Действующий

Об утверждении Программы развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2020 - 2024 годы и перспективу до 2034 года (с изменениями на 3 августа 2023 года)



6. Развитие транспортной инфраструктуры


Одним из факторов обеспечения конкурентоспособности предприятий нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на мировом уровне является обеспечение потребностей предприятий соответствующими объектами транспортной инфраструктуры. Решение данной задачи позволит снизить величину транспортных и логистических расходов предприятий, повысить привлекательность республики для инвестиций в приоритетные направления развития химической промышленности.


Основные направления развития транспортной инфраструктуры определены в стратегических документах федерального и регионального значения.


В "Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года", разработанный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", включен проект строительства скоростной автомобильной дороги "Москва - Нижний Новгород - Казань" в составе международного транспортного маршрута "Европа - Западный Китай".


Реализация Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года (утверждена Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ) нацелена на достижение высокой синергии всех внутренних, межагломерационных, межрегиональных транспортных направлений, а также международных транспортных коридоров, которая позволит сформировать устойчивый скоростной транспортный каркас полюса роста "Волга-Кама".


Данная цель нашла отражение в Стратегии развития транспортного комплекса Республики Татарстан на 2016 - 2021 годы с перспективой до 2030 года (приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан от 24 июля 2017 года N 253). Среди наиболее актуальных для развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан проектов, документ предполагает строительство платной автомагистрали "Шали (М-7) - Бавлы (М-5)" в рамках развития нового маршрута федеральной автомобильной дороги "Казань - Оренбург" до 2030 года. Также до 2030 года запланировано строительство автомобильной дороги от М-7 "Волга" в районе города Мамадыш с мостовым переходом через реку Кама у села Соколка в обход городов Нижнекамск и Набережные Челны. Появление данного моста снимет нагрузку транзитного автотранспорта с плотины Нижнекамской ГЭС. Другим важным проектом для камской промышленной зоны является реконструкция и увеличение пропускной способности аэропортового комплекса "Бегишево", в котором ведется строительство второго терминала.


Согласно Государственной программе "Развитие транспортной системы Республики Татарстан на 2014 - 2022 годы" (постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 декабря 2013 г. N 1012 (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 8 апреля 2019 г. N 275)) запланировано создание сети современных перегрузочных терминалов для переработки грузов с использованием современных технологий, обновление вагонного и локомотивного парка, введение в эксплуатацию новых современных тепловозов, пополнение подвижного состава, строительство и реконструкция объектов инфраструктуры Камского железнодорожного узла. В части развития автодорожной сети решается задача удовлетворения возрастающего спроса на перевозки автомобильным транспортом и повышения скорости движения, особенно в развивающихся регионах республики (юго-восток республики, ОЭЗ "Алабуга", предприятия Камского промышленного узла).


Создание ОЭЗ "Алма" в Альметьевском районе требует создания новых и модернизации существующих объектов транспортной и инженерной инфраструктуры (включая системы электро-, тепло- и водоснабжения, водоотведения, обеспечения связи).


Планируемые в рамках вышеперечисленных документов мероприятия не полностью отражают потребности нефтегазохимического комплекса в развитии транспортной инфраструктуры. Перечень потребностей предприятий группы компаний "Татнефть" и группы компаний "ТАИФ" приведен в приложении N 5 к Программе.


В числе ключевых проектов предприятия выделяют:


строительство дополнительных комбинированных железнодорожных (двухколейных/автомобильных (шестиполосных) мостов через реку Каму в районе города Нижнекамска и через реку Волгу в районе города Зеленодольска;


строительство железной дороги (двухколейной) на отрезке Биклянь - Зеленый Дол - Свияжск с мостовым переходом через реки Каму и Волгу, а также дополнительной железнодорожной колеи на отрезке Биклянь - Бугульма с электрификацией;


строительство шести полосных автомобильных дорог:


Екатеринбург - Альметьевск - Нижнекамск - Казань - Москва - западная граница Российской Федерации;


Пермь - Нижнекамск - Самара - Саратов - Волгоград - Астрахань - Краснодар - Новороссийск;