ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 5 марта 2020 года N 97
В целях обеспечения внедрения при проведении плановых проверок деятельности юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих тепловые электрические станции, риск-ориентированного подхода
приказываю:
Руководитель
А.В.Алёшин
Методические рекомендации по проведению плановых проверок субъектов электроэнергетики, осуществляющих деятельность по производству электрической энергии на тепловых электрических станциях, с использованием риск-ориентированного подхода
1.1. Настоящие Методические рекомендации по проведению плановых проверок субъектов электроэнергетики, осуществляющих деятельность по производству электрической энергии на тепловых электрических станциях, с использованием риск-ориентированного подхода (далее - Методические рекомендации) содержат положения и рекомендации по проведению плановых проверок должностными лицами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами деятельности субъектов электроэнергетики, эксплуатирующих тепловые электрические станции (далее - ТЭС), в том числе тепловые электрические станции конденсационного типа, государственные районные электростанции (ГРЭС), газотурбинные электростанций (ГТЭС), парогазовые ТЭС, ТЭС с комбинированной выработкой электрической и тепловой энергии (теплоэлектроцентрали, ТЭЦ).
В приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям приводятся термины и определения, используемые в настоящих Методических рекомендациях.
1.2. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ, Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ), Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, Положением об осуществлении федерального государственного энергетического надзора, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 г. N 610, постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2017 г. N 117* "Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)", приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 декабря 2017 г. N 557 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), содержащих обязательные требования к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики и (или) требования безопасности в сфере теплоснабжения, которые подлежат применению при проведении плановых проверок поднадзорных субъектов (объектов) при осуществлении федерального государственного энергетического надзора (далее - приказ Ростехнадзора от 21 декабря 2017 г. N 557 "Об утверждении форм проверочных листов"), приказом Ростехнадзора от 30 января 2015 г. N 38 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного энергетического надзора" (далее - Административный регламент от 30 января 2015 г. N 38).
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 13 февраля 2017 г. N 177". - Примечание изготовителя базы данных.
1.3. Целью проведения плановых проверок (документарных и (или) выездных) субъекта электроэнергетики, осуществляющего деятельность по производству электрической энергии на ТЭС, является подтверждение соблюдения им в процессе осуществления деятельности по эксплуатации зданий, сооружений и оборудования ТЭС обязательных требований безопасности, установленных в федеральных законах Российской Федерации, технических регламентах, правилах технической эксплуатации электрических станций и сетей и иных нормативных правовых актах, а также соблюдение условий эксплуатации зданий, сооружений и оборудования ТЭС, предусмотренных в проектной и эксплуатационной документации.
1.4. Должностными лицами Ростехнадзора в ходе плановой проверки субъекта электроэнергетики, осуществляющего деятельность по производству электрической энергии на ТЭС, подлежат контролю все принадлежащие ему ТЭС.
В приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям приводится справочная информация о планировании, проведении, оформлении результатов плановых проверок и использовании их в контрольно-надзорной деятельности, составленная на базе действующих законодательных и иных нормативных правовых актов.
2.1. Риск-ориентированный подход при проведении плановых проверок субъектов электроэнергетики, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии на тепловых электрических станциях, внедряется в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек субъектов электроэнергетики, и повышения результативности контрольно-надзорной деятельности. В соответствии с частью 2 статьи 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ интенсивность (форма, продолжительность, периодичность) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) к определённой категории риска.
2.2. В соответствии с частью 3 статьи 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ отнесение деятельности субъектов электроэнергетики, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии на тепловых электрических станциях, к определённой категории риска осуществляется Ростехнадзором с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований и вероятности несоблюдения им данных обязательных требований.
2.3. В соответствии с пунктом 2 приложения к Положению об осуществлении федерального государственного энергетического надзора, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 г. N 610, все электрические тепловые станции разделены на пять категорий риска в зависимости от установленной мощности.
В таблице N 1 приводятся критерии отнесения субъектов электроэнергетики к категориям риска.
2.4. В случае если эксплуатируемая субъектом электроэнергетики ТЭС является единственным источником электрической и (или) тепловой энергии в системе энерго- и теплоснабжения, деятельности субъекта электроэнергетики, эксплуатирующего эту ТЭС, присваивается более высокая категория риска.
Критерии отнесения деятельности субъектов электроэнергетики, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии на тепловых электрических станциях, к категориям риска
Категория риска | I | II | III | IV | V |
Высокая категория риска | Значительная категория риска | Средняя категория риска | Умеренная категория риска | Низкая категория риска | |
Установленная мощность ТЭС, | от 500 МВт и выше | от 150 до 500 МВт | от 50 до 150 МВт | от 1 до 50 МВт | менее 1 МВт |
2.5. В соответствии с пунктом 14 Положения о федеральном государственном энергетическом надзоре, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 г. N 610, в соответствии с категорией риска субъекта электроэнергетики, осуществляющего эксплуатацию ТЭС, устанавливается периодичность их плановых проверок.
В таблице N 2 приводятся критерии определения периодичности плановых проверок субъектов электроэнергетики в зависимости от их категорий риска.
Критерии определения периодичности проведения плановых проверок субъектов электроэнергетики, эксплуатирующих ТЭС
Категория риска | I | II | III | IV | V |
Высокая категория риска | Значительная категория риска | Средняя категория риска | Умеренная категория риска | Низкая категория риска | |
Период между плановыми проверками | Один раз в 3 года | Один раз в 4 года | Не чаще одного раза в 5 лет | Не чаще одного раза в 6 лет | Не проводятся |
2.6. Категория риска деятельности субъекта электроэнергетики, определённая по значению установленной мощности ТЭС, эксплуатируемых субъектом электроэнергетики, согласно классификации, приведенной в таблице N 1 настоящих Методических рекомендаций, является "статической" (базовой). Она применяется для определения периодичности плановых проверок субъекта электроэнергетики на первом этапе внедрения риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.
