро 2)

3 (Евро 3)

4 (Евро 4)

5 (Евро 5)

6 (Евро 6)

для соответствующего экологического класса

Легковые

Б

0,10

0,10

0,10

0,20

0,30

0,20

-

автомобили категории M1

ДТ

0,10

0,10

0,10

0,20

0,30

0,20

-

Грузовые

Б

0,10

0,10

0,10

0,20

0,30

0,20

-

автомобили и автобусы категории M1, N1

ДТ

0,10

0,10

0,10

0,20

0,30

0,20

-

Грузовые

Б

1,0

0

0

0

0

0

-

автомобили категории N2, N3

ДТ

0,18

0,10

0,16

0,28

0,18

0,10

-

Автобусы

Б

1,0

0

0

0

0

0

-

категории M2, M3

ДТ

0,15

0,08

0,17

0,25

0,25

0,10

-

Примечание.

Данные о структуре парка АТС приведены по состоянию на 01.01.2018 и могут быть уточнены на основе актуальных данных, полученных от МВД и территориальных органов ГИБДД.


Усредненная структура парка легковых, грузовых автомобилей и автобусов по типу используемого топлива приведена в Таблице 2. Соответствующие данные могут корректироваться на основании данных, получаемых на основе выборочных исследований. Количество АТС, использующих газовое топливо, в структуре парка сейчас незначительно (существенно менее 1%). Удельные выбросы загрязняющих веществ для газового топлива (СНГ - сжиженный нефтяной газ, пропан-бутан; СПГ - сжатый природный газ, метан) приведены в таблицах 4-28.

Таблица 2



Усредненная структура парка легковых, грузовых автомобилей и автобусов по типу используемого топлива

Легковые

Грузовые автомобили и автобусы категории M1, N1

Грузовые автомобили категории N2, N3

Автобусы категории M2, M3

Б

ДТ

Б

ДТ

Б

ДТ

Б

ДТ

0,98

0,02

0,70

0,30

0,30

0,70

0,20

0,80


Усредненное распределение пробега различных типов АТС по условиям эксплуатации (дороги различных категорий: городские, загородные) представлено в Таблице 3.

Таблица 3



Распределение среднегодового пробега АТС по дорогам различных категорий

Тип АТС

Распределение пробега, тыс. км

городские

загородные

Легковые автомобили категории M1

10

6

Грузовые автомобили категории N2, N3

21

14

Автобусы категории M2, M3

40

5

Грузовые автомобили и автобусы категории M1, N1

30

8


При выполнении расчетов численность АТС соответствующего расчетного типа (легковые, грузовые автобусы с разными типами двигателя, относящиеся к разными экологическим классам) может уточняться на основании исследований структуры парка транспортных средств по данным ГИБДД и/или на основе обследований.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»