В 2017 г. общий ввод жилья по Магаданской области составил 6440 кв. м жилья, что на 21,2% выше уровня 2016 г. Из введенных 6 440 кв. метров жилья, введено 1 общежитие и 1 многоквартирный жилой дом, а также 50 индивидуальных жилых домов общей площадью 4 817 кв. м. По сравнению с 2016 годом более чем в 2 раза увеличился объем индивидуального жилищного строительства. В 2018 году общий ввод жилья по Магаданской области составил 4,345 тыс. кв. м жилья, что на 32,5% меньше уровня 2017 года. Весь ввод обеспечен только за счет строительства индивидуальных жилых домов. Средства бюджетов всех уровней на строительство многоквартирных жилых домов в 2018 году не направлялись, и по этой причине общий объем ввода жилья в регионе был минимальным с 2005 года. В 2019 году произошел рост строительства жилья по сравнению с 2018 годом и составил 7400 тыс. кв. м. Объем ввода жилья в Магаданской области по итогам 2020 года составил 9 тысяч квадратных метров. Достигнутый показатель превышает целевой индекс, который был определен для региона на этот период нацпроектом в сфере жилищного строительства.
В целях стимулирования индивидуального жилищного строительства, сельскохозяйственной деятельности и ведения личного подсобного хозяйства в Магаданской области земельные участки предоставляются в соответствии с нормами, установленными земельным законодательством Российской Федерации. Преференции на данном направлении предоставляются в основном многодетным семьям, социально уязвимым группам населения, гражданам-специалистам, востребованным на рынке труда области, казачьим обществам. Данный вопрос регулируется Законами Магаданской области от 1 апреля 2015 г. N 1876-ОЗ "Об отдельных вопросах предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Магаданской области или муниципальной собственности", от 21 июля 2011 г. N 1419-ОЗ "О бесплатном предоставлении в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков на территории Магаданской области", от 6 июня 2008 г. N 1005-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан", от 12 марта 2010 г. N 1243-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Магаданской области".
Для реализации мероприятий по поддержке и развитию расселения ветхого и аварийного жилья, через механизмы комплексного развития территорий разработан ряд мероприятий, действующих согласно Постановлению Правительства Магаданской области от 22 сентября 2021 г. N 716-пп "Об утверждении Порядка определения начальной цены торгов на право заключения договора о комплексном развитии территории в случае, если решение о комплексном развитии принято Правительством Магаданской области или главой местной администрации муниципального образования Магаданской области", Постановлению Правительства Магаданской области от 14 сентября 2021 г. N 691-пп "Об установлении критериев многоквартирных домов, которые признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, расположенных в границах застроенной территории, в отношении которой осуществляется комплексное развитие территории жилой застройки", Постановлению Правительства Магаданской области от 14 сентября 2021 г. N 690-пп "Об утверждении Порядка приобретения собственниками жилых помещений за доплату жилых помещений большей площади и (или) жилых помещений, имеющих большее количество комнат, чем предоставляемые им жилые помещения, при осуществлении комплексного развития территории жилой застройки на территории Магаданской области", Постановлению Правительства Магаданской области от 13 сентября 2021 г. N 689-пп "Об утверждении Порядка заключения договоров о комплексном развитии территории, заключаемых органами местного самоуправления с правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, расположенных в границах комплексного развития территорий, без проведения торгов на право заключения указанных договоров", Постановлению Правительства Магаданской области от 13 сентября 2021 г. N 688-пп "Об утверждении Порядка передачи владельцем специального счета, на котором формируется фонд капитального ремонта многоквартирного дома, включенного в границах территории жилой застройки, подлежащей комплексному развитию, прав на специальный счет Магаданской области или муниципальному образованию Магаданской области", Постановлению Правительства Магаданской области от 19 августа 2021 г. N 626-пп "Об отдельных вопросах комплексного развития территорий в Магаданской области".
Особенности развития жилищного рынка Магаданской области во многом определяются особенностями ее социально-экономического развития. В первую очередь, это: неблагоприятные природно-климатические условия, повышенные затраты на производство продукции, работ, услуг и высокие транспортные расходы, ресурсная специализация и монопрофильность экономики, временный характер проживания на Севере, неравномерность расселения, дотационность бюджета и зависимость от федерального центра.
Жилищный рынок Магаданской области, как рынок северных регионов, характеризуется: высокой степенью благоустройства жилищного фонда, при этом жилая недвижимость по количественным и качественным характеристикам уступает "среднероссийской" по следующим показателям:
- малыми объемами строительства (показатель "ввод в действие жилых домов на 1000 чел." меньше среднероссийских в 15 раз);
- высокой стоимостью строительства (в 1,7 раза выше средних);
- повышенной долей ветхого и аварийного жилья (выше в 3,4 раза);
- высокой концентрацией объектов в региональном центре (57%);
- низкими значениями площади жилищного фонда, находящейся в частной собственности граждан (на 12,5% ниже среднероссийского уровня);
- высоким удельным весом расходов населения на оплату ЖКУ (в 1,6 раза выше средних); низкой активностью на рынке жилья (в 2,2 раза);
- небольшой долей индивидуального и малоэтажного жилья;
- отсутствием сектора элитного жилья.
Отличительной чертой региона является псевдолидерство по жилищной обеспеченности и доступности жилья как результат его невостребованности в неперспективных населенных пунктах (на начало 2017 г. - 29,38 кв. м на человека). Высокие показатели обеспеченности жильем в районах области, складываются благодаря наличию незаселенного, ветхого, бесхозного и брошенного жилья, высвобождающегося в результате ежегодного миграционного оттока и сокращения численности населения области.