Одним из факторов обеспечения конкурентоспособности предприятий нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на мировом уровне является обеспечение потребностей предприятий соответствующими объектами транспортной инфраструктуры. Решение данной задачи позволит снизить величину транспортных и логистических расходов предприятий, повысить привлекательность республики для инвестиций в приоритетные направления развития химической промышленности.
Основные направления развития транспортной инфраструктуры определены в стратегических документах федерального и регионального значения.
В "Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года", разработанный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", включен проект строительства скоростной автомобильной дороги "Москва - Нижний Новгород - Казань" в составе международного транспортного маршрута "Европа - Западный Китай".
Реализация Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года (утверждена Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ) нацелена на достижение высокой синергии всех внутренних, межагломерационных, межрегиональных транспортных направлений, а также международных транспортных коридоров, которая позволит сформировать устойчивый скоростной транспортный каркас полюса роста "Волга-Кама".
Данная цель нашла отражение в Стратегии развития транспортного комплекса Республики Татарстан на 2016 - 2021 годы с перспективой до 2030 года (приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан от 24 июля 2017 года N 253). Среди наиболее актуальных для развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан проектов, документ предполагает строительство платной автомагистрали "Шали (М-7) - Бавлы (М-5)" в рамках развития нового маршрута федеральной автомобильной дороги "Казань - Оренбург" до 2030 года. Также до 2030 года запланировано строительство автомобильной дороги от М-7 "Волга" в районе города Мамадыш с мостовым переходом через реку Кама у села Соколка в обход городов Нижнекамск и Набережные Челны. Появление данного моста снимет нагрузку транзитного автотранспорта с плотины Нижнекамской ГЭС. Другим важным проектом для камской промышленной зоны является реконструкция и увеличение пропускной способности аэропортового комплекса "Бегишево", в котором ведется строительство второго терминала.
Согласно Государственной программе "Развитие транспортной системы Республики Татарстан на 2014 - 2022 годы" (постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 декабря 2013 г. N 1012 (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 8 апреля 2019 г. N 275)) запланировано создание сети современных перегрузочных терминалов для переработки грузов с использованием современных технологий, обновление вагонного и локомотивного парка, введение в эксплуатацию новых современных тепловозов, пополнение подвижного состава, строительство и реконструкция объектов инфраструктуры Камского железнодорожного узла. В части развития автодорожной сети решается задача удовлетворения возрастающего спроса на перевозки автомобильным транспортом и повышения скорости движения, особенно в развивающихся регионах республики (юго-восток республики, ОЭЗ "Алабуга", предприятия Камского промышленного узла).
Создание ОЭЗ "Алма" в Альметьевском районе требует создания новых и модернизации существующих объектов транспортной и инженерной инфраструктуры (включая системы электро-, тепло- и водоснабжения, водоотведения, обеспечения связи).
Планируемые в рамках вышеперечисленных документов мероприятия не полностью отражают потребности нефтегазохимического комплекса в развитии транспортной инфраструктуры. Перечень потребностей предприятий группы компаний "Татнефть" и группы компаний "ТАИФ" приведен в приложении N 5 к Программе.
В числе ключевых проектов предприятия выделяют:
строительство дополнительных комбинированных железнодорожных (двухколейных/автомобильных (шестиполосных) мостов через реку Каму в районе города Нижнекамска и через реку Волгу в районе города Зеленодольска;
строительство железной дороги (двухколейной) на отрезке Биклянь - Зеленый Дол - Свияжск с мостовым переходом через реки Каму и Волгу, а также дополнительной железнодорожной колеи на отрезке Биклянь - Бугульма с электрификацией;
строительство шести полосных автомобильных дорог:
Екатеринбург - Альметьевск - Нижнекамск - Казань - Москва - западная граница Российской Федерации;
Пермь - Нижнекамск - Самара - Саратов - Волгоград - Астрахань - Краснодар - Новороссийск;