Правительство Москвы
КОМИТЕТ ГОРОДА МОСКВЫ ПО ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОЕКТОВ
ПРИКАЗ
от 30 декабря 2019 года N МКЭ-ОД/19-94
Об утверждении Методики разработки сметных нормативов и цен на выполнение комплексов работ
(с изменениями на 3 октября 2022 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Москомэкспертизы от 27 апреля 2021 года N МКЭ-ОД/21-40;
приказом Москомэкспертизы от 3 октября 2022 года N МКЭ-ОД/22-85.
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2019 г. N 1587-ПП "Об особенностях ценообразования и сметного нормирования" и на основании пункта 4.2.1 Положения о Комитете города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2011 г. N 48-ПП,
приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2020 г. Методику разработки сметных нормативов и цен на выполнение комплексов работ (прилагается).
2. Заместителю начальника Управления финансового контроля, конкурсных процедур, организационной и плановой работы - начальнику Отдела организационной и плановой работы Дыкиной М.Н. обеспечить размещение приказа на официальной странице Москомэкспертизы на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http:/www.mos.ru/mke/ в установленном порядке.
3. Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.
Председатель Комитета
В.В.Леонов
Методика разработки сметных нормативов и цен на выполнение комплексов работ
(с изменениями на 3 октября 2022 года)
1.1. Настоящая Методика разработки сметных нормативов и цен на выполнение комплексов работ (далее - Методика) определяет порядок разработки сметных нормативов и цен на выполнение комплексов работ (далее - НЦКР) при строительстве объектов города Москвы, а также требования к содержанию и оформлению сборников НЦКР.
1.2. Положения, приведенные в Методике, являются обязательными для всех организаций независимо от форм их собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющих деятельность в области разработки сметных нормативов для города Москвы, а также органов исполнительной власти города Москвы и организаций строительного комплекса, заинтересованных в разработке сметных нормативов для города Москвы.
1.3. НЦКР предназначены для определения сметной стоимости и потребности в строительных ресурсах, необходимых для выполнения отдельного комплекса работ при строительстве объекта, в том числе отдельного конструктивного элемента здания (сооружения) или линейного объекта и могут быть использованы для оценки стоимости строительства на основе информационной модели, объединяющей архитектурно-планировочные, конструктивные и инженерные решения с отражением всех технико-экономических показателей; проведения публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 382 "О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"; проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционные проекты по созданию объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 12 мая 2017 г. N 563 "О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"; подготовки технико-экономических показателей в заданиях на проектирование и снижения погрешности при соответствующих расчетах; оценки эффективности использования средств, направляемых на капитальные вложения; иных целей, установленных правовыми актами города Москвы.
1.4. НЦКР, включаемые в сборники НЦКР, должны учитывать условия осуществления строительства в городе Москве.
1.5. НЦКР включают следующие количественные и стоимостные показатели и справочные данные:
а) средства на оплату труда рабочих (руб.);
б) стоимость эксплуатации строительных машин и механизмов (руб.), в том числе заработная плата машинистов;
в) стоимость материалов, изделий, конструкций (руб.);
г) стоимость оборудования, мебели, инвентаря и принадлежностей (руб.);
д) накладные расходы (руб.);
е) сметную прибыль (руб.);
ж) затраты труда рабочих (чел.-ч.);
з) справочные данные (состав работ и операций, объем грунта, масса мусора и др.).
(Пункт 1.5 в редакции, введенной в действие приказом Москомэкспертизы от 27 апреля 2021 года N МКЭ-ОД/21-40. - См. предыдущую редакцию)
1.6. НЦКР рекомендуется разрабатывать на основе принципов унификации принятой номенклатуры комплексов выполняемых работ, конструктивных элементов зданий и сооружений, линейных объектов, принятых единиц измерения.
1.7. Разработка НЦКР осуществляется на основе сметной документации с использованием действующих на момент разработки территориальных сметных нормативов города Москвы (ТСН-2001), в уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Москомэкспертизы от 27 апреля 2021 года N МКЭ-ОД/21-40. - См. предыдущую редакцию)
1.8. НЦКР, разработанный в соответствии с настоящей Методикой, включается в соответствующий сборник Главы ТСН-2001.19 "Сметные нормативы и цены на выполнение комплексов работ".
