В целях повышения эффективности бюджетных расходов и реализации основных положений Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. N 117-р:
1. Утвердить Программу по повышению эффективности управления региональными финансами на 2020 - 2024 годы согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Саха (Якутия) разработать и реализовать муниципальные программы повышения эффективности управления муниципальными финансами с учетом основных положений Программы, указанной в пункте 1 настоящего распоряжения.
3. Контроль исполнения настоящего распоряжения оставляю за собой.
Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Саха (Якутия)
А.КОЛОДЕЗНИКОВ
ПРОГРАММА ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ НА 2020 - 2024 ГОДЫ
Наименование программы | Программа по повышению эффективности управления региональными финансами на 2020 - 2024 годы (далее - программа) |
Ответственный исполнитель программы | Министерство финансов Республики Саха (Якутия) |
Соисполнители (исполнители) программы | Исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия); Органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) (по согласованию). |
Цель программы | Повышение эффективности формирования и использования бюджетных расходов, обеспечение устойчивости финансовой системы Республики Саха (Якутия) при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития |
Задачи программы | 1) обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Республики Саха (Якутия) за счет бюджетной консолидации и эффективного управления государственным долгом; 2) развитие эффективных процедур бюджетного планирования; 3) внедрение обзоров бюджетных расходов как основы повышения их эффективности; 4) повышение эффективности оказания государственных услуг в социальной сфере; 5) совершенствование казначейских технологий исполнения бюджета; 6) повышение эффективности межбюджетных отношений и создание условий для устойчивости местных бюджетов; 7) развитие механизма инициативного бюджетирования; 8) повышение эффективности осуществления расходов на государственное управление; 9) обеспечение подотчетности (подконтрольности) бюджетных расходов; 10) совершенствование системы закупок Республики Саха (Якутия); 11) совершенствование процедур планирования и осуществления бюджетных инвестиций; 12) развитие внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, контроля в сфере закупок; 13) мониторинг качества финансового менеджмента; 14) цифровая трансформация в сфере управления общественными финансами Республики Саха (Якутия) |
Основные целевые показатели (индикаторы) программы | 1) рост поступлений налоговых доходов бюджета Республики Саха (Якутия) (без учета налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых и акцизов на алкогольную продукцию и нефтепродукты) в расчете на душу населения, в процентах; 2) отношение государственного долга к общему годовому объему доходов бюджета Республики Саха (Якутия) без учета объема безвозмездных поступлений, в процентах; 3) доля расходов на обслуживание государственного долга Республики Саха (Якутия) в общем объеме расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия), за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в процентах; 4) годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Республики Саха (Якутия), возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года (без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом) к общему объему налоговых и неналоговых доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в процентах; 5) доля дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Саха (Якутия), в том числе замененных дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц, в общем объеме межбюджетных трансфертов, предоставляемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам, в процентах; 6) соотношение объема привлеченных средств софинансирования из других источников в рамках реализации механизмов инициативного бюджетирования к объему средств, выделенных на эти цели из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в процентах; 7) доля муниципальных образований, принявших участие в конкурсном отборе программы поддержки местных инициатив от общего количества муниципальных образований, в процентах; 8) соотношение объема привлеченных средств софинансирования из других источников в рамках реализации механизмов молодежного бюджетирования, в процентах; 9) доля молодежных организаций, задействованных в молодежном бюджетировании, в процентах; 10) доля исполнительных органов государственной власти, переведенных на "облачные" технологии по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и составлению отчетности, в процентах |
Сроки реализации программы | 2020 - 2024 годы |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | 1) высокая долгосрочная устойчивость бюджета Республики Саха (Якутия); 2) рост доли собственных доходов бюджета Республики Саха (Якутия), по 2% от налоговых доходов, без учета налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых и акцизов на алкогольную продукцию и нефтепродукты, в расчете на душу населения ежегодно; 3) сохранение позиций Республики Саха (Якутия) в группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости, отношение государственного долга к общему годовому объему доходов бюджета Республики Саха (Якутия) без учета объема безвозмездных поступлений - менее 47% к 2024 году; 4) достижение оптимальной структуры расходов бюджета Республики Саха (Якутия) с учетом приоритетов социально-экономического развития; 5) рост текущей ликвидности единого счета государственного бюджета Республики Саха (Якутия); 6) снижение уровня дифференциации бюджетной обеспеченности между муниципальными образованиями Республики Саха (Якутия), повышение устойчивости местных бюджетов, доля дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, в том числе замененных дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц, в общем объеме межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам - более 30% к 2024 году; 7) обеспечение условий для повышения эффективности управления общественными финансами в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия); 8) повышение степени участия граждан в определении приоритетов бюджетных расходов и контроле за их осуществлением, доля муниципальных образований, принявших участие в конкурсном отборе программы поддержки местных инициатив от общего количества муниципальных образований - 100% к 2024 году; 9) рост качества финансового менеджмента в секторе государственного управления, количество главных распорядителей бюджетных средств с низким качеством финансового менеджмента - 1 к 2024 году; 10) повышение открытости (прозрачности) и подотчетности использования бюджетных средств, доля исполнительных органов государственной власти, переведенных на "облачные" технологии по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и составлению отчетности - 100% к 2024 году; 11) совершенствование системы управления закупок Республики Саха (Якутия), направленной на оптимизацию закупочной деятельности, доля закупок (по количеству) для обеспечения государственных нужд, проводимых путем конкурентных процедур, признанных состоявшимися в общем объеме закупок - не менее 50% к 2024 году; 12) повышение эффективности и результативности бюджетных инвестиций; 13) внедрение современной системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита; 14) цифровизация системы государственного управления и бюджетного процесса, соответствие требованиям импортозамещения в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд - 100% к 2024 году |
Программа по повышению эффективности управления региональными финансами на 2020 - 2024 годы (далее - программа) разработана во исполнение Послания Главы Республики Саха (Якутия) А.С. Николаева Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2018 года, в соответствии с Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. N 117-р.
В 2017 - 2019 годах развитие и совершенствование бюджетной системы Республики Саха (Якутия) осуществлялось в рамках Программы по повышению эффективности управления региональными финансами на 2017 - 2019 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2016 г. N 457. Реализация указанной Программы была направлена на создание условий для эффективного и ответственного управления общественными финансами, повышение устойчивости и обеспечение сбалансированности бюджета Республики Саха (Якутия).
Помимо реализации Программы по повышению эффективности управления региональными финансами на 2017 - 2019 годы исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия) в указанный период осуществлялись мероприятия в рамках Программы оптимизации расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2017 - 2019 годы, утвержденной распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2017 г. N 266-РГ, а также Комплексного плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Республики Саха (Якутия) на 2014 год и на плановый период 2015 - 2017 годов, утвержденного распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2014 г. N 281-РП.
Благодаря реализованным за последние годы мерам в Республике Саха (Якутия) обеспечены условия для долгосрочной макроэкономической устойчивости и достижения темпов экономического роста на уровне выше среднероссийских значений при безусловном исполнении принятых расходных обязательств государственного бюджета и решении задач социально-экономического развития республики.
Необходимость достижения приоритетов и целей, определенных в документах стратегического планирования федерального и регионального уровня, реализации национальных проектов и программ, обеспечения качественного рывка в социально-экономическом развитии в условиях ограниченности бюджетных средств, высокой зависимости доходной части государственного бюджета республики от конъюнктурных доходов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета обуславливает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия), совершенствованию системы управления региональными финансами и рационализации бюджетных расходов.
С учетом накопленного опыта основными направлениями дальнейшей реформы системы управления общественными финансами в ближайшие годы являются:
1) обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы;
2) повышение эффективности процедур планирования и исполнения бюджета, проведение обзоров бюджетных расходов;
3) совершенствование программно-целевого бюджетного планирования и внедрение принципов проектного управления;
4) совершенствование системы закупок Республики Саха (Якутия);
5) совершенствование системы финансового обеспечения и повышение эффективности государственных услуг в социальной сфере;
6) обеспечение подотчетности (подконтрольности) бюджетных расходов;
7) совершенствование межбюджетных отношений;
8) совершенствование форм и методов государственного управления, цифровизация бюджетного процесса;
9) повышение прозрачности бюджетных расходов и степени участия граждан в бюджетном процессе.
В целях повышения эффективности межбюджетных отношений в Республики Саха (Якутия) и создания условий для устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований Республики Саха (Якутия) (далее - местные бюджеты) с учетом приоритетов их социально-экономического развития муниципальные образования Республики Саха (Якутия) обеспечивают реализацию системы мер по повышению эффективности управления муниципальными финансами, которые в том числе предусматривают мобилизацию дополнительных источников доходов, обеспечение сбалансированности местных бюджетов, своевременное исполнение расходных обязательств, повышение качества финансового менеджмента, развитие внутреннего муниципального финансового контроля, централизацию функций бухгалтерского учета и отчетности.
