Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 октября 2019 года N 802-пп


О прогнозе социально-экономического развития Оренбургской области на 2020 - 2024 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу с 26.10.2021 на основании Постановления Правительства Оренбургской области от 26.10.2021 N 992-пп.
____________________________________________________________________



В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Оренбургской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Одобрить прогноз социально-экономического развития Оренбургской области на 2020 - 2024 годы согласно приложению.


2. Руководителям органов исполнительной власти Оренбургской области до 1 апреля 2021 года представить в министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области информацию по реализации прогноза социально-экономического развития Оренбургской области на 2020 - 2024 годы.


3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области.


4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.



Губернатор -
председатель Правительства
Оренбургской области
Д.В.ПАСЛЕР



Приложение
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 25 октября 2019 г. N 802-пп



Прогноз социально-экономического развития Оренбургской области на 2020 - 2024 годы



Общая оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Оренбургской области за отчетный период


По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области (Оренбургстат), численность населения области на 1 января 2019 года составила 1963 тыс. человек, что на 14,7 тыс. человек меньше численности предыдущего года. В Оренбургской области 1183,5 тыс. человек (60,3 процента) - городские жители и 779,5 тыс. человек (39,7 процента) - сельские жители.


Возрастно-половая структура населения Оренбургской области характеризуется процессом демографического старения.


Численность населения трудоспособного возраста на 1 января 2019 года составила 54,01 процента от общей численности населения, что ниже показателя на 1 января 2017 года на 1,47 процента.


Удельный вес граждан в возрасте 65 лет и более в общей численности населения составляет 14,4 процента (2017 год - 13,6 процента).


В 2018 году в области зарегистрировано 21769 родившихся (94,7 процента к 2017 году) и 26188 умерших (99,3 процента). Естественная убыль населения за 2018 год составила 4419 человек.


Темп экономического роста в регионе за 2017 год, по данным Росстата, превысил среднероссийское значение (101,6 процента) и составил 102,1 процента к уровню 2016 года. В текущих ценах объем валового регионального продукта (далее - ВРП) составил 823,1 млрд. рублей. ВРП на душу населения составил 414,9 тыс. рублей, среди субъектов Приволжского федерального округа (далее - ПФО) за 2017 год Оренбургская область занимала 4 место, среди всех субъектов Российской Федерации - 30 место.


В структуре ВРП значительное место сохраняется за промышленными видами деятельности - 53,5 процента; на сельское, лесное хозяйство, охоту, рыболовство и рыбоводство приходится 9,3 процента; строительство - 7,1 процента; торговлю оптовую и розничную; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов - 6,6 процента; транспортировку и хранение - 4,7 процента; другие сферы экономики - 18,8 процента.


Исходя из итоговых значений, характеризующих состояние базовых отраслей экономики Оренбургской области, в 2018 году ВРП оценивается на уровне 930,9 млрд. рублей, или 102,5 процента в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года.


В 2018 году по сравнению с 2017 годом социально-экономическое развитие области характеризуется следующими основными показателями: индекс промышленного производства - 103,7 процента; индекс производства продукции сельского хозяйства - 90,4 процента; инвестиции в основной капитал - 110,9 процента; объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "строительство", - 115,8 процента; ввод в действие жилых домов - 102,2 процента; оборот розничной торговли - 102,9 процента; объем платных услуг населению - 101,9 процента.


Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника в 2018 году составила 30370,5 рубля, или 110,7 процента к уровню 2017 года.


По итогам 2018 года на основании данных Федеральной службы государственной статистики, среди регионов Российской Федерации Оренбургская область занимает 4 место в ПФО и 35 место в России по общему индексу промышленного производства; 2 место в ПФО и 20 место в России по динамике инвестиций в основной капитал; 8 место в ПФО и 30 место в России по объему введенного жилья; 9 - 10 места в ПФО и 38 - 39 места в России по обороту розничной торговли; 4 место в ПФО по валовому сбору зерна (в весе после доработки), 3 место - по количеству поголовья крупного рогатого скота, 5 место - по поголовью свиней, 6 место - по производству скота и птицы на убой (в живом весе), 5 место - по производству молока.


За 8 месяцев 2019 года отмечается положительная динамика развития по большинству макроэкономических показателей.


Индекс промышленного производства за январь - август 2019 года составил 101,7 процента к уровню аналогичного периода 2018 года.


