РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 1 марта 2019 года N Р-27
Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию детских технопарков "Кванториум"
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2020 года на основании
распоряжения Минпросвещения России от 17 декабря 2019 года N Р-139
____________________________________________________________________
В соответствии с контрольной точкой 5.1. плана мероприятий по реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка", утвержденного протоколом заседания проектного комитета национального проекта "Образование" от 7 декабря 2018 г. N 3:
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Заместитель Министр
М.Н.Ракова
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением
Министерства просвещения
Российской Федерации
от 1 марта 2019 года N Р-27
Методические рекомендации по созданию и функционированию детских технопарков "Кванториум" в рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"
Настоящие методические рекомендации по созданию и функционированию детских технопарков "Кванториум" (далее - Методические рекомендации) разработаны во исполнение Федерального проекта "Успех каждого ребенка" Национального проекта "Образование".
Методические рекомендации направлены на обеспечение единых организационных и методических условий создания и функционирования детских технопарков "Кванториум" субъектов Российской Федерации.
Применение настоящих рекомендаций не является требованием, подлежащим контролю при проведении проверок в организациях, реализующим образовательные программы, органами государственного контроля (надзора).
Методические рекомендации по созданию и функционированию детских технопарков "Кванториум" (далее - Методические рекомендации) утверждены в соответствии с контрольной точкой 5.1 плана мероприятий по реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка", утвержденного протоколом заседания проектного комитета национального проекта "Образование" от 7 декабря 2019 г. N 3.
Методические рекомендации направлены на обеспечение единых организационных и методических условий создания и функционирования сети детских технопарков "Кванториум".
Применение настоящих рекомендаций не является требованием, подлежащим контролю при проведении проверок в организациях, реализующим образовательные программы, органами государственного контроля (надзора).
Для целей настоящего документа применяемые в нём термины и определения имеют следующее значение:
Детский технопарк "Кванториум" - это инновационная среда, формирующая у детей изобретательское, креативное, критическое и продуктовое мышление, реализующаяся на базе организаций:
- осуществляющих обучение по дополнительным общеразвивающим программам естественнонаучной и технической направленности,
- обладающих имущественным комплексом;
- имеющих подготовленный состав педагогических, инженерных и иных работников организации;
- реализующих комплекс отношений различного характера с промышленными, индустриальными и интеллектуальными партнерами;
- обеспечивающих непрерывное обновление и актуализацию содержания образовательной деятельности.
Детский технопарк "Кванториум" по согласованию с Федеральным оператором может быть создан в формате детского технопарка "Кванториум", детского технопарка "Кванториум" - мини/детского технопарка "Кванториум" в моногороде. Детский технопарк "Кванториум" в моногороде по модели "Мини" обладает особенным набором реализуемых направлений, определенных в соответствии с запросами организаций, осуществляющих свою деятельность в моногороде.
Имущественный комплекс детского технопарка "Кванториум" - средства обучения, в том числе высокотехнологичное оборудование, учебно-производственное оборудование, лабораторное оборудование, программное обеспечение, мебель, учебная литература и другое оборудование, необходимое для создания детского технопарка.
Сеть детских технопарков "Кванториум" - это совокупность детских технопарков "Кванториум", функционирующих на территории Российской Федерации.
Федеральный оператор сети детских технопарков "Кванториум" (далее - Федеральный оператор) - ведомственный проектный офис национального проекта "Образование" осуществляет организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение реализации проекта по созданию и функционированию сети детских технопарков "Кванториум" на территории Российской Федерации, в том числе разработку, экспертизу, тестирование и апробацию образовательных программ естественнонаучной и технической направленности, непрерывное повышение профессионального мастерства преподавателей образовательных направлений детских технопарков "Кванториум" (квантумов), назначает федеральных тьюторов по образовательным направлениям детских технопарков "Кванториум", сертифицирует детские технопарки "Кванториум", разрабатывает функциональные и инфраструктурные требования к средствам обучения и высокотехнологичному учебному оборудованию, используемому для реализации образовательных программ, определяет требования к инфраструктуре детских технопарков "Кванториум", а также осуществляет контроль соблюдения положений Методических рекомендаций, других документов и нормативно-правовых актов, регулирующих указанную деятельность.
Региональный координатор детского технопарка (сети детских технопарков) "Кванториум" (далее - региональный координатор) - исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивать создание и функционирование детского технопарка "Кванториум", включая финансирование услуг по реализации дополнительных общеразвивающих программ естественнонаучной и технической направленности, а также осуществлять общую межведомственную координацию и контроль за деятельностью детского технопарка "Кванториум" на территории субъекта Российской Федерации.
Региональный оператор детского технопарка (сети детских технопарков) "Кванториум" (далее - региональный оператор) - ведомственный региональный проектный офис, осуществляющий сопровождение функционирования детского технопарка (сети детских технопарков) "Кванториум" на территории субъекта Российской Федерации.
Федеральные тьюторы - кураторы образовательных направлений детских технопарков "Кванториум", назначаемые Федеральным оператором для осуществления методического сопровождения образовательных направлений, их развития, мониторинга и контроля за реализацией образовательных программ в сети детских технопарков "Кванториум".
