МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 15 ноября 2019 года N Р-116

Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций и обеспечивающих достижение результата федерального проекта в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"



Во исполнение пункта 5 Правил предоставления в 2019 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2019 года N 1438:

1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по реализации мероприятий по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций и обеспечивающих достижение результата федерального проекта в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".

2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Заместитель Министра
М.Н.Ракова



Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Министерства
просвещения Российской Федерации
от 15 ноября 2019 года N Р-116



Методические рекомендации по реализации мероприятий по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций и обеспечивающих достижение результата федерального проекта в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"



1. Настоящие Методические рекомендации по реализации мероприятий по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций и обеспечивающих достижение результата федерального проекта в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (далее - Методические рекомендации) применяются при реализации мероприятий, направленных на обеспечение развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций (далее - мероприятия, инфраструктура) и включают:

а) создание и модернизацию локальных вычислительных сетей, в том числе закупку оборудования локальных вычислительных сетей;

б) создание и модернизацию структурированных кабельных систем, в том числе закупку оборудования и материалов структурированных кабельных систем;

в) создание и модернизацию систем контроля управления доступом, в том числе закупку оборудования систем контроля управления доступом;

г) создание и модернизацию систем видеонаблюдения, в том числе закупку оборудования видеонаблюдения;

д) обеспечение источниками бесперебойного питания помещений аппаратных и (или) коммутационных центров, в том числе закупку источников бесперебойного питания;

е) обеспечение автоматическими регуляторами напряжения помещений аппаратных и (или) этажных коммутационных центров, в том числе закупку автоматических регуляторов напряжений.

2. Приобретение указанных товаров, в том числе оборудования и материалов, осуществляется за счёт средств предоставляемых иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (далее - федеральный проект, иные межбюджетные трансферты), а также за счёт средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств.

3. Не допускается предоставление иных межбюджетных трансфертов для последующего предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам.

4. При реализации мероприятий за счёт средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за реализацию мероприятий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - ответственный РОИВ), формируется перечень объектов общеобразовательных организаций и перечень товаров, в том числе оборудования и материалов, приобретаемых для реализации мероприятий по развитию инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций (далее - инфраструктурный лист).

5. При формировании перечней образовательных организаций учитываются:

очерёдность обеспечения образовательных организаций интернет-соединением со скоростью соединения не менее 100 Мб/с

- для образовательных организаций, расположенных в городах, 50 Мб/с

- для образовательных организаций, расположенных в сельской местности и в посёлках городского типа, и гарантированным интернет-трафиком в рамках реализации других результатов федерального проекта;

положения Методических рекомендаций по информационно-телекоммуникационной инфраструктуре образовательных организаций, направленных в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации письмом Минкомсвязи России от 12 июля 2019 г. N ОИ-П19-070-15601 (далее - рекомендации Минкомсвязи России).

6. Субъекты Российской Федерации утверждают и направляют перечень объектов общеобразовательных организаций в Минпросвещения России в течение 10 рабочих дней с момента утверждения распределения иных межбюджетных трансфертов.

7. При формировании инфраструктурного листа субъекты Российской Федерации должны учитывать требования действующего законодательства, в том числе:

о предоставлении приоритета товарам российского происхождения в соответствии с пунктом 2.1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами";

об ограничениях на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";

о применении национального режима при осуществлении закупок, установленные Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

об учёте требований антимонопольного законодательства в части обеспечения повышения эффективности, исключения ограничения круга поставщиков и поставляемого оборудования, повышения результативности осуществления закупок, обеспечения прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, в том числе планирование начальных (максимальных) цен исходя из рыночных цен товаров на основании анализа не менее трёх поставщиков таких товаров в соответствующем субъекте Российской Федерации.

8. Инфраструктурный лист субъекта Российской Федерации формируется на основании оценки потребности объектов общеобразовательных организаций в оснащении и (или) дооснащении товарами, в том числе оборудованием и материалами для достижения в каждом объекте соблюдения требований:

в отношении подпунктов "а", "б", "д" и "е" пункта 1 настоящих Методических рекомендаций - установленных рекомендациями Минкомсвязи России;

в отношении подпунктов "в" и "г" пункта 1 настоящих Методических рекомендаций - установленных действующими стандартами (требованиями), в том числе к безопасности объектов социальной инфраструктуры, установленными нормативно-правовыми актами, а также приложениями к настоящим Методическим рекомендациям.

9. Инфраструктурный лист субъекта Российской Федерации формируется с учётом Примерного перечня товаров, оборудования и материалов, приобретаемых для реализации мероприятий по развитию инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций, приведённого в Приложении N 1* к настоящим Методическим рекомендациям (далее - примерный перечень).

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

10. Ответственный РОИВ согласовывает инфраструктурный лист с ведомственным проектным офисом национального проекта "Образование" (федеральным государственным автономным учреждением "Фонд новых форм развития образования") не позднее 10 календарных дней с даты утверждения перечня объектов общеобразовательных организаций.

11. Закупка товаров, в том числе оборудования и материалов, осуществляется субъектами Российской Федерации в соответствии с согласованными ведомственным проектным офисом национального проекта "Образование" инфраструктурными листами.

