МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 января 2020 года N МР-5/02

О направлении методических рекомендаций



В целях реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" и в дополнение к ранее направленному приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 2 декабря 2019 г. N 649 "Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды" (письмо от 26 декабря 2019 г. N МР-1668/02) Минпросвещения России направляет для использования в работе методические рекомендации по вопросам внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в субъектах Российской Федерации.

М.Н.Ракова



Приложение
к письму Минпросвещения России
от 14 января 2020 года N МР-5/02



Методические рекомендации по вопросам внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в субъектах Российской Федерации



1. Общие положения

     

1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны во исполнение результата 5 федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", предусматривающего разработку и утверждение целевой модели цифровой образовательной среды.

1.2. Настоящие методические рекомендации применяются для определения условий и порядка внедрения в субъектах Российской Федерации Целевой модели цифровой образовательной среды, утвержденной приказом Минпросвещения России от 2 декабря 2019 г. N 649 "Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды" (далее - целевая модель ЦОС), реализации мероприятий федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", федеральных проектов "Информационная инфраструктура" и "Кадры для цифровой экономики" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", также соответствующих государственных программ субъектов Российской Федерации (далее - региональные программы) и проектов.

1.3. Внедрение целевой модели ЦОС осуществляется в образовательных организациях, осуществляющих деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания в рамках полномочий Минпросвещения России (далее - образовательные организации), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления.

1.4. Внедрение целевой модели ЦОС в субъекте Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования во взаимодействии с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере цифрового развития, информатизации, связи и массовых коммуникаций по следующим направлениям:

создание административно-управленческих и организационно-технических условий для внедрения целевой модели ЦОС;

развитие материально-технической базы и информационно-телекоммуникационной и технологической инфраструктуры в образовательных организациях;

внедрение и использование федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды (далее - платформа ЦОС);

развитие информационных систем и ресурсов (далее - региональные ИСиР), созданных за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации в сфере образования, в том числе обеспечение их взаимодействия с информационными системами и ресурсами платформы ЦОС.

2. Рекомендации по созданию административно-управленческих и организационно-технических условий для внедрения целевой модели ЦОС

     

2.1. Для внедрения целевой модели ЦОС в субъекте Российской Федерации рекомендуется создать Центр цифровой трансформации образования субъекта Российской Федерации (далее - Центр), путем образования отдельного юридического лица или структурного подразделения существующего юридического лица, отвечающего за реализацию мероприятий, направленных на информатизацию сферы образования в субъекте Российской Федерации.

2.2. Деятельность Центра направлена на:

внедрение передового отечественного и зарубежного опыта в сфере цифровизации и информатизации образования, управления соответствующими региональными программами и проектами на территории субъекта Российской Федерации;

организационно-техническое обеспечение деятельности образовательных организаций на территории субъекта Российской Федерации по вопросам цифровизации и информатизации;

создание и развитие региональных ИСиР;

реализацию мероприятий, направленных на цифровизацию и информатизацию сферы образования субъекта Российской Федерации.

2.3. Структура и содержание деятельности Центра определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере цифрового развития, информатизации, связи и массовых коммуникаций.

2.4. Примерная функциональная схема организации деятельности Центра представлена в Приложении 1 к настоящим методическим рекомендациям.

2.5. Организационно-техническое обеспечение деятельности Центра осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

2.6. Организационно-методическое обеспечение деятельности Центра осуществляется в соответствии с Уставом (иным правоустанавливающим документом) Центра, а также на основании рекомендаций Минпросвещения России, федерального государственного автономного учреждения "Фонд новых форм развития образования" (далее - ФГАУ "ФНФРО") и иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

3. Рекомендации по развитию материально-технической базы и информационно-телекоммуникационной и технологической инфраструктуры в образовательных организациях

     

3.1. Развитие материально-технической базы и информационно-телекоммуникационной и технологической инфраструктуры в образовательных организациях заключается в:

обеспечении государственных и муниципальных образовательных организаций высокоскоростным доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" со скоростью не менее 100 Мб/с - для городской местности и не менее 50 Мб/с - для сельской местности и оплатой гарантированного трафика;

оснащении образовательных организаций средствами вычислительной техники, программным обеспечением и презентационным оборудованием;

3.2. создании и (или) модернизации структурированных кабельных систем, локальных вычислительных сетей, систем контроля и управления доступом, видеонаблюдения на объектах образовательных организаций. Реализация мероприятий по обеспечению государственных и муниципальных образовательных организаций высокоскоростным доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" осуществляется Минкомсвязью России в рамках федерального проекта "Информационная инфраструктура" национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации", в соответствии требованиями к услугам связи, определяемыми Минкомсвязи России по согласованию с Минпросвещения России.