2.7. Категории риска субъекта электроэнергетики, эксплуатирующего ТЭС, а также интенсивность (форма, продолжительность, периодичность) проведения мероприятий по контролю в отношении юридического лица могут пересматриваться. В этих целях используется динамическая модель риск-ориентированного подхода.
При использовании динамической модели риск-ориентированного подхода категории риска ТЭС и деятельности субъекта электроэнергетики, эксплуатирующего ТЭС, могут меняться в соответствии с положениями подпунктов (а) и (в) пункта 6 Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 г. N 610 на основании оценки вероятности несоблюдения обязательных требований следующим образом.
2.7.1. Деятельность субъектов электроэнергетики, подлежащая отнесению в соответствии с таблицей N 1 настоящих Методических рекомендаций к категориям высокого, значительного, среднего и умеренного риска, подлежит пересмотру в части отнесения к категориям соответственно значительного, среднего, умеренного и низкого риска при соблюдении одного из следующих условий:
- отсутствие в течение 5 лет, предшествующих дню присвоения в установленном порядке определенной категории риска, вступившего в законную силу судебного акта или постановления о назначении наказания юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, их должностным лицам и иным работникам за нарушение обязательных требований, повлекшее возникновение аварии, расследуемой органами государственного надзора, или несчастного случая со смертельным исходом;
- отсутствие в течение 3 лет, предшествующих дню присвоения в установленном порядке определенной категории риска, вступивших в законную силу постановлений о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 9.7-9.9, 9.11 и 9.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.7.2. Деятельность субъектов электроэнергетики, подлежащая отнесению в соответствии с таблицей N 1 настоящих Методических рекомендаций к категориям значительного, среднего, умеренного и низкого риска, подлежит отнесению к категориям соответственно высокого, значительного, среднего и умеренного риска в случае возникновения одного из следующих оснований:
- наличие в течение 5 лет, предшествующих дню присвоения в установленном порядке определенной категории риска, вступившего в законную силу судебного акта или постановления о привлечении к уголовной и (или) административной ответственности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, их должностных лиц и иных работников за нарушение обязательных требований, повлекшее возникновение аварии, расследуемой органами государственного надзора, или несчастного случая со смертельным исходом;
- наличие в течение 3 лет, предшествующих дню присвоения в установленном порядке определенной категории риска, вступившего в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.8. В приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям приводится описание порядка присвоения категории риска при проведении плановых проверок деятельности субъекта электроэнергетики, осуществляющего эксплуатацию ТЭС. Данный порядок содержит этапы, необходимые для предварительного присвоения категории риска субъекта электроэнергетики, эксплуатирующего ТЭС, и её последующего уточнения на основе информации, полученной в ходе проверочных мероприятий.
3.1. Плановые проверки деятельности субъектов электроэнергетики, эксплуатирующего ТЭС, проводятся в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок. Выездная плановая проверка субъекта электроэнергетики, эксплуатирующего ТЭС, проводится в сроки, указанные в ежегодном плане проведения плановых проверок. Выездная плановая проверка субъекта электроэнергетики, эксплуатирующего ТЭС, выполняется с использованием проверочного листа, приведённого в приложении N 1 к приказу Ростехнадзора от 21 декабря 2017 г. N 557 "Об утверждении форм проверочных листов".
3.2. Должностным лицам Ростехнадзора перед проведением плановой проверки рекомендуется ознакомиться по имеющимся базам данных с особенностями назначения, компоновки и состава оборудования ТЭС, включая:
назначение ТЭС (конденсационная электростанция (КЭС)) - производство только электроэнергии, теплоэлектроцентраль (ТЭЦ) - производство электроэнергии, тепла и (или) пара для нужд отопления и производственных нужд);
компоновку ТЭС (блочная, с поперечными связями, для блочной компоновки - количество энергоблоков);
тип силовой установки (конденсационная, газотурбинная, на двигателях внутреннего сгорания и др.);
режим работы (базисный, пиковый, сезонный, круглогодичный);
вид топлива (основного, резервного, аварийного).
В приложении N 4 настоящих Методических рекомендаций приведены компоновки основных типов ТЭС и принципиальные технологические схемы для каждого типа.
Также используется проектная документация, информация о результатах проведенных проверок, о наличии предписаний Ростехнадзора и протоколов об административных правонарушениях, результаты расследованных Ростехнадзором аварий, произошедших на проверяемой ТЭС.
3.3. При проведении плановых выездных проверок проводится:
проверка наличия необходимой документации и её соответствие предъявляемым к ней обязательным требованиям;
визуальный осмотр выбранной ТЭС с проверкой технического состояния её зданий, сооружений, оборудования, трубопроводов.
4.1. При проведении плановой выездной проверки проверяется наличие у субъекта электроэнергетики, эксплуатирующего ТЭС, необходимой документации в соответствии с проверочным листом, приложением N 1, утверждённым приказом Ростехнадзора от 21 декабря 2017 г. N 557, проверка наличия необходимой документации:
по организации эксплуатации ТЭС;
по надзору за техническим состоянием и обеспечению безопасной эксплуатации оборудования, зданий и сооружений ТЭС;
по работе с персоналом и охране труда;
по анализу имевших место аварий и отступлений от требований безопасности на ТЭС;
по анализу имевших место несчастных случаев на производстве.
4.2. При проверке документации по организации эксплуатации ТЭС проверяется наличие и соответствие предъявляемым требованиям: