Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 13 января 2020 года N 2/пр

Об утверждении Порядка утверждения сметных нормативов и о признании утратившим силу приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 апреля 2017 г. N 710/пр "Об утверждении Порядка утверждения сметных нормативов"



В соответствии с частью 3 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.16; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28 декабря 2019 г., N 0001201912280033), подпунктом 5.2.10 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст.6117; 2019, N 40, ст.5560),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок утверждения сметных нормативов.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 апреля 2017 г. N 710/пр "Об утверждении Порядка утверждения сметных нормативов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 августа 2017 г., регистрационный N 47744).

Министр
В.В.Якушев



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

18 февраля 2020 года,

регистрационный N 57527

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 13 января 2020 года N 2/пр



Порядок утверждения сметных нормативов

I. Общие положения

     

1. Настоящий Порядок устанавливает правила планирования, рассмотрения и утверждения сметных нормативов, применяемых для определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, в том числе многоквартирных домов, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее соответственно - Порядок, сметные нормативы).

2. Положения Порядка не распространяются на планирование, рассмотрение и утверждение индивидуальных сметных нормативов, предназначенных для строительства конкретного объекта по предусматриваемым в проектной документации технологиям производства работ, условиям труда и поставок ресурсов, отсутствующим или отличным от технологий, учтенных в сметных нормативах, содержащихся в федеральном реестре сметных нормативов, формируемом Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство) в соответствии с Порядком формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 октября 2017 г. N 1470/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 мая 2018 г., регистрационный N 51079) (далее - Реестр), утверждение которых осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации о разработке таких сметных нормативов, принятого в соответствии с пунктом 30 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст.744; 2019, N 28, ст.3788).

II. Планирование утверждения (актуализации) сметных нормативов

     

3. Планирование утверждения (актуализации) сметных нормативов осуществляется Министерством ежегодно на основании предложений:

федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц (далее - Инициаторы) об утверждении (актуализации) сметных норм и методик определения нормативных затрат на работы по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации (далее - МНЗ);

государственного учреждения, подведомственного Министерству, и уполномоченного на создание и эксплуатацию федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (далее соответственно - Организация, ФГИС ЦС) об утверждении (актуализации) методик, необходимых для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, разработки и применения сметных норм, за исключением МНЗ (далее - Методика), сформированных на основании письменных обращений физических и юридических лиц или в связи с изменением законодательства Российской Федерации.

4. Формирование плана утверждения (актуализации) сметных нормативов осуществляется структурным подразделением Министерства, осуществляющим функции в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве (далее соответственно - План, уполномоченный Департамент).

5. Инициатор в срок до 1 сентября года, предшествующего году, на который осуществляется планирование утверждения (актуализации) сметных нормативов направляет в Министерство и в Организацию предложение об утверждении (актуализации) сметных норм и (или) МНЗ (далее - Предложение). Прилагаемые к Предложению документы, предусмотренные пунктами 6 и 7 Порядка, направляются Инициатором только в адрес Организации.

Предложения об актуализации сметных нормативов направляются в случае их приведения в соответствие с законодательством о градостроительной деятельности, учета новых технологий, материалов и оборудования, изменения наименования, единицы измерения сметного норматива, состава и видов затрат, а также видов и показателей расхода материалов, времени работы машин и механизмов, входящих в состав сметного норматива.

6. К Предложению об утверждении (актуализации) сметных норм прикладываются следующие документы и сведения:

а) наименование и место нахождения Инициатора;

б) описание технологии, для которой планируется разработка сметных норм или указание сметных норм, планируемых к актуализации;

в) наименование сборника сметных норм, в который планируется включение новых и актуализированных сметных норм;

г) срок разработки (актуализации) сметных норм;

д) наименование организации (органа), обеспечивающей финансирование разработки (актуализации) сметных норм;

е) обоснование целесообразности разработки (актуализации) сметных норм. Обоснованием целесообразности актуализации сметных норм являются данные об изменении требований нормативно-технических документов, которые приводят к изменению технологии производства работ или расхода строительных ресурсов, данные об изменении времени выполнения технологических операций на основании технических характеристик новых машин и механизмов, технических характеристик и свойств материалов. При разработке новых норм, предполагающих включение в действующие таблицы сметных норм, а также актуализации действующих норм, необходимо соблюдать параметрические ряды, а при невозможности - актуализировать действующие нормы дополняемых (актуализируемых) таблиц сметных норм;

ж) перечень строительных ресурсов, необходимых для производства работ по технологии, по которой Инициатором предлагается разработка (актуализация) сметных норм;

з) сведения о наличии объектов (полигонов) для проведения нормативных наблюдений с указанием планируемой даты и места производства работ с применением технологии, для которой Инициатором предлагается разработка (актуализация) сметных норм, либо информация о возможности разработки (актуализации) сметных норм расчетно-аналитическим методом;

и) сведения об исходной документации, необходимой для разработки (актуализации) сметных норм;

к) предложения по дополнению разделов "Общие положения", "Исчисление объемов работ" и "Приложения" соответствующего сборника сметных норм (при необходимости);

л) результаты анализа экономической эффективности технологии производства работ, по которой Инициатором предлагается разработка (актуализация) сметных норм, по сравнению с применяемыми на дату представления Предложения сметными нормами и предусмотренными ими технологиями;

м) источник финансирования разработки (актуализации) сметных норм;

н) наименования и реквизиты актов Правительства Российской Федерации, поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, содержащих указания на разработку (актуализацию) сметных норм (при наличии);

о) иные сведения, относящиеся к утверждению (актуализации) сметных норм.

