Недействующий
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»


ГОСТ Р 41.83-2004
(Правила ЕЭК ООН N 83)

Группа Т58

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ СЕРТИФИКАЦИИ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТНОШЕНИИ ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОПЛИВА, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ

Uniform provisions concerning the approval of vehicles with regard to the emission
of pollutants according to engine fuel requirements



OКC 43.020, 13.040.50

ОКП 45 1000

Дата введения 2005-01-01

     

Предисловие


Задачи, основные принципы и правила проведения работ по государственной стандартизации в Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения" и ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) и Научно-техническим центром по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ)

2 ВНЕСЕН Управлением стандартизации Госстандарта России

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 9 марта 2004 г. N 126-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к Правилам ЕЭК ООН N 83 (Пересмотр 2, включая поправки серии 05) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя (Uniform provisions concerning the approval of vehicles with regard to the emission of pollutants according to engine fuel requirements)". При этом дополнительные слова (фразы, раздел 1а и приложение С), включенные в текст стандарта для учета особенности национальной стандартизации, выделены курсивом

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 41.83-99


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст этих изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты"

     1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт применяют в отношении:

1.1.1 выбросов вредных веществ с отработавшими газами при нормальной и низкой температуре окружающей среды, выбросов в результате испарений и выбросов картерных газов, долговечности устройств для очистки отработавших газов, а также в отношении бортовой диагностической системы (БДС) транспортных средств, оснащенных двигателями с принудительным зажиганием и имеющих не менее четырех колес;

1.1.2 выбросов вредных веществ с отработавшими газами, долговечности устройств для очистки отработавших газов и БДС транспортных средств категорий M и N* максимальной массой не более 3500 кг, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия и имеющих не менее четырех колес;

________________

* Определение категорий - в соответствии с ГОСТ Р 52051.

1.1.3 выбросов вредных веществ с отработавшими газами при нормальной и низкой температуре окружающего воздуха, выбросов в результате испарения топлива, выбросов картерных газов, долговечности системы снижения вредных выбросов и БДС гибридных электрических транспортных средств (ГЭТС), оснащенных двигателями с принудительным зажиганием и имеющих не менее четырех колес;

1.1.4 выбросов вредных веществ, долговечности системы снижения вредных выбросов и БДС гибридных электрических транспортных средств (ГЭТС) категорий M и N максимальной массой не более 3500 кг, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, имеющих не менее четырех колес.

1.1.5 Настоящий стандарт не применяют к транспортным средствам максимальной массой менее 400 кг и к транспортным средствам, максимальная расчетная скорость которых менее 50 км/ч.

1.1.6 По запросу изготовителя действие сертификата соответствия, выданного на основании настоящего стандарта для транспортных средств категорий M и N, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия и утвержденных по типу конструкции, может быть распространено на транспортные средства категорий M и N контрольной массой не более 2840 кг, которые соответствуют требованиям раздела 7.

1.1.7 Настоящий стандарт не распространяется на транспортные средства категорий M, M и N, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия, двигателями, работающими на компримированном природном газе (КПГ), или двигателями с принудительным зажиганием, работающими на сжиженном нефтяном газе (СНГ), максимальной массой не более 3500 кг при условии, что установленный на них двигатель соответствует действующим требованиям ГОСТ Р 41.49.

1.2 Стандарт не распространяется на транспортные средства, оснащенные двигателями с принудительным зажиганием, работающими на СНГ, применяемыми на транспортных средствах с максимальной массой более 3500 кг и подпадающими под действие ГОСТ Р 41.49.

     1а Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
     
     
ГОСТ Р 41.48-2004 (Правила ЕЭК ООН N 48) Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации
     
     
ГОСТ Р 41.49-2003 (Правила ЕЭК ООН N 49) Единообразные предписания, касающиеся сертификации двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе, и транспортных средств, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, двигателями, работающими на природном газе и двигателями с принудительным зажиганием, работающими на сжиженном нефтяном газе, в отношении выбросов вредных веществ
     
     
ГОСТ Р 41.101-99 (Правила ЕЭК ООН N 101) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения легковых автомобилей, оборудованных двигателем внутреннего сгорания, в отношении измерения объема выбросов двуокиси углерода и расхода топлива, а также транспортных средств категорий M и N оборудованных электроприводом, в отношении измерения расхода электроэнергии и запаса хода
     
     
ГОСТ Р 50460-92 Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования
     
     
ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения
     
     Директива ЕС 70/220 О сближении законов государств-членов в отношении мер, принимаемых для борьбы с загрязняющими выбросами механических транспортных средств
     
     Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.


     2 Термины и определения


В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 тип транспортного средства (vehicle type): Механические транспортные средства, не имеющие существенных различий в отношении:

2.1.1 эквивалентной инерции, определяемой в зависимости от контрольной массы в соответствии с Г.5.1 приложения Г;

2.1.2 характеристик двигателя и транспортного средства в соответствии с приложением А.