3.3. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, рекомендуется обеспечить взаимодействие с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере цифрового развития, информатизации, связи и массовых коммуникаций, по вопросам обеспечения высокоскоростным доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в государственных и муниципальных образовательных организациях, в том числе:

образовать межведомственную рабочую группу по вопросам обеспечения высокоскоростным доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в государственных и муниципальных образовательных организациях, с включением в состав рабочей группы представителей организаций, определенных Минкомсвязью России ответственными исполнителями за реализацию мероприятий, а также представителей профессионального сообщества и общественности для обеспечения контроля за качеством реализации указанных мероприятий;

обеспечивать своевременный и должный контроль за ходом и качеством исполнения мероприятий по обеспечению высокоскоростным доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в государственных и муниципальных образовательных организациях, в том числе работ, выполняемых соответствующими организациями, определенными Минкомсвязью России исполнителями для данных целей.

3.4. В случае высвобождения бюджетных средств (средств местного бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и внебюджетных средств государственных и муниципальных образовательных организаций), ранее направляемых на оплату трафика подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанных образовательных организаций, рекомендуется направлять данные средства на решение вопросов цифровизации и информатизации в сфере образования, в том числе на развитие информационных систем и ресурсов в сфере образования и обновление материально-технической базы образовательных организаций.

3.5. Оснащение образовательных организаций средствами вычислительной техники, программным обеспечением и презентационным оборудованием осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование".

Предоставление средств из федерального бюджета осуществляется в форме субсидии в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Образование", в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", приведенными в приложении N 5 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642. Оснащение образовательных организаций средствами вычислительной техники, программным обеспечением и презентационным оборудованием рекомендуется осуществляется* в соответствии с примерным перечнем средств обучения для внедрения целевой модели ЦОС, приведенными в методических рекомендациях (требованиях) Минпросвещения России, утвержденных распоряжением Минпросвещения России от 17 декабря 2019 г. N 135-р.

________________

* Текст соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

3.6. Средства вычислительной техники, программное обеспечение и презентационное оборудование, поступающие в образовательные организации в рамках указанных мероприятий, используются для реализации образовательных программ и проектов, ведения образовательного процесса, в том числе для использования цифрового образовательного контента, платформы ЦОС, региональных ИСиР.

3.7. Техническое обеспечение, модернизация и обновление средств вычислительной техники, программного обеспечения и презентационного оборудования, поступающего в образовательные организации в рамках реализации указанных мероприятий, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местных бюджетов и/или внебюджетных источников образовательных организаций.

3.8. Создание и (или) модернизация структурированных кабельных систем, локальных вычислительных сетей, систем контроля и управления доступом, видеонаблюдения на объектах образовательных организаций (далее - информационно-телекоммуникационная инфраструктура) осуществляется за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации в рамках реализации федерального проекта "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".

3.9. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере цифрового образования, информатизации, связи и массовых коммуникаций, определяют подходы к реализации мероприятий, обозначенных в пункте 3.8 настоящих методических рекомендаций, в соответствии с методическими рекомендациями Минпросвещения России, утвержденными распоряжением Минпросвещения России от 15 ноября 2019 г. N 116-р.

4. Рекомендации по внедрению и использованию платформы ЦОС, региональных ИСиР

     

4.1. Минпросвещения России совместно с Минкомсвязью России за счет интеграции государственных и иных информационных систем и ресурсов, используемых в сфере образования и (или) необходимых для обеспечения работоспособности информационных систем и ресурсов платформы ЦОС (далее - ИСиР платформы ЦОС), информационных систем и ресурсов в сфере образования, в том числе разрабатываемых и эксплуатируемых Минкомсвязью России, создается платформа ЦОС, которую образуют ИСиР платформы ЦОС.

4.2. К ИСиР платформы ЦОС относятся государственные (федеральные и региональные) и иные информационные системы и ресурсы, используемые в сфере образования и (или) необходимые для обеспечения работоспособности ИСиР платформы ЦОС, ИСиР в сфере образования в единой информационной среде.

4.3. Создание и внедрение платформы ЦОС осуществляется Минпросвещения России в период с 2019 по 2024 годы в соответствии с планом мероприятий по реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национальный проект "Образование".

4.4. Целевой моделью ЦОС определяется перечень основных региональных ИСиР, а также функциональные и технические требования к их созданию и функционированию.

4.5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в период до 31 декабря 2022 г. обеспечивают создание и функционирование региональных ИСиР, указанных в Целевой модели ЦОС, в том числе с учетом отдельных методических рекомендаций Минпросвещения России.

Приложение 1
к методическим рекомендациям
по вопросам внедрения Целевой модели
цифровой образовательной среды
в субъектах Российской Федерации



Примерная функциональная схема организации деятельности Центра цифровой трансформации образования субъекта Российской Федерации




Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»