7. К Предложению об утверждении (актуализации) МНЗ прикладываются следующие документы и сведения:

а) наименование и место нахождения Инициатора;

б) срок разработки (актуализации) МНЗ;

в) наименование организации (органа), обеспечивающей финансирование разработки (актуализации) МНЗ;

г) обоснование целесообразности разработки (актуализации) МНЗ. Обоснованием целесообразности актуализации МНЗ являются:

необходимость расширения номенклатуры объектов, предусмотренных МНЗ;

ввод в действие нового нормативного документа, регламентирующего состав и объем работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации для строительства объектов, предусмотренных МНЗ, либо внесение изменений в такой документ при условии, что внесенные изменения оказывают влияние на трудоемкость выполнения указанных работ;

изменение технологий выполнения отдельных видов работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации, в том числе с использованием новых программных и технических средств, которые оказывают влияние на трудоемкость выполнения работ, предусмотренных МНЗ;

изменение порядка применения МНЗ, предусмотренного нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве;

результаты анализа применения МНЗ, указывающие на необходимость ее доработки в части уточнения ее отдельных положений с целью исключения неоднозначного толкования, включения дополнительных положений по применению содержащихся в МНЗ цен, параметров цен и нормативов цены, включения и (или) исключения корректирующих и поправочных коэффициентов или изменения их величины;

необходимость изменения уровня цен, предусмотренного МНЗ;

иные основания, относящиеся к утверждению (актуализации) МНЗ;

д) сведения о наличии исходной документации, методических, технических документов, информационно-справочных материалов, необходимых для разработки МНЗ;

е) источник финансирования разработки (актуализации) МНЗ;

ж) наименование и реквизиты актов Правительства Российской Федерации, поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, содержащих указания на разработку (актуализацию) МНЗ (при наличии);

з) иные сведения, относящиеся к утверждению (актуализации) МНЗ.

8. Предложение и прилагаемые к нему сведения и документы представляются Инициатором на бумажном носителе, а также на электронном носителе в открытом формате, обеспечивающем возможность автоматизированной проверки документов, их сохранения на технических средствах и допускающем возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра (в форматах *.doc, *.docx, *.xls, *.xlsx, *.rtf, *.pdf - для документов с текстовым содержанием и в форматах *.dwg, *.dwx, *.jpg, *.jpeg, *.pdf - для документов с графическим содержанием).

9. Предложение и прилагаемые к нему сведения и документы, представляемые на бумажном носителе, должны быть сброшюрованы, пронумерованы и скреплены печатью (при наличии) и подписью Инициатора (руководителя Инициатора, иного уполномоченного лица с одновременным представлением документов, подтверждающих его полномочия).

10. Предложение и прилагаемые к нему сведения и документы, представляемые на электронном носителе, должны быть структурированы, содержать их опись.

11. Срок рассмотрения Предложения Организацией не превышает 25 (двадцать пять) рабочих дней со дня получения соответствующего Предложения.

12. В случае несоответствия Предложения пунктам 6 или 7 Порядка Организация подготавливает отчет, содержащий сведения об отсутствии целесообразности включения Предложения в проект Плана, и направляет его Инициатору (копию в Министерство). Инициатор вправе доработать Предложение в соответствии с указанным отчетом и направить его на повторное рассмотрение. Повторное рассмотрение Предложения осуществляется Организацией в соответствии с Порядком.

13. В случае соответствия Предложения пунктам 6 или 7 Порядка Организация подготавливает отчет, содержащий сведения о целесообразности включения Предложений в проект Плана, и направляет его Инициатору (копию в Министерство) и включает Предложение в проект Плана.

14. В обязательном порядке в План включается информация о сметных нормативах, указания на разработку которых содержатся в актах Правительства Российской Федерации, поручениях Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

15. Организация в срок до 1 ноября года, предшествующего году, на который осуществляется планирование утверждения (актуализации) сметных нормативов, направляет в Министерство сформированный проект Плана.

16. Уполномоченный Департамент обеспечивает рассмотрение проекта Плана Научно-экспертным советом по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве при Министерстве (далее - НЭС).

17. План утверждается приказом Министерства и размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также во ФГИС ЦС.

18. Изменения в План вносятся приказом Министерства на основании актов и поручений Правительства Российской Федерации, поручений Президента Российской Федерации и Предложений.

Оформление, представление и рассмотрение Предложений, предусматривающих внесение изменений в План, осуществляется в соответствии с пунктами 6-13, 16 Порядка.

19. В случае неисполнения Инициатором обязательства по разработке (актуализации) сметных нормативов и (или) переноса срока разработки сметных нормативов более двух раз, такой сметный норматив из формируемого Организацией проекта Плана исключается. Перенос срока разработки сметного норматива осуществляется на основании письменного обращения Инициатора в Министерство и Организацию с указанием причин необходимости такого переноса.

20. План формируется из трех разделов: "Сметные нормы", "Методики определения нормативных затрат на работы по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации", "Методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, разработки и применения сметных норм".

21. В раздел Плана "Сметные нормы" включаются следующие сведения:

а) наименование Инициатора;

б) вид работ (разработка, актуализация);

в) предполагаемое наименование технологии;

г) предполагаемое количество сметных норм;

д) наименование организации, ответственной за разработку (актуализацию) сметной нормы;

е) срок разработки (актуализации) сметной нормы;

ж) источник финансирования разработки (актуализации) сметной нормы.