МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПРИКАЗ

от 24 июля 2017 года N 253


Об утверждении Стратегии развития транспортного комплекса Республики Татарстан на 2016 - 2021 годы с перспективой до 2030 года

(с изменениями на 27 февраля 2020 года)

(в ред. Приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ от 27.02.2020 N 72)



В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденной Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ, в целях повышения эффективности реализации государственной политики Республики Татарстан в сфере транспортного комплекса приказываю:


1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития транспортного комплекса Республики Татарстан на 2016 - 2021 годы с перспективой до 2030 года (далее - Стратегия).


2. Заместителям министра, начальникам управлений, руководителям структурных подразделений обеспечить исполнение положений Стратегии.


3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.



Министр
Л.Р.САФИН



Приложение
к Приказу
Министерства транспорта
и дорожного хозяйства
Республики Татарстан
от 24 июля 2017 г. N 253



СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2016 - 2021 ГОДЫ С ПЕРСПЕКТИВОЙ ДО 2030 ГОДА

(в ред. Приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ от 27.02.2020 N 72)



Министерство транспорта и дорожного хозяйства 2020 год


1. ПАСПОРТ СТРАТЕГИИ

Ответственный исполнитель стратегии

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан

Цели стратегии

ЦС-1. Формирование сбалансированной эффективной транспортной инфраструктуры Республики Татарстан в составе единого транспортного пространства России

ЦС-2. Обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг на уровне потребностей развития экономики Республики Татарстан, реализация транзитного потенциала республики

ЦС-3. Обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения Республики Татарстан

ЦС-4. Снижение негативного воздействия транспортной системы республики на окружающую среду

Задачи стратегии

З-1.1. Развитие эффективной сбалансированной транспортной сети республики

З-1.2. Увеличение пропускной способности дорожной инфраструктуры Республики Татарстан

З-2.1. Развитие транспортных узлов, логистических товаро-распределительных центров и терминалов

З-2.2. Создание единой системы управления терминально-логистического комплекса республики на основе современных информационных технологий

З-2.3. Создание транспортных систем с использованием глобальной навигационной системы ГЛОНАСС

З-3.1. Развитие авиаперевозок

З-3.2. Развитие междугороднего пассажирского транспорта

З-3.3. Развитие пригородных железнодорожных перевозок

З-3.4. Развитие скоростных пассажирских перевозок

Сроки реализации стратегии

Стратегия разработана на 2016 - 2021 годы и на период перспективного развития транспортного комплекса Республики Татарстан до 2030 года

Ожидаемые результаты реализации стратегии

Реализация мероприятий Стратегии к 2030 году позволит достичь следующих результатов:

протяженность автодорожной сети с улучшенными транспортно-эксплуатационными качествами по результатам строительства и реконструкции дорог, километров - 7 112 км;

протяженность скоростных и высокоскоростных железнодорожных линий, километров - 336 км;

пассажиропоток аэропортов, млн человек в год - 7,30 млн пасс.; удельный вес населенных пунктов, имеющих дороги с твердым покрытием до сети путей сообщения общего пользования - 92,3%; отношение дорог с асфальтобетонным покрытием к общей протяженности дорог общего пользования (федерального и регионального значения) - 87,5%;

количество перевезенных пассажиров за период с 2028 по 2030 годы (пригородный железнодорожный транспорт) - 22 872,9 тыс. человек

Финансирование стратегии

Реализация Стратегии осуществляется в рамках бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ и подпрограмм, предусматриваемых в бюджете Республики Татарстан на соответствующий финансовый год и на плановый период, мер государственной поддержки, а также за счет собственных и привлеченных средств предприятий



2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Стратегическое планирование развития транспортной системы Республики Татарстан является необходимым условием обеспечения устойчивого социально-экономического развития республики в целом.


Стратегической целью развития транспортной системы Республики Татарстан является удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах.


Важным фактором социально-экономического развития, повышения привлекательности Республики Татарстан для жизни и работы людей, расширения производства, сферы обслуживания, повышения конкурентоспособности, общественной и инвестиционной активности является создание интегрированной сбалансированной транспортной системы.


Стратегия развития транспортного комплекса Республики Татарстан на 2016 - 2021 годы с перспективой до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с основными положениями Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Закона Республики Татарстан от 16 марта 2015 года N 12-ЗРТ "О стратегическом планировании в Республике Татарстан" и Закона Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года" (далее - Стратегия РТ 2030), а также с ежегодным Посланием Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан.


В условиях перехода к стратегии экономического роста, к интенсивному, инновационному и социально ориентированному типу развития требуется принятие адекватных стратегических решений по развитию транспортного комплекса на долгосрочную перспективу.


На данном этапе необходимо сформировать активную позицию государства по созданию условий для социально-экономического развития, прежде всего в целях повышения качества транспортных услуг, снижения совокупных издержек общества, зависящих от транспорта, повышения конкурентоспособности отечественной транспортной системы, усиления инновационной, социальной и экологической направленности развития транспортной отрасли. При этом транспорт, как системообразующий элемент экономики и генератор инвестиционного и инновационного спроса на продукцию, должен рассматриваться в качестве самостоятельной точки роста экономики.