Рекомендуемая структура Главы ТСН-2001.19 "Сметные нормативы и цены на выполнение комплексов работ" приведена в Приложении N 4 к настоящей Методике.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Москомэкспертизы от 27 апреля 2021 года N МКЭ-ОД/21-40. - См. предыдущую редакцию)
1.9. Выполнение расчетов с применением НЦКР осуществляется в порядке, предусмотренном главой ТСН-2001.12.
(Пункт дополнительно включен приказом Москомэкспертизы от 27 апреля 2021 года N МКЭ-ОД/21-40)
2.1. Планируемая к разработке номенклатура НЦКР формируется на основании плана разработки территориальных сметных нормативов для города Москвы, разрабатываемого в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения сметных нормативов, применяемых при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство (реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, реставрация) которых финансируется с привлечением средств бюджета города Москвы, утвержденным приказом Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов от 24 февраля 2016 г. N МКЭ-ОД/16-5.
2.2. Разработка НЦКР осуществляется в следующей последовательности:
2.2.1. Подбор и анализ проектной документации по объектам капитального строительства, проектная документация по которым получила положительное заключение государственной экспертизы.
2.2.2. Выбор объекта капитального строительства (далее - объект-представитель) из числа аналогичных объектов, исходя из принципа наиболее полного его соответствия техническим и (или) мощностным характеристикам, технологической специфики строительного производства для разработки требуемого НЦКР на основании исходных данных.
2.2.3. Выявление необходимых для разработки НЦКР технических характеристик и параметров схожих для аналогичных объектов. Проведение исследовательской и аналитической работы с целью определения номенклатуры и выбора измерителей НЦКР.
2.2.4. Подбор комплекта проектной документации, в том числе по разделу "Смета на строительство объектов капитального строительства", достаточного для разработки НЦКР.
2.2.5. Формирование комплекта сметных расчетов (смет), использованных для разработки сметной документации по объекту-представителю.
2.2.6. Формирование сметного расчета на комплекс работ и операций (конструктивное решение), определенный для разработки.
2.2.7. Формирование ресурсной ведомости на основе сметного расчета на принятый комплекс работ (конструктивное решение) по форме, приведенной в приложении N 1 к настоящей Методике.
2.2.8. Формирование ресурсного сметного расчета на основании ресурсной ведомости с применением действующих средних сметных цен на строительные ресурсы ТСН-2001 по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящей Методике, с упорядочиванием строительных ресурсов по удельному весу в рамках статьи затрат.
2.2.9. Формирование ресурсно-технологической модели в базисном уровне цен ТСН-2001 по форме, приведенной в приложении N 3 к настоящей Методике.
2.2.10. Формирование проекта норматива НЦКР в табличной форме, приведенной в приложении N 5 к настоящей Методике.
2.2.11. Расчет поправочных коэффициентов к НЦКР, потребность в разработке которых выявлена в процессе формирования НЦКР (при необходимости), а также коэффициентов дополнительных затрат, связанных с производством работ в зимнее время. Присвоение поправочным коэффициентам кода в соответствии с Порядком классификации и присвоения кодов поправочным коэффициентам к сметным нормативам и ценам, в том числе на выполнение комплексов работ, укрупненным показателям в составе территориальной сметно-нормативной базы для города Москвы ТСН-2001, утверждаемым Москомэкспертизой.
(Подпункт в редакции, введенной в действие приказом Москомэкспертизы от 3 октября 2022 года N МКЭ-ОД/22-85. - См. предыдущую редакцию)
(Пункт 2.2 в редакции, введенной в действие приказом Москомэкспертизы от 27 апреля 2021 года N МКЭ-ОД/21-40. - См. предыдущую редакцию)
2.3. Разработку НЦКР рекомендуется осуществлять на основании проектной документации, в том числе раздела "Смета на строительство объекта капитального строительства", в отношении которой имеется положительное заключение, выданное органами государственной экспертизы.
