В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Законами Свердловской области от 15 июня 2015 года N 45-ОЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации, осуществляемом на территории Свердловской области" и от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы", Постановлением Правительства Свердловской области от 07.12.2015 N 1083-ПП "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования, утверждения и реализации отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области" Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить Стратегию развития социальной защиты населения Свердловской области на период до 2035 года (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Губернатора Свердловской области П.В. Крекова.
3. Настоящее Постановление опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru).
Губернатор
Свердловской области
Е.В.КУЙВАШЕВ
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА
Стратегия развития социальной защиты населения Свердловской области на период до 2035 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указом Губернатора Свердловской области от 24.08.2018 N 396-УГ "О реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Паспортом национального проекта "Демография", утвержденным Протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 N 16, Стратегией социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы", а также программой "Пятилетка развития Свердловской области" на 2017 - 2021 годы, утвержденной Указом Губернатора Свердловской области от 31.10.2017 N 546-УГ "О программе "Пятилетка развития Свердловской области" на 2017 - 2021 годы".
Основаниями для разработки Стратегии являются следующие документы:
Разработчиком Стратегии является Министерство социальной политики Свердловской области.
Ответственным исполнителем и ответственным за контроль и реализацию Стратегии является Министерство социальной политики Свердловской области.
Свердловская область - динамично развивающийся и социально ориентированный регион, проводящий взвешенную государственную социальную политику, направленную на обеспечение социальной стабильности в обществе, формирование равных условий эффективной социализации и ресоциализации различных слоев населения, повышение уровня социальной защищенности отдельных категорий граждан.
Последовательная, взвешенная социальная политика способна привнести в общество и экономику необходимую мотивационную энергию человеческого капитала, который является основным ресурсом развития Свердловской области.
Проводимая последовательно с 2010 года модернизация системы государственной социальной политики затрагивает не только механизмы ее реализации, но и рассматривается как совершенствование самой модели социальной политики, основополагающими признаками которой являются:
оптимизация системы органов социальной защиты и социального обслуживания населения;
становление гражданина как самостоятельного субъекта социальной политики;
заявительный принцип предоставления социальных услуг;
формирование рынка социальных услуг.
Поставлена задача обеспечить открытый вход в социальный лифт для людей в любом муниципальном образовании, расположенном на территории Свердловской области (далее - муниципальные образования), позитивную трансформацию системы оказания социальной помощи и поддержки населения, необходимых для формирования и укрепления человеческого капитала в регионе.
Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям граждан. Меры социальной поддержки и условия их предоставления определены законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области.
Органы социальной защиты населения Свердловской области организуют работу по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в денежной форме, в форме предоставления услуг, в натуральной форме.
Численность граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, включенных в федеральный и областной регистры, по состоянию на 1 января 2018 года составляет 735,1 тыс. человек, в том числе в федеральном регистре - 352,8 тыс. человек, в областном - 382,3 тыс. человек. Кроме категорий граждан, включенных в вышеуказанные регистры, право на получение мер социальной поддержки имеют около 550 тыс. человек, это многодетные и приемные семьи, дети, оставшиеся без попечения родителей, граждане в трудной жизненной ситуации.
Критерий адресности применяется ко всем мерам социальной поддержки и социальным выплатам.
По состоянию на 1 января 2018 года в системе социальной защиты Свердловской области функционировали:
54 территориальных исполнительных органа государственной власти Свердловской области - управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области (далее - управления социальной политики);
165 организаций социального обслуживания Свердловской области;
1 государственное казенное учреждение Свердловской области "Областной информационно-расчетный центр".
В реестре негосударственных поставщиков социальных услуг состояли 19 негосударственных поставщиков.
По итогам 2017 года среднесписочная численность сотрудников и работников системы органов социальной защиты населения Свердловской области составила 16820 человек. Перечень профессий (специальностей), востребованных в сфере социального обслуживания населения Свердловской области, включает в себя такие профессии (специальности), как социальный работник, специалист по социальной работе, врач-специалист, фельдшер, инструктор по лечебной физкультуре, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатель, юрисконсульт, специалист по кадрам и другие.
По итогам 2017 года доля сотрудников государственных учреждений социального обслуживания населения, повысивших свой профессиональный уровень, в общем числе сотрудников указанных учреждений составила 20,2%.
Внедряются профессиональные стандарты. Действует План мероприятий ("дорожная карта") по организации применения профессиональных стандартов в организациях социального обслуживания Свердловской области, подведомственных Министерству социальной политики Свердловской области, утвержденный Приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 13.07.2017 N 360 "Об утверждении Плана мероприятий ("Дорожная карта") по организации применения профессиональных стандартов в организациях социального обслуживания Свердловской области, подведомственных Министерству социальной политики Свердловской области".
Одним из ключевых направлений государственной социальной политики является семейная политика.
Основные направления государственной семейной политики:
укрепление и развитие института семьи, сохранение и восстановление традиционных семейных ценностей;
улучшение положения семей с несовершеннолетними детьми;
защита семьи и оказание ей содействия в осуществлении ее основных функций.
Ежегодно формируется государственный доклад "О положении семьи и детей в Свердловской области".
В целях укрепления института семьи реализуется Закон Свердловской области от 20 октября 2011 года N 86-ОЗ "Об областном материнском (семейном) капитале", в соответствии с которым женщинам, родившим (усыновившим) начиная с 1 января 2011 года третьего или последующих детей, при обращении в территориальное управление социальной политики по месту жительства выдается сертификат на областной материнский (семейный) капитал.
Перечень целей, на которые направляются средства областного материнского (семейного) капитала, включает в себя приобретение (строительство) жилого помещения; строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства; оплату платных образовательных и медицинских услуг; приобретение садовых, огородных земельных участков; приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида; подключение жилых помещений к газовым сетям.
По состоянию на 1 января 2018 года за время реализации Закона Свердловской области от 20 октября 2011 года N 86-ОЗ "Об областном материнском (семейном) капитале" управлениями социальной политики Свердловской области гражданам выдан 51381 сертификат на областной материнский (семейный) капитал. Данная мера социальной поддержки в том числе способствовала увеличению количества многодетных семей в два раза за последние пять лет.
Динамика численности многодетных семей в Свердловской области представлена на рисунке 1.
175702
┌═══‰
│ │
157070 │ │
┌═══‰ │ │
144554 │ │ │ │
┌═══‰ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
124911 │ │ │ │ │ │
┌═══‰ │ │ │ │ │ │