(с изменениями на 24 июня 2019 года)
(в ред. постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.06.2019 N 162)
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств и реформирования системы управления общественными финансами в республике Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Программу Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности управления региональными финансами на 2017 - 2019 годы согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Саха (Якутия) разработать и реализовать муниципальные программы повышения эффективности управления муниципальными финансами с учетом основных положений Программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
3. Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой.
4. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е.ЧЕКИН
ПРОГРАММА ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ НА 2017 - 2019 ГОДЫ
(в ред. постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.06.2019 N 162)
Программа Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности управления региональными финансами на 2017 - 2019 годы разработана во исполнение бюджетного послания Главы Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова Государственному Собранию (Ил Тумэн) от 24.11.2016, в соответствии с Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года <1> и Докладом Минфина России об основных направлениях повышения эффективности бюджетных расходов в субъектах Российской Федерации <2>.
________________
<1> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2593-р
<2> Официальный сайт Минфина России. http://minfin.ru/ru/#
В 2011 - 2016 годах развитие бюджетной системы Республики Саха (Якутия) осуществлялось в рамках программ Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011 - 2013 годы и на 2014 - 2016 годы, утвержденных соответственно постановлениями Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.04.2011 N 175 и от 19.04.2014 N 100. По большинству направлений реализации указанных программ был достигнут существенный прогресс. В частности, внесение изменений и дополнений в ряд нормативно-правовых актов Республики Саха (Якутия) в соответствии с программными мероприятиями позволило повысить сбалансированность и устойчивость государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и местных бюджетов, обеспечить безусловное исполнение принятых обязательств, а также проведение консервативной политики в области государственных заимствований. Реализация указанных программ способствовала совершенствованию системы бюджетного планирования в Республике Саха (Якутия), в том числе обеспечила переход на программно-целевое планирование расходов государственного бюджета. Кроме того, по результатам реализации программ был отмечен существенный рост доходов республиканского бюджета как в части налоговых, так и в части неналоговых поступлений, а также заметное снижение кредиторской задолженности государственного бюджета республики.
Вместе с тем в текущих макроэкономических условиях остается актуальным повышение эффективности бюджетных расходов за счет сокращения неэффективных затрат, а также оптимизации системы управления общественными финансами. При этом особое внимание должно быть уделено отраслевому анализу эффективности бюджетных расходов, по итогам которого должны определяться потенциальные точки роста эффективности расходов на реализацию государственных программ Республики Саха (Якутия). Для проведения такого анализа необходим соответствующий методологический инструментарий, встроенный в систему управления общественными финансами и учитывающий особенности различных видов бюджетных расходов (в том числе инвестиционных и социальных). Помимо этого, система управления общественными финансами Республики Саха (Якутия) должна адаптироваться к изменениям, инициируемым на федеральном уровне, и учитывать лучшую практику других субъектов Российской Федерации. Так, новый этап повышения эффективности предполагает дальнейшую информатизацию бюджетного процесса, централизацию бюджетного бухгалтерского учета, продолжение консолидации межбюджетных субсидий муниципальным образованиям, переход к нормированию затрат в сфере государственных закупок, качественно иной уровень прозрачности и открытости бюджетной политики во взаимосвязи с улучшением предпринимательского и инвестиционного климата в республике.
Таким образом, несмотря на то, что задачи действовавших в период 2011 - 2016 г.г. программ по повышению эффективности бюджетных расходов в Республике Саха (Якутия) были в целом решены, в настоящее время сохраняется потребность в обеспечении преемственности развития системы управления общественными финансами на качественно новой базе, что предполагает разработку новой программы в данной сфере на период 2017 - 2019 г.г.
Разработка и утверждение в установленном порядке новой программы Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности управления региональными финансами на период 2017 - 2019 годов не только обеспечит повышение бюджетной устойчивости региона, но, кроме того, создаст условия для потенциального вывода республики на ведущие позиции в рейтинге оценки результатов, достигнутых субъектами Российской Федерации в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, позволит внедрить лучшие стандарты управления общественными финансами в интересах реализации прав граждан, улучшения инвестиционного климата, повышения предпринимательской активности, совершенствования структуры экономики и развития ее конкурентоспособности.
Содержание документов федерального уровня в сфере бюджетной политики позволяет выделить ключевые тенденции в совершенствовании управления общественными (государственными и муниципальными) финансами в следующих укрупненных областях:
- Формирование доходов бюджетной системы;
- Осуществление расходов бюджетной системы;
- Операционная эффективность и контроль;
- Сбалансированность и устойчивость бюджетной системы;
- Открытость и прозрачность общественных финансов.
