РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 1 ноября 2013 года N 6-р
Об утверждении Порядка организации работ по оценке выбросов от отдельных видов передвижных источников
(с изменениями на 13 декабря 2019 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Росприроднадзора от 13 декабря 2019 года N 37-р.
____________________________________________________________________
В целях обеспечения внедрения научно-исследовательской работы по государственному контракту от 12.11.2012 N 60 (шифр темы РД-01-2012) в части выполнения работ по подготовке рекомендаций по оценке выбросов загрязняющих веществ по отдельным видам передвижных источников загрязнения:
1. Утвердить Порядок организации работ по оценке выбросов от отдельных видов передвижных источников (автомобильный и железнодорожный транспорт) (далее - Порядок) согласно приложению 1.
2. Оценку выбросов загрязняющих веществ по отдельным видам передвижных источников загрязнения (автомобильный и железнодорожный транспорт) производить в соответствии с Методическими рекомендациями согласно приложению 2.
3. Организацию работ по оценке выбросов от отдельных видов передвижных источников возложить на федеральное бюджетное учреждение "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу" (далее - ФБУ "ЦЛАТИ по ЦФО").
4. Руководителям территориальных органов Росприроднадзора обеспечивать представление исходных данных в ФБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" в соответствии с Порядком.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Росприроднадзора Амирханова A.M.
Руководитель
В.В.Кириллов
Порядок организации работ по оценке выбросов от отдельных видов передвижных источников (автомобильного и железнодорожного транспорта)
(с изменениями на 13 декабря 2019 года)
1. Порядок организации работ по оценке выбросов от отдельных видов передвижных источников (автомобильного и железнодорожного транспорта) разработан в целях внедрения научно-исследовательской работы по государственному контракту от 12.11.2012 N 60 (шифр темы РД-01-2012) в части выполнения работ по подготовке рекомендаций по оценке выбросов загрязняющих веществ по отдельным видам передвижных источников загрязнения.
2. Работы по оценке выбросов от отдельных видов передвижных источников (автомобильного и железнодорожного транспорта) проводит ФБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников (автомобильный и железнодорожный транспорт).
3. Исходными данными для проведения работ по оценке выбросов от отдельных видов передвижных источников (автомобильного и железнодорожного транспорта) являются: количество автотранспортных средств, зарегистрированных в субъекте Российской Федерации и городах, расположенных на его территории, полученные от Главного Управления ГИБДД МВД России и его территориальных органов и количество израсходованного дизельного топлива, по данным территориальных управлений ОАО "Российские железные дороги" по состоянию на отчетный год. Отчетным годом считается год, предшествующий текущему.
4. Росприроднадзор ежегодно в срок до 1 февраля текущего года направляет данные, полученные от Главного управления ГИБДД МВД России, в ФБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" по форме (приложение 1).
5. Территориальные органы Росприроднадзора ежегодно в срок до 1 февраля текущего года направляют данные, полученные от территориальных органов ГИБДД и территориальных управлений ОАО "Российские железные дороги", в ФБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" по формам (приложения 2, 3).
6. ФБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" ежегодно в срок до 15 марта текущего года направляет обработанные данные по оценке выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников (далее - данные по оценке выбросов):
в бумажном виде и по электронной почте: egv@rpn.gov.ru, vozduh@rpn.gov.ru в Росприроднадзор и электронной почтой в территориальные органы Росприроднадзора по формам (приложение 4).
7. Росприроднадзор направляет данные по оценке выбросов в разрезе Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных округов и городов в срок до 23 апреля текущего года в Росстат.
8. ФБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" ежегодно осуществляет:
размещение в срок до 23 апреля текущего года данные по оценке выбросов в разрезе Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных округов и городов в Единой межведомственной информационно-статистической системе и на официальном сайте Росприроднадзора в разделе "Открытые данные" (далее - информационные системы);
в случае необходимости актуализацию данных по оценке выбросов в указанных информационных системах, предварительно направив изменения в Росприроднадзор;
сравнительный анализ данных по оценке выбросов за последние 3 года с учетом отчетного года и направляет аналитическую справку в срок до 1 июня текущего года в Росприроднадзор.