Преподавательский состав детского технопарка "Кванториум" - педагогические работники, методисты, лаборанты, инженеры-преподаватели, наставники из реального сектора экономики.
Кабинет урока Технология "Кванториум" - используемый общеобразовательными организациями кабинет, оснащенный в соответствии с настоящими методическими рекомендациями и предназначенный для реализации образовательных программ по предмету "Технология".
Квантум - это утверждаемое Федеральным оператором образовательное направление детского технопарка "Кванториум", соответствующее приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации.
Руководитель (директор) Кванториума - руководителем детского технопарка "Кванториум" может быть директор (в случае, если детский технопарк "Кванториум" - самостоятельное юридическое лицо) организации или руководитель структурного подразделения в составе организации (учреждения, предприятия), на базе которой он создаётся.
Педагогическая инновационная деятельность - согласованная с федеральным оператором образовательная деятельность, направленная на совершенствование учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Положение о рейтинговании детских технопарков "Кванториум" - утверждаемое Федеральным оператором Положение, определяющее принципы и методику формирования рейтинга детских технопарков "Кванториум", порядок проведения и систему критериев и показателей. Положение действует в целях сравнительной оценки деятельности Технопарков по достижению соответствующего качества образования Федеральным оператором.
Обязательством субъекта Российской Федерации является издание распорядительного акта высшего исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации, утверждающего:
регионального координатора;
регионального оператора;
комплекс мер (дорожную карту) по созданию и функционированию детского технопарка "Кванториум" на три года (далее - комплекс мер);
концепцию по созданию и функционированию детского технопарка "Кванториум" (далее - концепция).
Комплексом мер признается план мероприятий (дорожная карта) на три года по созданию и функционированию детского технопарка "Кванториум", содержащий расчет затрат региона на реализацию комплекса мероприятий на текущий год и плановый период 2 года (с разбивкой по годам), включающий:
- мероприятия, направленные на создание и открытие детского технопарка "Кванториум";
- мероприятия, направленные на обеспечение функционирования детского технопарка "Кванториум";
- мероприятия по ежегодному непрерывному повышению профессионального мастерства преподавательского состава и руководителей детских технопарков "Кванториум";
- мероприятия по лицензированию детского технопарка "Кванториум";
- мероприятия по разработке дополнительных общеобразовательных программ, ориентированных на решение реальных технологических задач (в том числе с участием промышленных предприятий) в проектной деятельности детей, обучающихся в детских технопарках "Кванториум";
- мероприятия, направленные на участие обучающихся детского технопарка "Кванториум" во Всероссийской научно-инженерной олимпиаде "Кванториада" и других мероприятий, организуемых федеральным оператором (в обязательном порядке), а также мероприятиях Перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятии?, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знании?, творческих и спортивных достижении?, утверждаемых Министерством просвещения Российской Федерации (вариативно);
- меры (мероприятия) по созданию и апробации модели функционирования детских технопарков "Кванториум" с участием негосударственного сектора, промышленных предприятий и организаций реального сектора экономики.
Концепция включает следующие основные характеристики будущего детского технопарка "Кванториум":
- организационно-правовая модель детского технопарка "Кванториум";
- не менее 6 направлений деятельности (квантумов) детского технопарка "Кванториум", обязательным из которых является Хайтек;
- площадка детского технопарка "Кванториум" (адрес, площадь помещений, транспортная доступность для населения);
- наличие интеллектуальных партнеров;
- наличие индустриальных партнеров.
Имущественный комплекс детского технопарка "Кванториум" может находиться в государственной, муниципальной или частной собственности. Решение о включении объекта в число площадок для создания детских технопарков "Кванториум" принимается Региональным координатором по согласованию с Федеральным оператором.
1. Детский технопарк "Кванториум" должен располагаться на площади не менее 1000 кв.м из расчета: площадь одного квантума - 60-80 кв.м, площадь Хайтека - 100-120 кв.м, иные функциональные зоны (лекторий, коворкинг) - от 100 кв.м.
2. Соответствие требованиям Роспотребнадзора для организаций, в которых оказываются услуги по дополнительному образованию детей (СанПиН 2.4.4.3172-14).
3. Соответствие Сводам Правил по доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения (СП 59.13330.2012 и СП 138.13330.2012).
1. Хайтек - специализированный учебно-производственный цех общего пользования. Проектируется с учетом оптимизации используемого оборудования всеми образовательными направлениями, входящими в состав детского технопарка;
2. Квантумы - лаборатории, соответствующие естественнонаучным и техническим направлениям, реализуемым детским технопарком "Кванториум" в соответствии с Перечнем направлений, утверждаемых Федеральным оператором;
3. Лекторий;
4. Шахматная гостиная;
5. Зона для проектной деятельности.
1. Интерактивная научно-познавательная зона (интерактивный музей науки);
2. Медиатека;
3. Зал для реализации программ для детей дошкольного возраста.
4. Иные зоны, предусмотренные регламентирующими актами для помещений организаций, реализующих программы дополнительного образования детей.