Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 1 ноября 2013 года N 6-р

Об утверждении Порядка организации работ по оценке выбросов от отдельных видов передвижных источников

(с изменениями на 13 декабря 2019 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Росприроднадзора от 13 декабря 2019 года N 37-р.

____________________________________________________________________



В целях обеспечения внедрения научно-исследовательской работы по государственному контракту от 12.11.2012 N 60 (шифр темы РД-01-2012) в части выполнения работ по подготовке рекомендаций по оценке выбросов загрязняющих веществ по отдельным видам передвижных источников загрязнения:

1. Утвердить Порядок организации работ по оценке выбросов от отдельных видов передвижных источников (автомобильный и железнодорожный транспорт) (далее - Порядок) согласно приложению 1.

2. Оценку выбросов загрязняющих веществ по отдельным видам передвижных источников загрязнения (автомобильный и железнодорожный транспорт) производить в соответствии с Методическими рекомендациями согласно приложению 2.

3. Организацию работ по оценке выбросов от отдельных видов передвижных источников возложить на федеральное бюджетное учреждение "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу" (далее - ФБУ "ЦЛАТИ по ЦФО").

4. Руководителям территориальных органов Росприроднадзора обеспечивать представление исходных данных в ФБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" в соответствии с Порядком.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Росприроднадзора Амирханова A.M.

Руководитель
В.В.Кириллов

     

     

Приложение 1
к распоряжению
Федеральной службы
по надзору в сфере
природопользования
от 1 ноября 2013 года N 6-р

     

Порядок организации работ по оценке выбросов от отдельных видов передвижных источников (автомобильного и железнодорожного транспорта)

(с изменениями на 13 декабря 2019 года)



1. Порядок организации работ по оценке выбросов от отдельных видов передвижных источников (автомобильного и железнодорожного транспорта) разработан в целях внедрения научно-исследовательской работы по государственному контракту от 12.11.2012 N 60 (шифр темы РД-01-2012) в части выполнения работ по подготовке рекомендаций по оценке выбросов загрязняющих веществ по отдельным видам передвижных источников загрязнения.

2. Работы по оценке выбросов от отдельных видов передвижных источников (автомобильного и железнодорожного транспорта) проводит ФБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников (автомобильный и железнодорожный транспорт).

3. Исходными данными для проведения работ по оценке выбросов от отдельных видов передвижных источников (автомобильного и железнодорожного транспорта) являются: количество автотранспортных средств, зарегистрированных в субъекте Российской Федерации и городах, расположенных на его территории, полученные от Главного Управления ГИБДД МВД России и его территориальных органов и количество израсходованного дизельного топлива, по данным территориальных управлений ОАО "Российские железные дороги" по состоянию на отчетный год. Отчетным годом считается год, предшествующий текущему.

4. Росприроднадзор ежегодно в срок до 1 февраля текущего года направляет данные, полученные от Главного управления ГИБДД МВД России, в ФБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" по форме (приложение 1).

5. Территориальные органы Росприроднадзора ежегодно в срок до 1 февраля текущего года направляют данные, полученные от территориальных органов ГИБДД и территориальных управлений ОАО "Российские железные дороги", в ФБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" по формам (приложения 2, 3).

6. ФБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" ежегодно в срок до 15 марта текущего года направляет обработанные данные по оценке выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников (далее - данные по оценке выбросов):

в бумажном виде и по электронной почте: egv@rpn.gov.ru, vozduh@rpn.gov.ru в Росприроднадзор и электронной почтой в территориальные органы Росприроднадзора по формам (приложение 4).

7. Росприроднадзор направляет данные по оценке выбросов в разрезе Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных округов и городов в срок до 23 апреля текущего года в Росстат.

8. ФБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" ежегодно осуществляет:

размещение в срок до 23 апреля текущего года данные по оценке выбросов в разрезе Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных округов и городов в Единой межведомственной информационно-статистической системе и на официальном сайте Росприроднадзора в разделе "Открытые данные" (далее - информационные системы);

в случае необходимости актуализацию данных по оценке выбросов в указанных информационных системах, предварительно направив изменения в Росприроднадзор;

сравнительный анализ данных по оценке выбросов за последние 3 года с учетом отчетного года и направляет аналитическую справку в срок до 1 июня текущего года в Росприроднадзор.