Исходя из этого, выстроена логика и структура Программы Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности региональных финансов на 2017 - 2019 годы.
Цель Программы | Создание условий для эффективного и ответственного управления общественными финансами, повышение устойчивости консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2017 - 2019 годы, определение условий долгосрочного социально-экономического развития |
Задачи Программы | 1. Совершенствование программно-целевых методов управления бюджетным процессом с учетом государственных программ |
2. Формирование условий для обеспечения долгосрочной устойчивости и сбалансированности государственного бюджета и местных бюджетов | |
3. Повышение эффективности управления доходами публично-правовых образований | |
4. Оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов | |
5. Повышение операционной эффективности деятельности органов исполнительной власти и государственных (муниципальных) учреждений | |
6. Повышение эффективности межбюджетных отношений | |
7. Создание условий для развития внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, контроля в сфере закупок, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита | |
8. Централизация бюджетного (бухгалтерского) учета | |
9. Формирование единой системы закупок и торгов Республики Саха (Якутия) и создание условий по повышению эффективности бюджетных расходов на 2017 - 2019 годы | |
10. Обеспечение открытости и прозрачности управления общественными финансами | |
11. Повышение финансовой и бюджетной грамотности населения | |
12. Развитие механизма инициативного бюджетирования | |
13. Повышение квалификации органов государственной власти и муниципальных образований | |
Сроки и этапы реализации Программы | 01.01.2017 - 31.12.2019 |
Финансовое обеспечение Программы | Всего по Программе за счет средств бюджета предусмотрено 325 000 тыс. рублей, в том числе по годам реализации Программы: 2017 год: 125 000 тыс. рублей, 2018 год: 100 000 тыс. рублей, 2019 год: 100 000 тыс. рублей |
Безусловное соблюдение Республикой Саха (Якутия) требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и повышение качества управления бюджетами субъектов Российской Федерации | |
Ожидаемые результаты | Повышение качества управления финансами Республики Саха (Якутия) и муниципальных образований |
Результаты аудита эффективности государственных программ Республики Саха (Якутия) используются в процессе составления и рассмотрения проекта государственного бюджета Республики Саха (Якутия) | |
Повышение уровня качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств Республики Саха (Якутия) | |
Рост доли государственных учреждений, в отношении которых проводится мониторинг качества финансового менеджмента | |
Развитие государственных программ как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов, развитие внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля | |
Подключение всех участников и неучастников бюджетного процесса, включенных в Сводный реестр, к ГИИС "Электронный бюджет" | |
Полная информатизация бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления и подключения к федеральной системе "Электронный бюджет" | |
Рост текущей ликвидности счета бюджета Республики Саха (Якутия) | |
Рост доли населения в Республике Саха (Якутия), участвующей в мероприятиях по финансовой грамотности | |
Повышение открытости (прозрачности) государственных финансов Республики Саха (Якутия) | |
Ответственный исполнитель Программы | Министерство финансов Республики Саха (Якутия) |
Соисполнители Программы | Исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия) |
Содержание документов федерального уровня в сфере бюджетной политики позволяет выделить ключевые тенденции в совершенствовании управления общественными (государственными и муниципальными) финансами в следующих укрупненных областях:
- Формирование доходов бюджетной системы;
- Осуществление расходов бюджетной системы;
- Операционная эффективность и контроль;
- Сбалансированность и устойчивость бюджетной системы;
- Открытость и прозрачность общественных финансов.
I. Основные тенденции в области формирования доходов бюджетной системы
1.1. Ключевой тенденцией в области формирования доходов бюджетной системы на сегодняшний день является формализация статуса "недополученных доходов" бюджета в результате предоставления налоговых льгот и оказания иной непрямой финансовой поддержки отдельным отраслям экономики в виде специального вида расходов бюджетной системы. Иными словами, предполагается, что предоставляемые налоговые льготы будут учитываться при оценке бюджетных расходов инвестиционного характера, а объем налоговых льгот - приниматься во внимание при планировании и оценке эффективности бюджетных расходов, связанных с отдельными секторами экономики. Для этого предполагается не только нормативно закрепить статус "недополученных бюджетных доходов" в качестве специального вида "налоговых расходов" бюджетной системы, но и создать систему учета таких расходов для целей последующей формализации процедур оценки их необходимости и эффективности. Кроме того, планируется осуществить полноценную интеграцию налоговой политики в части предоставления налоговых льгот с общими направлениями повышения эффективности использования бюджетных средств.