9. Аналитическая справка должна содержать:
рейтинг наиболее загрязненных федеральных округов, субъектов, городов по всем веществам в целом и по отдельным видам загрязняющих веществ;
динамику выбросов от передвижных источников в целом по веществам и по отдельным видам загрязняющих веществ в разрезе Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных округов и городов;
причины увеличения (уменьшения) выбросов от передвижных источников в целом по веществам и по отдельным видам загрязняющих веществ в разрезе Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных округов и городов;
вклад в выбросы от передвижных источников по отдельным видам загрязняющих веществ в разрезе Российской Федерации.
10. В случае если в населенном пункте в рамках сводных расчетов рассеивания выбросов в атмосферу и квотирования выбросов проводится оценка выбросов от передвижных источников с использованием других методик, утвержденных в установленном порядке, то территориальными органами Росприроднадзора для оценки выбросов от передвижных источников используются результаты данных расчетов. Результаты оценки выбросов от передвижных источников, проводимые в рамках сводных расчетов и квотирования выбросов, могут получаться территориальными органами Росприроднадзора в соответствии с соглашениями об условиях и сроках передачи этих данных с организациями, осуществляющими данные работы в субъекте Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен распоряжением Росприроднадзора от 13 декабря 2019 года N 37-р)
11. В случае заинтересованности и наличия возможности у субъекта Российской Федерации или других организаций в проведении оценки выбросов от передвижных источников на основе методики, предполагающей использование более углубленного обследования и учета состава парка автомобилей, транспортной схемы населенного пункта, а также климатических и географических условий эксплуатации, а также мероприятий по снижению выбросов использование таких методик допускается при условии:
- указания в тексте методики географического места ее применения;
- предоставления результатов апробации данной методики;
- наличия проекта соглашения с территориальным органом Росприроднадзора о предоставлении данных, полученных с использованием предлагаемой методики;
- наличия согласования территориальным органом Росприроднадзора проекта соглашения о предоставлении данных.
Использование данной методики территориальным органом Росприроднадзора осуществляется на основе соответствующего приказа Росприроднадзора.
(Пункт дополнительно включен распоряжением Росприроднадзора от 13 декабря 2019 года N 37-р)
Методические рекомендации по оценке выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников (автомобильный и железнодорожный транспорт)
Методические рекомендации по оценке выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников автомобильного транспорта (далее - рекомендации) предназначены для усредненной оценки выбросов загрязняющих веществ (далее - ЗВ) в атмосферный воздух автотранспортными средствами (далее - АТС) на территории населенных пунктов и при движении по автомобильным внегородским дорогам общего пользования.
Для проведения оценки выбросов ЗВ АТС разделены на следующие расчетные типы: в соответствии с классификацией, принятой Европейской Экономической Комиссией ООН.
Категория АТС | Тип и общее назначение АТС | Максимальная масса, т | Класс и эксплуатационное назначение |
M1 | АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест для сидения (кроме места водителя) | Не регламентируется | Легковые автомобили, в том числе повышенной проходимости |
M2 | АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) | До 5,0 | Автобусы городские (кл.I), междугородные (кл.II), туристические (кл.III) |
M3 | АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест (кроме места водителя) | Свыше 5,0 | Автобусы городские, в том числе сочлененные (кл.I), междугородные (кл.II), туристические (кл.III) |
M2 и M3 | Отдельно выделяются маломестные АТС, предназначенные для перевозки пассажиров, вместимостью не более 22 сидящих или стоящих пассажиров (кроме места водителя) | Не регламентируется | Автобусы маломестные, в том числе повышенной проходимости, для стоящих и сидящих пассажиров (кл.A) и для сидящих пассажиров (кл.B) |
N1 | АТС, предназначенные для перевозки грузов | До 3,5 | Грузовые, специализированные и специальные автомобили, в т.ч. |
N2 | АТС, предназначенные для перевозки грузов | Свыше 3,5 до 12,0 | Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специализированные и специальные автомобили |
N3 | АТС, предназначенные для перевозки грузов | Свыше 12,0 | Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специализированные и специальные автомобили |
Количество АТС, относящихся к определенному расчетному типу, можно определить с помощью таблиц 1-2.
