МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 17 декабря 2019 года N Р-139
Об утверждении методических рекомендаций по созданию детских технопарков "Кванториум" в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" и признании утратившим силу распоряжение Минпросвещения России от 1 марта 2019 г. N Р-27 "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию детских технопарков "Кванториум"
Во исполнение пункта 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Образование", в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", приведенных в Приложении N 5 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст.375; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 6 декабря 2019 г.:
2. Признать утратившим силу распоряжение Минпросвещения России от 1 марта 2019 г. N Р-27 "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию детских технопарков "Кванториум".
3. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2020 года.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Заместитель Министра
М.Н.Ракова
Методические рекомендации по созданию детских технопарков "Кванториум" в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"
Настоящие методические рекомендации по созданию детских технопарков "Кванториум" в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (далее соответственно - методические рекомендации, Технопарк, федеральный проект), разработаны в целях обеспечения исполнения федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", в том числе в целях установления требований к результатам использования субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта по созданию Технопарков.
Методические рекомендации направлены на обеспечение единых организационных и методических условий создания и функционирования Технопарков в субъектах Российской Федерации, в том числе в рамках софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта по созданию Технопарков.
Требования, приведенные в настоящих методических рекомендациях, являются минимальными. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) при реализации мероприятий по созданию и функционированию Технопарков вправе обеспечивать требования, превышающие установленные настоящими методическими рекомендациями.
Целью создания Технопарков является создание среды, обеспечивающей условия для формирования у обучающихся нового типа мышления, привития им ценности саморазвития на протяжении всей жизни, освоения инструментов проектной деятельности, метакомпетенций (Soft Skills) и профильных компетенций (Hard Skills) за счет создания образовательной инфраструктуры, актуального содержания образовательных программ, привлечения высококвалифицированных кадров, в том числе представителей реального сектора экономики.
Организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение создания в субъектах Российской Федерации Технопарков осуществляет федеральное государственное автономное учреждение "Фонд новых форм развития образования", являющееся частью проектного офиса национального проекта "Образование" (далее - Федеральный оператор).
Высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется издать распорядительный акт, утверждающий:
регионального координатора, под которым понимается уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или региональный ведомственный проектный офис, обеспечивающий создание и функционирование Технопарков, включая финансирование услуг реализации дополнительных общеобразовательных программ, а также осуществление общей межведомственной координации деятельности Технопарков на территории субъекта Российской Федерации;
комплекс мер (дорожную карту) по созданию и функционированию Технопарка согласно Приложению N 1 к настоящим методическим рекомендациям;
концепцию создания и функционирования Технопарка (далее - концепция).
Комплексом мер признается план мероприятий на очередной год и двухлетний плановый период, предусматривающий мероприятия по созданию и функционированию Технопарка, включающий в том числе:
мероприятия, направленные на создание и открытие Технопарка;
мероприятия, направленные на обеспечение функционирования Технопарка;
мероприятия, направленные на привлечение интеллектуальных партнеров, промышленных предприятий и организаций реального сектора экономики;
мероприятия по ежегодному непрерывному повышению профессионального мастерства работников Технопарка;
мероприятия по лицензированию образовательной деятельности Технопарка;
мероприятия по разработке и утверждению дополнительных общеобразовательных программ, ориентированных на решение реальных технологических задач;
мероприятия, направленные на участие обучающихся Технопарка в:
международном конкурсе детских инженерных команд "Кванториада" и других мероприятиях, организуемых Федеральным оператором. Участие в отборочных этапах мероприятий, проводимых Федеральным оператором, является обязательным для обучающихся Технопарка;
одном и более мероприятиях из Перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, утверждаемых Министерством просвещения Российской Федерации.
