ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 апреля 2024 года N 305


О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 20 декабря 2019 года N 705 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Комплексное развитие сельских территорий Орловской области"



В соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 26 июня 2023 года N 459 "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Орловской области и признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Орловской области" Правительство Орловской области постановляет:


1. Внести в постановление Правительства Орловской области от 20 декабря 2019 года N 705 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Комплексное развитие сельских территорий Орловской области" следующие изменения:


1) в преамбуле слова "постановления Правительства Орловской области от 23 июля 2012 года N 255 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Орловской области и Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Орловской области" заменить словами "постановления Правительства Орловской области от 26 июня 2023 года N 459 "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Орловской области и признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Орловской области";


2) приложение изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Настоящее постановление распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.



Губернатор
Орловской области
А.Е.КЛЫЧКОВ



Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 24 апреля 2024 г. N 305



Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 20 декабря 2019 г. N 705



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"



Стратегические приоритеты государственной программы Орловской области "Комплексное развитие сельских территорий Орловской области"



I. Оценка текущего состояния сельских территорий Орловской области


Орловская область обладает рядом важных конкурентных преимуществ и уникальных особенностей, значимых при определении приоритетов, целей и задач социально-экономической политики региона на долгосрочный период.


При грамотном и эффективном использовании потенциала сельских территорий могут быть обеспечены устойчивое развитие экономики, высокий уровень и качество жизни сельского населения страны. На протяжении нескольких лет основным инструментом финансовой государственной поддержки развития сельских территорий Орловской области являются государственные программы.


С 2020 года по 2023 год развитие мероприятий на сельских территориях осуществлялось в рамках государственной программы Орловской области "Комплексное развитие сельских территорий Орловской области", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 20 декабря 2019 года N 705 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Комплексное развитие сельских территорий Орловской области" (далее также - программа, государственная программа). В рамках программы реализуются мероприятия по предоставлению гражданам социальных выплат на строительство или приобретение жилья, строительство жилья, предоставляемого гражданам по договорам найма жилого помещения, строятся объекты инженерной и транспортной инфраструктуры на сельских территориях, благоустраиваются общественные пространства.


За 2020 - 2022 годы в рамках государственных программ развития сельских территорий предоставлено субсидий на общую сумму 1753,97 млн руб., за счет выделенных средств:


1) улучшены жилищные условия 29 семей, приобретены и построены 2,42 тыс. кв. м жилья;


2) по направлению "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения" осуществляется реализация трехлетнего проекта "Строительство сетей инженерной инфраструктуры (газовые, водопроводные сети) и автомобильных дорог на территории площадки малоэтажной застройки пгт. Покровское Покровского района Орловской области" стоимостью 207 млн рублей;


3) выдан 491 льготный ипотечный кредит АО "Россельхозбанк" и ПАО "Сбербанк" в рамках мероприятия "Сельская ипотека";


4) в рамках федерального проекта "Содействие занятости сельского населения" прошли обучение 5 студентов, 12 студентов прошли практику у сельхозтоваропроизводителей;


5) введены в эксплуатацию 15,9 км газопроводов;


6) реализованы 35 проектов в рамках федерального проекта "Благоустройство сельских территорий";


7) построены и реконструированы 33,52 км автодорог регионального значения;


8) в рамках федерального проекта "Современный облик сельских территорий" реализовано 4 проекта.


Благодаря реализации государственной программы созданы определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала села, развития его экономики, повышения занятости и доходов сельского населения, улучшения его жилищных условий и социальной среды обитания.


Основными проблемами, ограничивающими развитие сельских территорий Орловской области, являются:


1) низкие темпы инфраструктурного развития сельских территорий, особенно дорожной сети и современных средств связи, не позволяющие преодолеть существующий пространственный и коммуникационный разрыв между городом и селом;


2) неразвитость транспортной инфраструктуры, энерго- и водоснабжения;


3) сложная демографическая ситуация в сельской местности. Жизнь в сельской местности не является привлекательной для молодежи, отток молодежи из сельской местности в города является ощутимым препятствием для формирования кадровой базы сельского развития.


Для решения существующих проблем требуется привлечение финансовых ресурсов, средств внутренних и внешних инвесторов, а также концентрация средств на наиболее приоритетных направлениях за счет объединенных усилий исполнительных органов Орловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области, инвесторов и сельскохозяйственных предприятий. Комплексный подход к решению проблем в сфере комплексного развития сельских территорий предполагает использование программно-целевого метода, обеспечивающего четкое распределение реализуемых мероприятий по исполнителям, срокам, ресурсам, а также эффективную организацию процесса управления и контроля.


Исходя из задач государственной аграрной политики на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в сфере социального развития сельских территорий необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые предусматривается осуществлять в сельских населенных пунктах, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.



II. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы


Ход аграрных преобразований во многом определяется состоянием и перспективами решения проблем социального развития села и инженерного обустройства сельских территорий. Стержнем развития сельских территорий должны стать формирование необходимой системы жизнеобеспечения и жизнедеятельности для сельскохозяйственного товаропроизводителя, восстановление, развитие и обеспечение содержания на этой основе социальной и инженерной инфраструктуры села.


Приоритетными направлениями государственной программы в области развития сельских территорий являются:


1) повышение уровня и качества жизни сельского населения;


2) создание благоприятных условий жизнедеятельности в сельской местности путем реализации мероприятий, направленных на обеспечение доступным и комфортным жильем сельского населения, создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях;


3) активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения;


4) формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни;


5) развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях.


В целях социальной защиты населения необходимо усилить роль государства в области социального развития муниципальных образований Орловской области, что предполагает существенную корректировку всей аграрной политики для поддержки отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя и увеличения государственного финансирования социальных программ на селе.



III. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации


Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации программы определены на основе положений федеральных и региональных нормативных правовых актов:


указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";


распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 года N 151-р.


Реализация программы оказывает влияние на достижение следующих национальных целей и показателей, определенных указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":


1) достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство:


обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности;


обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции;


2) комфортная и безопасная среда для жизни:


улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. метров в год.


Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", и Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года N 207-р, установлены ключевые положения, предусматривающие обеспечение социально-экономического развития малых и средних городов, а также сельских территорий, создание комфортной среды для проживания граждан во всех населенных пунктах страны, развитие эффективной транспортной инфраструктуры и транспортной связанности страны.


Во исполнение вышеуказанных стратегических документов в перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 года N 2816-р, включена инициатива социально-экономического развития "Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения", согласно которой ключевым стратегическим приоритетом развития сельских территорий станет опережающее развитие опорных населенных пунктов, на базе которых обеспечивается ускоренное развитие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию гарантий в сфере образования, доступность медицинской помощи, услуг в сфере культуры и реализацию иных потребностей населения территории одного или нескольких муниципальных образований.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»