Каждый тип АТС в соответствии с их экологическими характеристиками подразделяют на пять экологических классов:
0 (Евро 0) - АТС, имеющие официальное утверждение (сертификат соответствия) транспортного средства по Правилам ЕЭК ООН N 83 (поправки серии 02, 03, 04 - уровень выбросов A); ГОСТ Р 41.83-99, уровень выбросов A; Правилам ЕЭК ООН N 49 - поправки серии 01; ОСТ 37.001.070 и более ранним требованиям;
1 (Евро 1) - АТС, имеющие официальное утверждение (сертификат соответствия) транспортного средства по Правилам ЕЭК ООН N 83 (поправки серии B, C); ГОСТ Р 41.83-99, уровень выбросов B, C; по Правилам ЕЭК ООН N 49 (поправки серии 02, уровень выбросов A); ГОСТ Р 41.49-99, уровень выбросов A;
2 (Евро 2) - АТС, имеющие официальное утверждение (сертификат соответствия) транспортного средства по Правилам ЕЭК ООН N 83 (поправки серии 04 - уровень выбросов B, C, D); ГОСТ Р 41.83-99, уровень выбросов B, C, D; Правилам ЕЭК ООН N 49 (поправки серии 02, уровень выбросов B); ГОСТ Р 41.49-99, уровень выбросов B;
3 (Евро 3) - АТС, имеющие официальное утверждение (сертификат соответствия) транспортного средства по Правилам ЕЭК ООН N 83 (поправки серии 05 - уровень выбросов A); ГОСТ Р 41.83-2004, уровень выбросов A; Правилам ЕЭК ООН N 49* (поправки серии 03, 04 - уровень выбросов A);
4 (Евро 4) - АТС, имеющие официальное утверждение (сертификат соответствия) транспортного средства по Правилам ЕЭК ООН N 83 (поправки серии 05 - уровень выбросов A); ГОСТ Р 41.83-2004, уровень выбросов A; Правилам ЕЭК ООН N 49* (поправки серии 03, 04 - уровень выбросов A);
5 (Евро 5) - АТС, имеющие официальное утверждение (сертификат соответствия) транспортного средства по Правилам ЕЭК ООН N 83-06 (поправки серии 06 - уровень выбросов A); ГОСТ Р 41.83-2004, уровень выбросов A; Правилам ЕЭК ООН N 49-04 (поправки серии 04 - уровень выбросов B).
Ориентировочно распределение различных типов АТС по экологическим классам можно определить по таблице 1, дающей усредненные данные по стране. Соответствующие данные по отдельным регионам/городам могут быть уточнены в соответствии со статистикой ГИБДД. Экологический класс Евро 6 на настоящий момент (декабрь 2019) не введен в действие на территории Российской Федерации и сроки его принятия не известны. Количество официально зарегистрированных в России АТС уровня Евро 6 крайне незначительно.
Сведения о структуре парка АТС Российской Федерации по экологическим классам исходя из типа двигателя (бензиновый, дизельный)
Тип АТС | Вид | Экологический класс АТС | ||||||
топлива | 0 (Евро 0) | 1 (Евро 1) | 2 (Евро 2) | 3 (Евро 3) | 4 (Евро 4) | 5 (Евро 5) | 6 (Евро 6) | |
для соответствующего экологического класса | ||||||||
Легковые | Б | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,20 | 0,30 | 0,20 | - |
автомобили категории M1 | ДТ | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,20 | 0,30 | 0,20 | - |
Грузовые | Б | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,20 | 0,30 | 0,20 | - |
автомобили и автобусы категории M1, N1 | ДТ | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,20 | 0,30 | 0,20 | - |
Грузовые | Б | 1,0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | - |
автомобили категории N2, N3 | ДТ | 0,18 | 0,10 | 0,16 | 0,28 | 0,18 | 0,10 | - |
Автобусы | Б | 1,0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | - |
категории M2, M3 | ДТ | 0,15 | 0,08 | 0,17 | 0,25 | 0,25 | 0,10 | - |
Примечание. |