Участие муниципальных образований Республики Саха (Якутия) в реализации Программы предусматривается посредством:
1) участия в совершенствовании методологии предоставления и распределения дотаций из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам;
2) выполнения обязательств, предусмотренных соглашениями, заключаемыми Правительством Республики Саха (Якутия) с муниципальными районами (городскими округами), получающими дотации из государственного бюджета Республики Саха (Якутия);
3) обеспечения соответствия объема расходных обязательств реальным источникам доходов и источникам покрытия дефицита бюджета;
4) принятия и реализации программ повышения эффективности бюджетных расходов;
5) недопущения принятия необеспеченных собственными доходными источниками расходных обязательств и проведения взвешенной долговой политики;
6) недопущения образования просроченной кредиторской задолженности по расходам местных бюджетов, а в случае ее наличия - проведения работы по ее сокращению;
7) достижения установленных значений показателей результативности использования субсидии на реализацию проектов в рамках инициативного бюджетирования.
Бюджетная и налоговая политика Республики Саха (Якутия) в последние годы была направлена на системную работу по совершенствованию качества управления общественными финансами, созданию условий для увеличения доходной части бюджета, оптимизации бюджетных расходов и поддержанию государственного долга на экономически безопасном уровне, повышению эффективности межбюджетных отношений и усилению контроля за расходованием бюджетных средств.
Реализация бюджетной политики в 2016 - 2018 годах проходила в условиях конъюнктурных колебаний макроэкономических показателей и волатильности валютных курсов, влияющих на результаты финансово-хозяйственной деятельности крупнейших налогоплательщиков Республики Саха (Якутия), в том числе предприятий нефтедобывающей и алмазодобывающей промышленности. В этот период главной задачей органов государственной власти стало сохранение стабильности поступлений доходов в государственный бюджет Республики Саха (Якутия).
Бюджетные расходы росли более быстрыми темпами, чем доходы в 2016 и 2017 годах, когда наблюдалась высокая волатильность на валютном рынке. Так, исполнение доходной части бюджета 2017 года вследствие укрепления среднегодового курса рубля по отношению к доллару США и снижения цен на алмазное сырье проходило с временными кассовыми разрывами из-за трудностей, связанных с поступлением налогов от отдельных крупных налогоплательщиков. Наибольшее негативное влияние это оказало на поступление налога на прибыль организаций, который по итогам 2017 года снизился на 14,1 млрд. рублей по сравнению с 2016 годом (рис. 1).
________________
* Рисунок 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
В рамках Комплексного плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Республики Саха (Якутия) на 2014 год и на плановый период 2015 - 2017 годов, утвержденного распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2014 г. N 281-РП, в целях сохранения стабильности поступления доходов проводилось усиление администрирования и обеспечение полноты сбора налоговых и неналоговых доходов.
В целях повышения качества налогового администрирования по налогам, формирующим доходную часть государственного бюджета республики, и увеличения собственных доходов осуществлялось взаимодействие исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), в том числе с налоговыми органами республики в рамках подписанного Соглашения о взаимодействии Федеральной налоговой службы и Республики Саха (Якутия). Взаимодействие с крупнейшими налогоплательщиками, осуществляющими свою деятельность на территории Республики Саха (Якутия), проводилось в области прогнозирования, уточнения, мониторинга поступлений доходов в государственный бюджет Республики Саха (Якутия), что позволило минимизировать риски несбалансированности бюджета.
В структуре бюджета по отраслевому признаку значительный вес занимают расходы на образование, социальную политику, жилищно-коммунальное хозяйство, межбюджетные трансферты муниципальным образованиям. В 2019 году также на структуру расходов значительное влияние оказывает реализация национальных проектов. Значительные объемы средств запланированы на реализацию национальных проектов "Жилье и городская среда", "Демография", "Безопасные и качественные автомобильные дороги".
По направлению расходов преобладающий вес занимают расходы на заработную плату (включая обязательства по оплате труда работников муниципальных учреждений).
В 2016 - 2018 годах была продолжена реализация Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и Концепции повышения заработной платы работников учреждений бюджетного сектора экономики и минимальной заработной платы в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2017 годы, утвержденной указом Президента Республики Саха (Якутия) от 29 августа 2012 г. N 1616. Указанными документами определены основные направления совершенствования систем оплаты труда работников бюджетной сферы. Также в 2018 году значительные бюджетные средства были направлены на повышение заработной платы в связи с увеличением минимального размера оплаты труда и приравниванием его к размеру прожиточного минимума (рис. 2).
225 974
│ 218 135 216 058 ┌══════‰
│ ┌══════‰208 913 ┌══════‰│ │
│ │ │┌══════‰ │ ││ │