Правительство Республики Марий Эл постановляет:
Внести в постановление Правительства Республики Марий Эл от 17 января 2018 г. N 12 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Марий Эл на период до 2030 года" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 17 января 2018 г., N 17012018040012, 5 октября 2018 г., N 04102018040348) следующее изменение:
Стратегию социально-экономического развития Республики Марий Эл на период до 2030 года, утвержденную указанным выше постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).
Председатель Правительства
Республики Марий Эл
А.ЕВСТИФЕЕВ
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
Стратегия социально-экономического развития Республики Марий Эл на период до 2030 года (далее - Стратегия) разработана на основании Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Закона Республики Марий Эл от 17 декабря 2015 г. N 55-З "О стратегическом планировании в Республике Марий Эл" в соответствии с Порядком разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Республики Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 26 октября 2015 г. N 579.
При разработке Стратегии учтены основные положения отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, определяющих меры по реализации государственной политики в различных сферах социально-экономического развития Российской Федерации.
Главная цель разработки Стратегии - определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния жителей Республики Марий Эл, динамичного развития экономики Республики Марий Эл в долгосрочной перспективе (до 2030 года).
Являясь одним из основополагающих документов системы стратегического планирования Республики Марий Эл, определяющим долгосрочную социально-экономическую политику Республики Марий Эл, Стратегия формируется на основе целой группы принципов, наиболее значительными из которых являются:
принцип результативности стратегического планирования, означающий, что выбор способов и методов достижения целей социально-экономического развития Республики Марий Эл основывался на необходимости достижения заданных результатов;
принцип эффективности, требующий обоснованности выбора стратегических целей и механизмов с позиций минимизации затрат;
принцип реалистичности, означающий, что при определении целей и задач социально-экономического развития исходили из возможности достижения целей и решения задач в установленные сроки с учетом ресурсных ограничений и рисков;
принцип ресурсной обеспеченности, означающий, что при разработке и утверждении документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках планирования и программирования, определены источники ресурсного обеспечения мероприятий;
принцип измеряемости целей, означающий, что оценку достижения поставленных в Стратегии целей социально-экономического развития Республики Марий Эл предусмотрено проводить с использованием количественных и (или) качественных целевых показателей, критериев и методов их оценки;
принцип соответствия показателей целям, означающий, что количественные и качественные показатели, отраженные в Стратегии, соответствуют целям социально-экономического развития Республики Марий Эл и Российской Федерации.
Стратегия определяет приоритеты, целевые ориентиры, задачи и направления социально-экономического развития Республики Марий Эл на долгосрочную перспективу.
Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития Республики Марий Эл, укрепления экономической базы, развития социальной сферы, выделения территорий опережающего развития была разработана Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл, утвержденная постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 г. N 214 "Об утверждении Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл".
Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл определяла целевые ориентиры и задачи развития Республики Марий Эл до 2025 года.
Основной целью социально-экономического развития было определено повышение качества жизни и благосостояния населения на основе устойчивого роста экономики Республики Марий Эл.
Ключевыми задачами социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2008 - 2025 годы были определены:
1) повышение уровня жизни населения;
2) обеспечение устойчивого экономического роста, удвоение валового регионального продукта Республики Марий Эл (далее - ВРП) за десятилетний период, развитие региональной инвестиционной и инновационной системы;
3) реализация приоритетных национальных проектов;
4) создание условий для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами развития Республики Марий Эл.
Решение Стратегией долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл обозначенных задач, реализация целей и приоритетов развития Республики Марий Эл, комплекса системных решений Правительства Республики Марий Эл способствовали тому, что в последние годы Республика Марий Эл вошла в число наиболее динамично развивающихся регионов Приволжского федерального округа, о чем свидетельствуют основные показатели социально-экономического развития. При этом отдельные показатели развития Республики Марий Эл выше чем в среднем по Российской Федерации и Приволжскому федеральному округу.
Данный факт подтверждается рассчитанными за период 2007 - 2015 годов среднегодовыми показателями прироста ВРП: Республика Марий Эл - 5,0 процента, Приволжский федеральный округ - 2,9 процента, Российская Федерация - 2,0 процента. Объем ВРП на душу населения вырос в 3,1 раза в текущих ценах (в Российской Федерации и Приволжском федеральном округе - в 2,3 раза).
По темпам роста ВРП Республика Марий Эл среди субъектов Российской Федерации за 2014 год заняла 6 место, за 2015 год - 11 место.
По одному из важнейших показателей развития экономики - индексу производительности труда относительно уровня 2011 года - Республика Марий Эл за 2015 год занимала 1 место по Приволжскому федеральному округу, 4 место по Российской Федерации (Республика Марий Эл - 128,7 процента, Российская Федерация - 104,0 процента).