2.2 контрольная масса (reference mass): Сумма "массы без нагрузки" транспортного средства и единой условной массы в 100 кг для проведения испытания в соответствии с приложениями Г и И.

2.2.1 масса без нагрузки (unladen mass): Масса снаряженного транспортного средства без водителя, пассажиров и загрузки по ГОСТ Р 52051.

2.3 максимальная масса (maximum mass): Технически допустимая максимальная масса, объявленная изготовителем транспортного средства.

Примечание - Максимальной массой, которую необходимо учитывать при классификации полуприцепа или прицепа с центральной осью, является масса, соответствующая статической вертикальной нагрузке, передаваемой на опорную поверхность полуприцепом или прицепом с центральной осью, несущим максимальную нагрузку, при наличии соединения с буксирующим транспортным средством.

2.4 газообразные вредные вещества (gaseous pollutants): Вещества, выбрасываемые с отработавшими газами в виде оксида углерода, оксидов азота, выраженных в эквиваленте диоксида азота (NO), и углеводородов, выраженных в следующих эквивалентах:

CH - для бензина;

CH - для дизельного топлива;

CH - для СНГ;

CH - для

ПГ.

2.5 вредные частицы (particulate pollutants): Компоненты отработавших газов, улавливаемые при максимальной температуре 325 К (52 °C) в разбавленных отработавших газах с помощью фильтров в соответствии с приложением Г.

2.6 выбросы вредных веществ с отработавшими газами (exhaust emissions): Выбросы газообразных вредных веществ двигателями с принудительным зажиганием, а также газообразных вредных веществ и вредных частиц - двигателями с воспламенением от сжатия.

2.7 выбросы в результате испарения (evaporative emissions): Выбросы паров углеводородов из топливной системы питания транспортного средства:

2.7.1 выбросы паров из топливного бака (tank breathing losses): Выбросы углеводородов, вызванные изменением температуры в топливном баке (выражают в эквиваленте CH);

2.7.2 выбросы в результате горячего насыщения (hot soak losses): Выбросы углеводородов из системы питания транспортного средства, остановленного после периода движения (выражают в эквиваленте CH).

2.8 картер двигателя (engine crankcase): Имеющиеся в двигателе или вне его емкости, соединенные с маслоотстойником внутренними или внешними каналами, из которых могут просачиваться газы и пары.

2.9 устройство для запуска холодного двигателя (cold start device): Устройство временного обогащения в двигателе топливо-воздушной смеси для облегчения запуска двигателя.

2.10 вспомогательное устройство запуска двигателя (starting aid): Устройство, которое облегчает запуск двигателя без обогащения топливо-воздушной смеси в двигателе (свеча предпускового подогрева, изменение момента впрыскивания топлива и т.д.).

2.11 рабочий объем двигателя (engine capacity): Номинальный объем цилиндров - для поршневых двигателей, двойной номинальный объем камер сгорания для каждого ротора - для роторно-поршневых двигателей (двигатель Ванкеля).

2.12 устройства для предотвращения загрязнения (pollution control devices): Устройства транспортного средства, которые контролируют и/или ограничивают выбросы отработавших газов и выбросы в результате испарения.

2.13 БДС (OBD): Бортовая диагностическая система контроля за выбросами, способная выявлять возможную зону неисправности при помощи программ, введенных в память компьютера.

2.14 эксплуатационное испытание (in-service test): Испытание и оценка соответствия согласно 8.2.1.

2.15 надлежащее техническое обслуживание и эксплуатация (properly maintained and used): Техническое обслуживание и эксплуатация, при которых транспортное средство отвечает критериям приемлемости отобранного транспортного средства, предусмотренным в 3.2 дополнения 3 к настоящему стандарту.

2.16 блокирующее устройство (defeat device): Любой элемент конструкции, определяющий температуру, скорость транспортного средства, частоту вращения двигателя, передаточный механизм, вакуумную систему или любой другой параметр, предназначенный для целей активации, модулирования, приостановки или отключения какой-либо части системы контроля выбросов, что приводит к снижению эффективности работы системы контроля выбросов в нормальных условиях эксплуатации.

Такой элемент конструкции не рассматривается как блокирующее устройство, если: потребность в данном устройстве обусловлена соображениями защиты двигателя от разрушения или серьезного повреждения и безопасного функционирования транспортного средства либо данное устройство не работает после запуска двигателя, либо соответствующие условия предусмотрены процедурой испытаний типа I или типа VI.

2.17 семейство транспортных средств (family of vehicles): Группа типов транспортных средств, определенных по базовому транспортному средству в соответствии с приложением Н.

2.18 топливо, необходимое для двигателей (fuel requirement by the engine): Обычно используемое для питания двигателя топливо:

- бензин,

- сжиженный нефтяной газ (СНГ),

- компримированный природный газ (КПГ),

- бензин либо СНГ,

- бензин либо КПГ,

- дизельное топливо.

2.19 сертификация транспортного средства (approval of a vehicles): Сертификация типа транспортного средства в отношении ограничений, приведенных в 2.19.1-2.19.3: