МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПИСЬМО
от 28 октября 2019 года N 43-5692-19
О направлении методических рекомендаций
В целях предупреждения пожаров, минимизации их последствий, защиты жизни и здоровья граждан от пожаров в рамках реализации подпункта а) пункта 1 раздела I протокола Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 23.09.2019 N 6 направляю методические рекомендации по организации установки автономных пожарных извещателей в местах проживания малоимущих многодетных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также методические рекомендации по повышению уровня пожарной безопасности социально значимых объектов, в том числе с круглосуточным пребыванием детей, за счет оснащения системами автоматической противопожарной защиты.
А.П.Чуприян
Цель методических рекомендаций - повышение уровня обеспечения пожарной безопасности в местах проживания малоимущих многодетных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, посредством оснащения указанных мест проживания извещателями раннего обнаружения пожара
Предметом настоящих методических рекомендаций является порядок и последовательность действий по организации установки автономных пожарных извещателей в местах проживания малоимущих многодетных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Настоящий документ носит рекомендательный характер и предназначен для методической поддержки органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по оказанию государственной социальной помощи малоимущим многодетным семьям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде установки автономных пожарных извещателей (далее - АПИ) в местах их проживания.
Автономный пожарный извещатель - прибор, реагирующий на появление дымовых частичек в помещении и издающий характерный звуковой сигнал. Выпускается, как правило, округлой формы с внешним индикатором света.
Конструкция беспроводного датчика выполнена таким образом, что для работы ему не требуется подключение к электрической цепи и подсоединение к пульту управления. Внутри пластикового корпуса извещателя располагаются звуковая сигнализация, аккумуляторная батарея и датчик дыма.
Оптико-электронный дымовой датчик состоит из инфракрасного излучателя и приемника.
Звуковая сирена представляет собой пьезоэлемент - устройство с пронзительным звуком и низким потреблением энергии.
Источник автономного питания - 9-вольтовая батарейка, срок службы которой, один год.
К достоинствам прибора относятся:
независимость от внешнего источника питания;
простота в использовании и установке;
возможность менять место расположения извещателя, в зависимости от интерьера и предпочтений пользователя;
громкое звучание.
Недостатками автономных извещателей считаются:
частые ложные срабатывания из-за попадания пыли или насекомых в камеру измерения;
срок службы батареи 1 год - многие приборы изготавливаются с несъемным источником питания.
Датчик непрерывно анализирует состояние воздушной среды в комнате. Частички воздуха, попадая в камеру измерения, просвечиваются инфракрасными/ультрафиолетовыми лучами и анализируются специальным приемником.
Если в воздушной массе находятся примеси дыма, то лучи рассеиваются и не доходят в полной мере до приемника. Сравнивая данное значение излучения с установленной пороговой величиной, извещатель активирует звуковую сирену, которая работает около 4 минут.
На сегодняшний день АПИ является одним из наиболее эффективных средств по предупреждению гибели людей от пожаров.
В большинстве субъектов Российской Федерации в рамках целевых региональных и муниципальных программ в период 2018-2019 годы автономными пожарными извещателями оборудовано 250 тысяч мест проживания многодетных семей - 15% от общего количества. Своевременная сработка АПИ содействовала спасению в 2018-2019 годах 646 человек, в том числе 336 детей. Во многих случаях раннее обнаружение пожара позволило минимизировать ущерб имуществу граждан.
Оснащение жилых помещений АПИ и поддержание их работоспособности осуществляется как за счет средств, запланированных в рамках действующих государственных программ, бюджетов муниципальных образований, так и за счет средств, формируемых за счет других источников (включая пожертвования частных лиц и организаций).
В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" обеспечение первичных мер пожарной безопасности отнесено к вопросам местного значения, включая реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования.
Таким образом, местные власти могут оказывать дополнительную социальную поддержку отдельным категориям граждан, в том числе в виде установки АПИ.
Отдельно необходимо отметить, что особую важность приобрела организация профилактических мероприятий, связанных с предупреждением гибели на пожарах несовершеннолетних. Наибольшая гибель детей при пожарах происходит на объектах жилого сектора - 91% от общего числа погибших. Из конструктивных особенностей наиболее опасными являются одноэтажные деревянные здания, в которых погибло 64,3% детей, из них 42% погибших несовершеннолетних жили в домах с печным отоплением.
Основные причины, гибели это:
- нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования - 38% погибших;
- шалость детей с огнём - 15%;
- неосторожность при курении - 10%;
- нарушение правил устройства и эксплуатации печей - 10%.