9. Аналитическая справка должна содержать:

рейтинг наиболее загрязненных федеральных округов, субъектов, городов по всем веществам в целом и по отдельным видам загрязняющих веществ;

динамику выбросов от передвижных источников в целом по веществам и по отдельным видам загрязняющих веществ в разрезе Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных округов и городов;

причины увеличения (уменьшения) выбросов от передвижных источников в целом по веществам и по отдельным видам загрязняющих веществ в разрезе Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных округов и городов;

вклад в выбросы от передвижных источников по отдельным видам загрязняющих веществ в разрезе Российской Федерации.

10. В случае если в населенном пункте в рамках сводных расчетов рассеивания выбросов в атмосферу и квотирования выбросов проводится оценка выбросов от передвижных источников с использованием других методик, утвержденных в установленном порядке, то территориальными органами Росприроднадзора для оценки выбросов от передвижных источников используются результаты данных расчетов. Результаты оценки выбросов от передвижных источников, проводимые в рамках сводных расчетов и квотирования выбросов, могут получаться территориальными органами Росприроднадзора в соответствии с соглашениями об условиях и сроках передачи этих данных с организациями, осуществляющими данные работы в субъекте Российской Федерации.

(Пункт дополнительно включен распоряжением Росприроднадзора от 13 декабря 2019 года N 37-р)

11. В случае заинтересованности и наличия возможности у субъекта Российской Федерации или других организаций в проведении оценки выбросов от передвижных источников на основе методики, предполагающей использование более углубленного обследования и учета состава парка автомобилей, транспортной схемы населенного пункта, а также климатических и географических условий эксплуатации, а также мероприятий по снижению выбросов использование таких методик допускается при условии:

- указания в тексте методики географического места ее применения;

- предоставления результатов апробации данной методики;

- наличия проекта соглашения с территориальным органом Росприроднадзора о предоставлении данных, полученных с использованием предлагаемой методики;

- наличия согласования территориальным органом Росприроднадзора проекта соглашения о предоставлении данных.

Использование данной методики территориальным органом Росприроднадзора осуществляется на основе соответствующего приказа Росприроднадзора.

(Пункт дополнительно включен распоряжением Росприроднадзора от 13 декабря 2019 года N 37-р)

Приложение 2
к распоряжению
Федеральной службы
по надзору в сфере
природопользования
от 1 ноября 2013 года N 6-р
(В редакции, введенной в действие
распоряжением Росприроднадзора
от 13 декабря 2019 года N 37-р
. -
См. предыдущую редакцию)

     Методические рекомендации по оценке выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников (автомобильный и железнодорожный транспорт)

Определение величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от автомобильного транспорта


Методические рекомендации по оценке выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников автомобильного транспорта (далее - рекомендации) предназначены для усредненной оценки выбросов загрязняющих веществ (далее - ЗВ) в атмосферный воздух автотранспортными средствами (далее - АТС) на территории населенных пунктов и при движении по автомобильным внегородским дорогам общего пользования.

Для проведения оценки выбросов ЗВ АТС разделены на следующие расчетные типы: в соответствии с классификацией, принятой Европейской Экономической Комиссией ООН.

Классификация автотранспортных средств, принятая Европейской Экономической Комиссией ООН

Категория АТС

Тип и общее назначение АТС

Максимальная масса, т

Класс и эксплуатационное назначение

M1

АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест для сидения (кроме места водителя)

Не регламентируется

Легковые автомобили, в том числе повышенной проходимости

M2

АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя)

До 5,0

Автобусы городские (кл.I), междугородные (кл.II), туристические (кл.III)

M3

АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест (кроме места водителя)

Свыше 5,0

Автобусы городские, в том числе сочлененные (кл.I), междугородные (кл.II), туристические (кл.III)

M2 и M3

Отдельно выделяются маломестные АТС, предназначенные для перевозки пассажиров, вместимостью не более 22 сидящих или стоящих пассажиров (кроме места водителя)

Не регламентируется

Автобусы маломестные, в том числе повышенной проходимости, для стоящих и сидящих пассажиров (кл.A) и для сидящих пассажиров (кл.B)

N1

АТС, предназначенные для перевозки грузов

До 3,5

Грузовые, специализированные и специальные автомобили, в т.ч.

N2

АТС, предназначенные для перевозки грузов

Свыше 3,5 до 12,0

Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специализированные и специальные автомобили

N3

АТС, предназначенные для перевозки грузов

Свыше 12,0

Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специализированные и специальные автомобили


Количество АТС, относящихся к определенному расчетному типу, можно определить с помощью таблиц 1-2.

Каждый тип АТС в соответствии с их экологическими характеристиками подразделяют на пять экологических классов:

0 (Евро 0) - АТС, имеющие официальное утверждение (сертификат соответствия) транспортного средства по Правилам ЕЭК ООН N 83 (поправки серии 02, 03, 04 - уровень выбросов A); ГОСТ Р 41.83-99, уровень выбросов A; Правилам ЕЭК ООН N 49 - поправки серии 01; ОСТ 37.001.070 и более ранним требованиям;

1 (Евро 1) - АТС, имеющие официальное утверждение (сертификат соответствия) транспортного средства по Правилам ЕЭК ООН N 83 (поправки серии B, C); ГОСТ Р 41.83-99, уровень выбросов B, C; по Правилам ЕЭК ООН N 49 (поправки серии 02, уровень выбросов A); ГОСТ Р 41.49-99, уровень выбросов A;

2 (Евро 2) - АТС, имеющие официальное утверждение (сертификат соответствия) транспортного средства по Правилам ЕЭК ООН N 83 (поправки серии 04 - уровень выбросов B, C, D); ГОСТ Р 41.83-99, уровень выбросов B, C, D; Правилам ЕЭК ООН N 49 (поправки серии 02, уровень выбросов B); ГОСТ Р 41.49-99, уровень выбросов B;

3 (Евро 3) - АТС, имеющие официальное утверждение (сертификат соответствия) транспортного средства по Правилам ЕЭК ООН N 83 (поправки серии 05 - уровень выбросов A); ГОСТ Р 41.83-2004, уровень выбросов A; Правилам ЕЭК ООН N 49* (поправки серии 03, 04 - уровень выбросов A);

4 (Евро 4) - АТС, имеющие официальное утверждение (сертификат соответствия) транспортного средства по Правилам ЕЭК ООН N 83 (поправки серии 05 - уровень выбросов A); ГОСТ Р 41.83-2004, уровень выбросов A; Правилам ЕЭК ООН N 49* (поправки серии 03, 04 - уровень выбросов A);

5 (Евро 5) - АТС, имеющие официальное утверждение (сертификат соответствия) транспортного средства по Правилам ЕЭК ООН N 83-06 (поправки серии 06 - уровень выбросов A); ГОСТ Р 41.83-2004, уровень выбросов A; Правилам ЕЭК ООН N 49-04 (поправки серии 04 - уровень выбросов B).

Ориентировочно распределение различных типов АТС по экологическим классам можно определить по таблице 1, дающей усредненные данные по стране. Соответствующие данные по отдельным регионам/городам могут быть уточнены в соответствии со статистикой ГИБДД. Экологический класс Евро 6 на настоящий момент (декабрь 2019) не введен в действие на территории Российской Федерации и сроки его принятия не известны. Количество официально зарегистрированных в России АТС уровня Евро 6 крайне незначительно.     

Таблица 1



Сведения о структуре парка АТС Российской Федерации по экологическим классам исходя из типа двигателя (бензиновый, дизельный)

Тип АТС

Вид

Экологический класс АТС

топлива

0 (Евро 0)

1 (Евро 1)

2 (Евро 2)

3 (Евро 3)

4 (Евро 4)

5 (Евро 5)

6 (Евро 6)

для соответствующего экологического класса

Легковые

Б

0,10

0,10

0,10

0,20

0,30

0,20

-

автомобили категории M1

ДТ

0,10

0,10

0,10

0,20

0,30

0,20

-

Грузовые

Б

0,10

0,10

0,10

0,20

0,30

0,20

-

автомобили и автобусы категории M1, N1

ДТ

0,10

0,10

0,10

0,20

0,30

0,20

-

Грузовые

Б

1,0

0

0

0

0

0

-

автомобили категории N2, N3

ДТ

0,18

0,10

0,16

0,28

0,18

0,10

-

Автобусы

Б

1,0

0

0

0

0

0

-

категории M2, M3

ДТ

0,15

0,08

0,17

0,25

0,25

0,10

-

Примечание.

Данные о структуре парка АТС приведены по состоянию на 01.01.2018 и могут быть уточнены на основе актуальных данных, полученных от МВД и территориальных органов ГИБДД.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»