2.4. Для объектов, в отношении которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности не установлено требование о необходимости разработки проектной документации, допускается использование разработанной для этих объектов сметной документации без разработки и предоставления проектной документации.
2.5. Для определения состава и объемов работ при разработке НЦКР также могут использоваться:
а) каталоги и альбомы рабочих чертежей типовых строительных конструкций, деталей и узлов;
б) типовые технологические карты производства работ с актуальным сроком действия;
в) правила производства работ, технические регламенты, ведомственные инструкции и другая нормативно-техническая документация в отношении данных комплексов работ и конструктивных элементов.
2.6. Для разработки НЦКР используется сметная документация, входящая в состав проектной документации объекта-представителя.
Для учета действующих на момент разработки НЦКР требований технических регламентов, санитарно-эпидемиологических и иных обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в отношении порядка проектирования и строительства объектов капитального строительства, допускается корректировка перечня и объемов работ, предусмотренных сметной документацией объекта-представителя, не затрагивающих конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.
2.7. Ошибки и неточности, выявленные в сметной документации объекта-представителя, устраняются с приложением описания произведенных замен.
2.8. При разработке НЦКР, имеющих в своем составе различный перечень и количество технологических и проектных решений (например, толщина слоя, группа грунтов, количество проходов и т.п.), расчет стоимостных показателей допускается производить путем преобразования и дифференциации показателей сметной документации в соответствии с определенными классификационными признаками конструктивного решения.
2.9. Сметные цены на материальные ресурсы, отсутствующие в территориальной сметно-нормативной базе для города Москвы ТСН-2001, определяется по данным мониторинга цен на строительные материалы, изделия, конструкции и оборудование, цен на перевозки строительных грузов и работу строительных машин и механизмов на момент разработки НЦКР и пересчитывается в уровень цен по состоянию на 1 января 2000 года с использованием коэффициентов (индексов) пересчета в текущий уровень цен сметной стоимости строительно-монтажных работ.
2.10. На основании укрупненной выборки строительных ресурсов, сформированной по группам, производится анализ их перечня с целью определения видов строительных ресурсов, преобладающих по сметной стоимости (основные строительные ресурсы), и ресурсов, имеющих небольшой удельный вес.
2.11. В случае применения в сметной документации объекта-представителя строительных ресурсов с обоснованием цены на основе прайс-листа, прейскуранта, коммерческого предложения, при наличии данных ресурсов в территориальной сметно-нормативной базе для города Москвы ТСН-2001, такие ресурсы подлежат соответствующей замене.
2.12. По результатам разработки НЦКР формируется следующий комплект документации:
2.12.1. Пояснительная записка, содержащая информацию о разработанном проекте НЦКР:
а) обоснование необходимости разработки проекта НЦКР;
б) выбор и сведения об объекте-представителе (номер и дату положительного заключения государственной экспертизы проектной документации объекта-представителя);
в) перечень томов, использованных для разработки проекта НЦКР (при отсутствии проектной документацией объекта-представителя в соответствии с п.2.4 перечень документов, использованных по п.2.5);
г) перечень затрат, не учтенных при разработке проекта НЦКР, но учтенных проектной документацией объекта-представителя по данному виду работ;
д) редакция ТСН-2001, в которой разработан проект НЦКР;
е) перечень использованных при разработке нормативных и методических документов.
2.12.2. Расчетные обоснования к проекту НЦКР (для пусконаладочных работ оформляется отдельный комплект в соответствии с подпунктами г)-и)):
а) графическое изображение конструктивного элемента;
б) состав и объемы работ с указанием расчетов объемов работ, отличных от учтенных проектной документацией объекта-представителя;
в) обоснование дополнительных работ, не учтенных проектной документацией объекта-представителя;
г) сметный расчет (смета) на состав работ, определенный под проект НЦКР, в том числе в унифицированном формате специализированного сметного программного комплекса;
д) ведомость объемов работ;