Главная причина гибели 75% - отравление токсичными продуктами горения. Погибло в состоянии сна 44% детей, оставленных без присмотра - 26% детей, 10% гибели детей сопровождались алкогольным (наркотическим) опьянением их родителей.
Количество погибших несовершеннолетних из многодетных семей составляет 36,5% от общего числа погибших. Максимальное количество погибших несовершеннолетних на пожарах 67% - это дети до 7 лет.
В настоящее время должностные лица государственного пожарного надзора не наделены правом проводить обследования и проверки жилых, помещений и домовладений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности.
Поэтому особое значение приобретает исполнение представленных полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Этап 1. Подготовительный этап.
Этап 2. Принятие нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, содержащих положения об организации работ по установке автономных пожарных извещателей (далее - АПИ) в местах проживания малоимущих многодетных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Этап 3. Разработка порядка софинансирования расходов муниципальных образований по установке АПИ в местах проживания малоимущих многодетных семей и семей, находящихся в социально опасном положении.
Этап 4. Заключение соглашения о предоставлении субсидии между субъектом Российской Федерации и муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации.
Этап 5. Стимулирование социальной ответственности предпринимательства субъекта Российской Федерации к участию в установки АПИ.
Этап 6. Организация работ по установке АПИ.
Этап 7. Организация работ по поддержке АПИ в рабочем состоянии.
Во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), положение о которой утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Координационным органом каждого уровня РСЧС являются Комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ).
КЧС и ОПБ предназначена, в том числе, для организации и проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. В связи с этим субъектам Российской Федерации целесообразно на подготовительном этапе рассмотреть вопрос о противопожарной защите мест проживания малоимущих многодетных семей и семей, находящихся в социально опасном положении, и принятию мер, по предотвращению пожаров и обеспечению безопасности людей на КЧС и ОПБ, а также сформировать рабочую группу, которая должна организовать работы по планированию мероприятий по установке АПИ.
В соответствии с Решением КЧС и ОПБ органы исполнительной власти и органы местного самоуправления должны подготовить и передать рабочей группе сведения о малоимущих многодетных семьях и семьях, находящихся в социально опасном положении и предоставить информацию о потребности в оборудовании их мест проживания средствами противопожарной защиты.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" сведения о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении, учитываются органами управления социальной защитой населения. Также сведения о семьях, находящихся в социально опасном положении могут формироваться комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований. Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществляющие деятельность на территориях муниципальных образований этих субъектов Российской Федерации, в случае, если органы местного самоуправления указанных муниципальных образований не наделены полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Сведения о семьях, находящихся в социально опасном положении, формируются перечисленными органами и передаются в рабочую группу при КЧС и ОПБ.
В соответствии с частью 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы социальной поддержки малоимущих граждан, в том числе семей, имеющих детей (в том числе и многодетных семей), относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В связи с этим списки малоимущих многодетных семей - получателей мер социальной поддержки формируются органами управления социальной защитой населения субъекта Российской Федерации самостоятельно и направляются в рабочую группу при КЧС и ОПБ.
На основе полученных данных рабочая группа формирует предложения по включению соответствующих мероприятий в государственную программу субъекта Российской Федерации и муниципальные программы. Указанные предложения рассматриваются на КЧС и ОПБ и в случае одобрения направляются в высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации для подготовки и издания необходимых нормативных актов.
Категории граждан, места проживания которых оснащаются АПИ, устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Органом управления социальной защитой населения субъекта Российской Федерации разрабатывается порядок предоставления меры социальной поддержки в виде обеспечения АПИ отдельных категорий граждан.
Специализированные финансовые органы: министерства финансов (в республиках, а также некоторых краях и областях), департаменты финансов, комитеты по финансам и бюджету, финансовые управления и т.п., разрабатывают проект бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотрев в нем расходы на закупку и установку АПИ.
Установку АПИ целесообразно включать в состав соответствующих государственных (муниципальных) программ в виде отдельных мероприятий с установлением измеримых количественных целей реализации этих мероприятий.
При формировании государственной программы субъекта Российской Федерации целесообразно предусмотреть предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на оснащение АПИ мест проживания отдельных категорий граждан - получателей меры социальной поддержки. Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой. Мероприятие, в рамках которого происходит выделение субсидий, должно иметь целевые показатели (индикаторы достижения целей).
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.