Динамичное развитие Республики Марий Эл обеспечено значительным ростом объемов промышленного производства. Изменения показателей темпа роста промышленного производства в Республике Марий Эл, в Приволжском федеральном округе и Российской Федерации, по данным, за период 2007 - 2016 годов также указывают на более высокие среднегодовые темпы прироста промышленного производства в Республике Марий Эл (Республика Марий Эл - 6,5 процента, Приволжский федеральный округ - 2,4 процента, Российская Федерация - 1,2 процента).
Значительными темпами за прошедшие годы развивалось сельское хозяйство в Республике Марий Эл. Среднегодовой прирост производства сельскохозяйственной продукции за период 2007 - 2016 годов составил 7,2 процента.
Высокие темпы роста достигнуты благодаря интенсивному производству мяса скота и птицы (рост производства в 2016 году к уровню 2006 года - в 4,2 раза).
Большая часть продукции (порядка 60 процентов) производится в сельскохозяйственных организациях в Республике Марий Эл.
Республика Марий Эл - самодостаточный регион с точки зрения продовольственного обеспечения: с каждым годом сокращаются объемы ввоза продовольствия на территорию Республики Марий Эл и динамично растут поставки за его пределы. География реализации продукции, произведенной местными сельскохозяйственными товаропроизводителями, охватывает более 60 регионов Российской Федерации.
Уровень самообеспеченности Республики Марий Эл основными продуктами питания по итогам 2016 года составил: по мясу и мясопродуктам - 280,6 процента, овощам - 132,1 процента, картофелю - 106,2 процента, молоку и молокопродуктам - 100,1 процента.
По уровню производства мяса (в том числе мяса птицы и мяса свиней) и овощей на душу населения Республика Марий Эл заняла первое место в Приволжском федеральном округе.
В Республике Марий Эл уделяется значительное внимание формированию эффективной инвестиционной политики и привлечению инвестиций в экономику Республики Марий Эл.
Среднегодовой темп прироста инвестиций в основной капитал за 2007 - 2016 годы в Республике Марий Эл составил 5,3 процента, в Российской Федерации - 3,7 процента, в Приволжском федеральном округе - 3,8 процента.
Доля инвестиций в основной капитал в ВРП по итогам 2015 года составила 24,4 процента (Приволжский федеральный округ - 24,8 процента, Российская Федерация - 20,4 процента).
В Республике Марий Эл за период 2007 - 2016 годов успешно реализовано 69 новых инвестиционных проектов, направленных на создание новых производств, стоимостью 26,5 млрд. рублей, в рамках которых создано более 4 тыс. рабочих мест.
Открыты новые предприятия и производства по выпуску инновационной вакуумной коммутационной продукции, печатных плат и стеклотекстолита, высокотемпературного покрытия для кабельной продукции, каучуковых резинотехнических автокомпонентов и стеклоочистителей, новых строительных материалов: газобетона, строительного гипса и гипсокартона, товарного бетона, открыты современные высокотехнологичные птицеводческие и свиноводческие комплексы.
В социальной сфере Республики Марий Эл в 2007 - 2016 годах введены в эксплуатацию: 11 общеобразовательных организаций, 32 дошкольные образовательные организации, 4 больницы, 54 амбулаторно-поликлинических учреждения (из них 43 фельдшерско-акушерских пункта и 7 здравпунктов), Ледовый дворец, 4 дворца водных видов спорта, Национальная художественная галерея, Марийский национальный театр оперы и балета, Республиканский театр кукол, новый Дворец бракосочетания, 3 дома культуры, 5 физкультурно-оздоровительных комплексов, 6 стадионов-площадок в районах в Республике Марий Эл и многие другие объекты.
Реализация механизма государственной поддержки эффективных проектов, оптимизация налогообложения инвесторов, создание благоприятных условий для ведения бизнеса способствовали росту налогового потенциала и собственной доходной базы республиканского бюджета Республики Марий Эл на протяжении последнего десятилетия.
Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Марий Эл увеличился с 6,3 млрд. рублей в 2006 году до 17,2 млрд. рублей в 2016 году, то есть в 2,7 раза.
Укрепление доходной базы республиканского бюджета Республики Марий Эл оказало влияние на снижение уровня дотационности республиканского бюджета Республики Марий Эл. За период 2007 - 2016 годов данный показатель снизился в 1,5 раза (в 2006 году - 30,9 процента; в 2016 году - 21,1 процента).
Республиканский бюджет Республики Марий Эл на протяжении многих лет остается социально ориентированным, доля расходов на социальную сферу составляет порядка 60 процентов. В Республике Марий Эл в полном объеме исполняются публичные обязательства перед жителями Республики Марий Эл.
В Республике Марий Эл ежегодно вводится не менее 300,0 тыс. кв. м жилья.
За период реализации республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2013 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 мая 2013 г. N 143, переселено 7,1 тыс. человек, ликвидировано 101,3 тыс. кв. м аварийного жилищного фонда. Республика Марий Эл входит в число лучших субъектов Российской Федерации по проводимой работе по ликвидации аварийного жилищного фонда.