2.1. Цели и задачи стратегии


Цели развития транспортной системы Республики Татарстан соответствуют основным направлениям Стратегии РТ 2030, а также целям Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.


Цель 1 Стратегии предусматривает формирование сбалансированной эффективной транспортной инфраструктуры Республики Татарстан в составе единого транспортного пространства России. Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:


развитие эффективной сбалансированной транспортной сети республики;


увеличение пропускной способности дорожной инфраструктуры Республики Татарстан.


Достижение указанной цели позволит обеспечить динамичный рост экономики республики, социальное развитие и укрепление связей между муниципальными образованиями путем устранения территориальных и структурных диспропорций на транспорте, вовлечение в хозяйственный оборот новых территорий за счет создания дополнительных транспортных связей, повышение конкурентоспособности и эффективности других отраслей экономики путем предоставления возможности беспрепятственного выхода хозяйствующих субъектов на региональные рынки, рост предпринимательской и деловой активности, непосредственно влияющей на качество жизни и уровень социальной активности населения.


Одним из основных направлений Стратегии РТ 2030 является развитие трех экономических зон, формирующихся вокруг трех городских агломераций. Это требует увязки развития федеральной, региональной и муниципальной транспортной инфраструктуры. При этом развитие транспортных систем городских агломераций находится в сфере интересов и ответственности муниципальных образований. Важным аспектом развития транспортных систем городских агломераций является также определение эффективного радиуса агломерационной транспортной доступности для каждой агломерации с учетом уточненного прогноза социально-экономического развития муниципального образования.


Таким образом, скоординированные действия региональных и муниципальных органов власти в сфере развития транспорта становятся важным сегментом государственной политики в развитии транспортных систем крупных городских агломераций.


Для достижения цели 1 стратегией предусматривается строительство и реконструкция основных направлений автомобильных и железных дорог, строительство высокоскоростных железных дорог, развитие инфраструктуры речных портов, внутренних водных путей, аэропортов и аэронавигационной системы, ликвидация наиболее существенных разрывов и "узких мест" транспортной сети.


Индикаторами достижения указанной цели являются:


протяженность автодорожной сети с улучшенными транспортно-эксплуатационными качествами по результатам строительства и реконструкции дорог, километров;


удельный вес населенных пунктов, имеющих дороги с твердым покрытием до сети путей сообщения общего пользования, %;


отношение дорог с асфальтобетонным покрытием к общей протяженности дорог общего пользования (федерального и регионального значения), %.


Цель 2 предусматривает обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг на уровне потребностей развития экономики Республики Татарстан, реализацию транзитного потенциала республики.


Реализация указанной цели предполагает, прежде всего, прохождение по территории республики транспортных коридоров. Интеграция с международным транспортным пространством в первую очередь может быть эффективно реализована в рамках строительства платной автомобильной дороги "Шали (М-7) - Бавлы (М-5)" в развитие нового маршрута федеральной автомобильной дороги Казань - Оренбург в Республике Татарстан.


Строительство скоростной автомагистрали "Шали (М-7) - Бавлы (М-5)" позволит напрямую связать между собой две важнейшие автомагистрали страны (М-7 "Волга" и М-5 "Урал"), тем самым даст возможность максимально эффективно использовать транзитный потенциал региона и существенно сократить пробег автотранспорта по маршрутам Центр - Сибирь и Центр - Средняя Азия.


Реализация проекта Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра делает Татарстан ядром транспортно-логистических перевозок на пересечении международных транспортных коридоров "Север-Юг" и "Запад-Восток". Реализация проекта позволит оптимизировать перевозки, совершаемые железнодорожным, речным и автотранспортом как между Европой и Китаем, так и внутри страны.


Повышение качества транспортных услуг напрямую зависит от качества транспортной сети республики в целом. Так, улучшение топологии транспортной сети уменьшает перепробег при транспортировке грузов, улучшение пропускной способности транспортных направлений и узлов позволяет производить доставку с большей скоростью, за меньшее время и с лучшей энергоэффективностью.


Решение задач, направленных на достижение обозначенной цели: создание единой системы управления терминально-логистического комплекса республики на основе современных информационных технологий, использование глобальной навигационной системы ГЛОНАСС - позволит грузоперевозчикам оптимально планировать время и маршруты доставки, снижая их непроизводительные издержки.


Следующая цель Стратегии: обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения Республики Татарстан. Достижение цели означает удовлетворение в полном объеме потребностей населения в перевозках, а также специальных требований, в частности создание доступной транспортной среды для граждан с ограниченными возможностями, обеспечение устойчивой связи населенных пунктов с магистральной сетью транспортных коммуникаций.


Роль государства в повышении доступности и качества транспортных услуг состоит в разработке и вводе в действие эффективной модели рынка конкурентоспособных пассажирских перевозок.


Предусматривается государственная поддержка создания интеллектуальных транспортных систем для повышения качества пассажирских перевозок с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий и глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, технологий управления транспортными средствами и потоками.


Важными задачами для достижения цели являются: развитие авиаперевозок; развитие междугороднего пассажирского транспорта; развитие пригородных железнодорожных перевозок; развитие скоростных пассажирских перевозок.


Индикаторы достижения цели отражают следующие ключевые характеристики уровня доступности и качества транспортных услуг для населения:


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»