12. В целях унификации и обеспечения технологической связанности оборудования для развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры субъектам Российской Федерации рекомендуется обеспечивать проведение централизованных закупок для образовательных организаций - получателей оборудования с соблюдением требований действующего законодательства.

13. Реализация мероприятий осуществляется с учётом следующих сроков:

в части приобретения товаров, в том числе оборудования и материалов, в случае софинансирования указанных расходов из федерального бюджета путём предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета - в срок, определяемый соглашением о предоставлении иных межбюджетных трансфертов с учётом действующих положений законодательства Российской Федерации;

в части работ (услуг), предусмотренных пунктом 7 Правил предоставлени в 2019 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2019 года N 1438, - не позднее 1 сентября года, следующего за годом предоставления иных межбюджетных трансфертов.

Приложение N 2
к методическим рекомендациям



Рекомендации к системам контроля и управления доступом, создаваемым и (или) модернизируемым в целях реализации мероприятий по развитию инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций, в том числе за счёт предоставленных иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"



1. Система контроля и управления доступом (далее - СКУД) создаётся и (или) модернизируется в целях формирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций, направленной на обеспечение комплексной безопасности, а также организации доступа на объектах общеобразовательных организаций с применением соответствующего оборудования и средств.

2. Основными задачами СКУД являются:

предотвращение несанкционированного доступа на объекты общеобразовательных организаций;

идентификация лиц, имеющих доступ на объекты общеобразовательных организаций;

учёт времени пребывания на объектах общеобразовательных организаций, автоматическое фиксирование и оповещение о времени входа и пребывания на объектах общеобразовательных организаций;

ведение базы данных посетителей объектов общеобразовательных организаций;

интеграция с системами видеонаблюдения и охранной сигнализацией, в том числе для ограничения доступа посторонних лиц на объектах общеобразовательных организаций, а также автоматического снятия и постановки помещений объектов общеобразовательных организаций на охрану.

3. СКУД должна соответствовать требованиям стандартов, нормам и правилам комплексной безопасности объектов социальной инфраструктуры, установленным законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

4. Создание и (или) модернизация СКУД осуществляется в соответствии с проектной (рабочей) документацией (проектным решением), разрабатываемой в соответствии с особенностями функционирования объектов общеобразовательных организаций, а также применением соответствующего оборудования и средств на основании документации, указанной в пункте 3 настоящих рекомендаций.

5. Создание и (или) модернизация СКУД включает в себя работы по закупке и поставке оборудования и средств, а также проведение их пуско-наладочных и необходимых строительно-монтажных работ.

6. Оборудование и средства СКУД должны размещаться на входных группах объектов общеобразовательных организаций и функционировать в автоматизированном режиме.

7. Режим ручного функционирования (с участием оператора) должен применяться только при возникновении чрезвычайных, аварийных или тревожных ситуаций, при этом соблюдая нормы и правила пожарной и антитеррористической безопасности, в том числе обеспечение беспрепятственной эвакуации с объектов общеобразовательной организации.

8. Оборудование и средства СКУД должны быть обеспечены необходимой коммутацией и источниками электрического питания.

9. СКУД может иметь дополнительные средства специального контроля (металлодетекторы, обнаружители радиоактивных веществ и т.д.) - как встроенные, так и совместно функционирующие с другими системами комплексной безопасности объектов общеобразовательных организаций.

10. СКУД должна иметь средства централизованного управления, в качестве которых используются автоматизированные рабочие места СКУД с соответствующим программным обеспечением.

11. Программное обеспечение СКУД должно быть защищено от несанкционированного доступа, а также устойчиво к случайным и преднамеренным воздействиям, в том числе при его перезапуске должна сохраняться работоспособность СКУД и сохранность установленных данных.

Приложение N 3
к методическим рекомендациям



Рекомендации к организации системы видеонаблюдения объектов общеобразовательных организаций, осуществляемой в целях реализации мероприятий по развитию инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций, в том числе за счёт предоставленных иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"



1. Система видеонаблюдения объектов общеобразовательных организаций организовывается в целях формирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций, направленной на обеспечение комплексной безопасности.

2. Основными задачами системы видеонаблюдения являются:

создание условий для обеспечения безопасности участников образовательного процесса, в том числе принятие своевременных мер по оказанию им помощи и их защите в случае возникновения нештатных и чрезвычайных ситуаций;

обеспечение антитеррористической защиты участников образовательного процесса в образовательной организации, охраны порядка и безопасности;

видеофиксация возможных противоправных действий, которые могут нанести вред здоровью и жизни участникам образовательного процесса, а также имуществу общеобразовательной организации.

3. Система видеонаблюдения должна соответствовать требованиям стандартов, нормам и правилам комплексной безопасности объектов социальной инфраструктуры, установленным законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

4. Организация системы видеонаблюдения, в том числе её создание и (или) модернизация, осуществляется в соответствии с проектной (рабочей) документацией (проектным решением), разрабатываемой в соответствии с особенностями функционирования объектов общеобразовательных организаций, а также применением соответствующего оборудования и средств на основании документации, указанной в пункте 3 настоящих рекомендаций.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»