В соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 26 июня 2023 года N 459 "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Орловской области и признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Орловской области" Правительство Орловской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Орловской области от 20 декабря 2019 года N 705 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Комплексное развитие сельских территорий Орловской области" следующие изменения:
1) в преамбуле слова "постановления Правительства Орловской области от 23 июля 2012 года N 255 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Орловской области и Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Орловской области" заменить словами "постановления Правительства Орловской области от 26 июня 2023 года N 459 "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Орловской области и признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Орловской области";
2) приложение изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.
Губернатор
Орловской области
А.Е.КЛЫЧКОВ
Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 20 декабря 2019 г. N 705
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Орловская область обладает рядом важных конкурентных преимуществ и уникальных особенностей, значимых при определении приоритетов, целей и задач социально-экономической политики региона на долгосрочный период.
При грамотном и эффективном использовании потенциала сельских территорий могут быть обеспечены устойчивое развитие экономики, высокий уровень и качество жизни сельского населения страны. На протяжении нескольких лет основным инструментом финансовой государственной поддержки развития сельских территорий Орловской области являются государственные программы.
С 2020 года по 2023 год развитие мероприятий на сельских территориях осуществлялось в рамках государственной программы Орловской области "Комплексное развитие сельских территорий Орловской области", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 20 декабря 2019 года N 705 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Комплексное развитие сельских территорий Орловской области" (далее также - программа, государственная программа). В рамках программы реализуются мероприятия по предоставлению гражданам социальных выплат на строительство или приобретение жилья, строительство жилья, предоставляемого гражданам по договорам найма жилого помещения, строятся объекты инженерной и транспортной инфраструктуры на сельских территориях, благоустраиваются общественные пространства.
За 2020 - 2022 годы в рамках государственных программ развития сельских территорий предоставлено субсидий на общую сумму 1753,97 млн руб., за счет выделенных средств:
1) улучшены жилищные условия 29 семей, приобретены и построены 2,42 тыс. кв. м жилья;
2) по направлению "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения" осуществляется реализация трехлетнего проекта "Строительство сетей инженерной инфраструктуры (газовые, водопроводные сети) и автомобильных дорог на территории площадки малоэтажной застройки пгт. Покровское Покровского района Орловской области" стоимостью 207 млн рублей;
3) выдан 491 льготный ипотечный кредит АО "Россельхозбанк" и ПАО "Сбербанк" в рамках мероприятия "Сельская ипотека";
4) в рамках федерального проекта "Содействие занятости сельского населения" прошли обучение 5 студентов, 12 студентов прошли практику у сельхозтоваропроизводителей;
5) введены в эксплуатацию 15,9 км газопроводов;
6) реализованы 35 проектов в рамках федерального проекта "Благоустройство сельских территорий";
7) построены и реконструированы 33,52 км автодорог регионального значения;
8) в рамках федерального проекта "Современный облик сельских территорий" реализовано 4 проекта.
Благодаря реализации государственной программы созданы определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала села, развития его экономики, повышения занятости и доходов сельского населения, улучшения его жилищных условий и социальной среды обитания.
Основными проблемами, ограничивающими развитие сельских территорий Орловской области, являются:
1) низкие темпы инфраструктурного развития сельских территорий, особенно дорожной сети и современных средств связи, не позволяющие преодолеть существующий пространственный и коммуникационный разрыв между городом и селом;
2) неразвитость транспортной инфраструктуры, энерго- и водоснабжения;
3) сложная демографическая ситуация в сельской местности. Жизнь в сельской местности не является привлекательной для молодежи, отток молодежи из сельской местности в города является ощутимым препятствием для формирования кадровой базы сельского развития.
Для решения существующих проблем требуется привлечение финансовых ресурсов, средств внутренних и внешних инвесторов, а также концентрация средств на наиболее приоритетных направлениях за счет объединенных усилий исполнительных органов Орловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области, инвесторов и сельскохозяйственных предприятий. Комплексный подход к решению проблем в сфере комплексного развития сельских территорий предполагает использование программно-целевого метода, обеспечивающего четкое распределение реализуемых мероприятий по исполнителям, срокам, ресурсам, а также эффективную организацию процесса управления и контроля.
Исходя из задач государственной аграрной политики на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в сфере социального развития сельских территорий необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые предусматривается осуществлять в сельских населенных пунктах, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.
Ход аграрных преобразований во многом определяется состоянием и перспективами решения проблем социального развития села и инженерного обустройства сельских территорий. Стержнем развития сельских территорий должны стать формирование необходимой системы жизнеобеспечения и жизнедеятельности для сельскохозяйственного товаропроизводителя, восстановление, развитие и обеспечение содержания на этой основе социальной и инженерной инфраструктуры села.
Приоритетными направлениями государственной программы в области развития сельских территорий являются:
1) повышение уровня и качества жизни сельского населения;
2) создание благоприятных условий жизнедеятельности в сельской местности путем реализации мероприятий, направленных на обеспечение доступным и комфортным жильем сельского населения, создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях;
3) активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения;
4) формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни;
5) развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях.
В целях социальной защиты населения необходимо усилить роль государства в области социального развития муниципальных образований Орловской области, что предполагает существенную корректировку всей аграрной политики для поддержки отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя и увеличения государственного финансирования социальных программ на селе.
Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации программы определены на основе положений федеральных и региональных нормативных правовых актов:
распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 года N 151-р.
Реализация программы оказывает влияние на достижение следующих национальных целей и показателей, определенных указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":
1) достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство:
обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности;
обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции;
2) комфортная и безопасная среда для жизни:
улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. метров в год.
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", и Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года N 207-р, установлены ключевые положения, предусматривающие обеспечение социально-экономического развития малых и средних городов, а также сельских территорий, создание комфортной среды для проживания граждан во всех населенных пунктах страны, развитие эффективной транспортной инфраструктуры и транспортной связанности страны.
Во исполнение вышеуказанных стратегических документов в перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 года N 2816-р, включена инициатива социально-экономического развития "Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения", согласно которой ключевым стратегическим приоритетом развития сельских территорий станет опережающее развитие опорных населенных пунктов, на базе которых обеспечивается ускоренное развитие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию гарантий в сфере образования, доступность медицинской помощи, услуг в сфере культуры и реализацию иных потребностей населения территории одного или нескольких муниципальных образований.