В концепцию входят основные характеристики Технопарка, в том числе:
организационно-правовая модель Технопарка;
определение не менее шести образовательных направлений (квантумов) Технопарка, включая обязательный квантум "Хайтек";
месторасположение Технопарка (адрес, площадь помещений (не менее 1000 кв.м), транспортная доступность для населения), проект зонирования;
перечень показателей деятельности Технопарка в соответствии с Приложением N 2 к настоящим методическим рекомендациям, в том числе:
охват дополнительными общеобразовательными программами, реализуемыми Технопарком, не менее 800 детей в год за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе не менее 300 обучающихся на протяжении учебного года,
вовлечение не менее 4000 детей в деятельность сети Технопарков ежегодно;
перечень партнеров Технопарка, включая интеллектуальных, технологических, индустриальных и иных;
расчет затрат консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию комплекса мер на текущий год и плановый период (с разбивкой по годам);
иные параметры в соответствии с положениями настоящих методических рекомендаций.
Допускается создание Технопарка как отдельного юридического лица (в том числе в форме государственного (муниципального) учреждения или иной некоммерческой организации), так и создание организацией, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующего структурного подразделения.
При достижении минимальных показателей создания и функционирования деятельности Технопарка, приведенных в Приложении N 2 к настоящим методическим рекомендациям, организация, осуществляющая образовательную деятельность, имеет возможность осуществлять дополнительный прием обучающихся, в том числе за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.
В случае, если создание детского Технопарка осуществляется за счет субсидии из федерального бюджета, не рекомендуется последующее предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на реализацию мероприятий по созданию Технопарка.
Образовательная деятельность в детском технопарке "Кванториум" осуществляется по дополнительным общеразвивающим программам естественнонаучной и технической направленностей в соответствии с ежегодно утверждаемым Федеральным оператором перечнем профильных направлений (квантумов):
автоквантум;
аэроквантум;
биоквантум;
геоквантум;
космоквантум;
мариквантум;
наноквантум;
промдизайнквантум;
промробоквантум;
оптиквантум;
хайтек;
энерджиквантум;
Data-квантум;
IT-квантум (информационные технологии);
VR/AR-квантум.
Перечень обязательных направлений, сопутствующих основной образовательной деятельности Технопарка:
направление "Математика";
направление "Квантошахматы";
направление "Технический английский".
Перечень дополнительных направлений, сопутствующих основной образовательной деятельности:
"Медиаквантум";
"Финансовая грамотность, предпринимательство";
"Здоровьесбережение";
"Кибергигиена";
"Эмоциональный интеллект".
Региональный координатор определяет перечень образовательных программ исходя из требования реализации не менее шести профильных направлений (квантумов), включая направление "Хайтек", и всех обязательных направлений.
Технопарком обеспечивается утверждение образовательных программ в соответствии с выбранными направлениями на основе предоставляемых Федеральным оператором методических материалов ("тулкитов") по каждому направлению.
Перечни направлений дополнительных общеразвивающих программ естественнонаучной и технической направленностей являются открытыми и могут изменяться и (или) дополняться Федеральным оператором.
Основным форматом образовательного процесса является проектная деятельность. Рекомендуется реализация межквантумных кейсов и проектов внутри разновозрастных групп.
Образовательная программа по каждому направлению состоит из вводного, углубленного и проектного модулей. Рекомендованная длительность вводного и углубленного модулей - 72 часа каждый. В случае, если продолжительность углубленного модуля превышает указанное значение, необходимо разделять его на подмодули продолжительностью 72 часа каждый. Продолжительность проектного модуля определяется спецификой реализуемого проекта и должна составлять не менее 36 часов.
Обучающиеся могут осваивать углубленный и проектный модули только в случае завершения обучения на вводном модуле (по любому квантуму). Количество обучающихся на углубленном и проектном модулях должно составлять не менее 25 процентов от общего количества обучающихся в Технопарке.
Обучение на каждом модуле должно заканчиваться обязательной презентацией результатов (проектов) обучающихся. Информация об указанных проектах должна размещаться на сайтах детских технопарков "Кванториум" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и в социальных сетях с учетом соблюдения требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
Имущественный комплекс Технопарка может находиться в государственной, муниципальной или частной собственности.
Технопарк должен располагаться на площади не менее 1000 кв.м из расчета: площадь одного образовательного направления (квантума) - 60-80 кв.м, площадь для реализации образовательного направления "Хайтек" - не менее 100 кв.м, иные функциональные зоны (ресепшн, лекторий, проектная зона, зона коллективной работы) - не менее 100 кв.м.