Основанием для разработки подпрограммы 5 являются: указы Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", от 21.04.2014 N 268 "О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития", постановления Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790 "Об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года", от 29.12.2016 N 1532 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", Стратегия социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года, утвержденная Законом города Севастополя от 21.07.2017 N 357-ЗС.
Разработка подпрограммы 5 осуществлялась с учетом положений Методических рекомендаций по разработке региональной программы по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.10.2013 N 440.
В связи с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта - города федерального значения Севастополя на его территории актуальны вопросы укрепления гражданского и духовного единства российской нации, гармонизации межнациональных отношений. В современных условиях этнический и религиозный факторы для города федерального значения Севастополя (в числе других субъектов многонациональной и поликонфессиональной России) являются факторами национальной безопасности, что отмечено в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683.
Среди проблем, влияющих на современную общественно-политическую ситуацию в городе Севастополе, выделяется такой исторический факт, как репрессии и депортации в середине XX века в отношении армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов (репрессированных народов Крыма), нерешенность вопросов их социального, политического и духовного возрождения, а также обустройство территорий традиционного проживания этих народов.
В 1991 - 2013 годах депортированным гражданам, вернувшимся на проживание в город Севастополь, а также членам их семей в соответствии со Схемой усовершенствования расселения депортированных граждан, их наследников и других лиц, возвращающихся в город Севастополь на постоянное проживание, утвержденной председателем Севастопольской городской государственной администрации, на основании решений поселковых и сельских советов выделялись земельные участки в сельской зоне города Севастополя. Следует отметить, что самовольно земельные участки не захватывались.
К концу 2016 года в сельской местности города Севастополя сформировалось 34 поселения, где расположены группы компактного проживания возвратившихся репрессированных граждан. Основной проблемой в некоторых из них являются вопросы водоснабжения (обеспечение водой надлежащего качества составляет 60%).
Важнейшей проблемой обустройства ранее депортированных граждан и членов их семей является обеспечение их жильем. На квартирном учете на получение жилья по категории "депортированные" при Правительстве Севастополя состоит 134 очередника, с учетом членов семей - 326 человек, первые из которых пребывают на квартирном учете с 1993 года.
Вхождение Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации обусловило рост ожиданий всех групп населения в решении социально-экономических и культурно-образовательных вопросов.
Сложившаяся общественно-политическая ситуация требует оперативного решения, поскольку оказывает влияние на электоральный процесс в 2016 и последующих годах, а также имеет высокий международный гуманитарный резонанс. Учитывая высокую социально-политическую значимость вопросов реабилитации вернувшихся репрессированных народов Крыма и обустройства территорий их проживания, целесообразно в 2017 - 2022 годах продолжить реализацию социально значимых мероприятий.
Вместе с тем город Севастополь характеризуется полиэтническим составом населения, обладая при этом этнической русской и религиозной православной доминантами. Этнокультурное многообразие народов города Севастополя в числе народов России является неотъемлемой частью мирового духовного наследия. Обеспечение прав национальных меньшинств, сохранение и развитие культур и языков народов России, укрепление их духовной общности закреплены в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств от 01.02.1995, Конституции Российской Федерации, а также в других нормативных правовых актах Российской Федерации.
На сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, проживающих в городе Севастополе, направлена деятельность государственного казенного учреждения культуры города Севастополя "Севастопольский городской национально-культурный центр", созданного в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 11.12.2014 N 569. Центр является базой для деятельности национально-культурных обществ, организовывает занятия воскресных школ, проведение этнических фестивалей, семинаров, национальных праздников и выставок.
По инициативе Ассоциации национально-культурных обществ Севастополя при организационной поддержке государственного казенного учреждения культуры города Севастополя "Севастопольский городской национально-культурный центр города Севастополя" предусмотрен выпуск издания для тиражирования вкладышей "Севастополь многонациональный" газеты Законодательного Собрания города Севастополя "Севастопольские известия". На страницах газеты четыре раза в год читатели смогут ознакомиться с многочисленными мероприятиями национальных общественных объединений города Севастополя, культурой и национальными традициями народов России.
Национальная политика в городе Севастополе направлена на активизацию и мобилизацию человеческого, интеллектуального и делового потенциала городского сообщества в целях безопасного, гармоничного и поступательного развития города Севастополя как субъекта Российской Федерации.
При реализации национальной политики в городе Севастополе неуклонно соблюдаются приоритет государственных интересов и процесс формирования российской гражданской нации в гармоничном сочетании интересов этнических и религиозных групп, равенства прав и свобод человека и гражданина, независимо от национальной принадлежности и отношения к религии.