Рост промышленного производства обусловлен увеличением добычи полезных ископаемых на 4,8 процента, отдельных видов обрабатывающих производств (производство пищевых продуктов увеличилось на 4,0 процента, производство кокса и нефтепродуктов - на 23,9 процента, производство резиновых и пластмассовых изделий - на 10,4 процента, производство прочей неметаллической продукции - на 3,8 процента, производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования - на 11,5 процента, производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов - на 7,7 процента).


Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в январе - августе 2019 года в действующих ценах составил 26936,1 млн. рублей. Индекс производства продукции сельского хозяйства составил 92,7 процента.


Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "строительство", составил 47459,8 млн. рублей, или 106,9 процента. В августе 2019 года организациями всех форм собственности построено 2186 новых квартир, за 8 месяцев 2019 года - 6349 новых квартир общей площадью 526,7 тыс. кв. метров, что составляет 95,7 процента к уровню аналогичного периода 2018 года.


Выше уровня января - августа 2018 года складывается динамика оборота розничной торговли (102,3 процента в сопоставимых ценах), объема платных услуг населению (100,0 процента), оборота общественного питания (103,7 процента).


Ситуация на региональном рынке труда характеризуется как стабильная. К концу августа 2019 года в государственных учреждениях службы занятости населения состояли на учете 16694 не занятых трудовой деятельностью гражданина, из них 13044 имели статус безработного, в том числе 10581 человек получал пособие по безработице.


Уровень зарегистрированной безработицы на 1 сентября 2019 года составил 1,30 процента.


Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника в январе - июле 2019 года составила 32030,4 рубля и увеличилась на 6,9 процента. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, составила 102,0 процента.



Оценка факторов и ограничений социально-экономического роста Оренбургской области на среднесрочный период


На развитие Оренбургской области оказывают влияние как внешние, так и внутренние экономические и социальные факторы.


К внешним ограничениям экономического роста относится влияние неблагоприятных внешнеэкономических и внешнеполитических факторов, замедляющих темп роста притока прямых иностранных инвестиций, а также введение ключевыми странами взаимных торговых ограничений по поставке и использованию товарной продукции.


К внутренним факторам, которые могут отрицательно повлиять на тенденции социально-экономического развития области в среднесрочном периоде, относится снижение промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиционных вложений в экономику, усиление конкуренции с другими регионами в части привлечения инвесторов.


В разрезе видов экономической деятельности по вкладу в ВРП основным источником экономического роста в прогнозном периоде будет развитие промышленности. Среди основных причин, ограничивающих развитие базовых видов промышленности, лидируют недостаточный спрос на производимую продукцию и оказываемые услуги, высокое фискальное давление, недостаток финансовых средств для внедрения цифровых технологий и других инноваций.


Кроме этого, негативно влияют на развитие промышленного производства в регионе недостаток конкурентоспособной на мировых рынках высокотехнологичной продукции; остановка и сокращение объемов производства ряда ведущих предприятий: акционерное общество (далее - АО) Машиностроительный концерн "Ормето-ЮУМЗ"; общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "ТПК "Орские заводы"; ООО "Светлинский ферроникелевый завод"; АО "Бузулукский механический завод"; закрытое акционерное общество (далее - ЗАО) "Завод синтетического спирта". Есть и другие предприятия, которые находятся в зоне риска в прогнозируемом периоде.


В числе причин, лимитирующих развитие сельского хозяйства, следует отметить технологическое отставание сельского хозяйства из-за недостаточного уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и перехода к инновационному развитию; ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, возрастающей монополизации торговых сетей, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции; существенное возрастание конкуренции в результате вступления страны во Всемирную торговую организацию; медленные темпы социального развития сельских территорий, сокращение занятости сельских жителей при недостаточном развитии альтернативных видов деятельности, низкая общественная оценка сельскохозяйственного труда.


Важной частью общей макроэкономической политики является тарифное регулирование. Ограничение темпов роста тарифов естественных монополий уровнем инфляции в среднесрочной перспективе будет оставаться структурным фактором снижения инфляционного давления и повышения инвестиционной активности частного сектора, а также будет стимулировать повышение эффективности компаний инфраструктурного сектора.


Сдерживающим фактором развития региональной экономики остается также демографическая ситуация, характеризующаяся отрицательной динамикой естественного и миграционного прироста населения.


Несмотря на имеющиеся факторы и ограничения социально-экономического роста, реализация последовательной и согласованной макроэкономической государственной политики в прогнозном периоде будет обеспечивать стабильность основных макроэкономических параметров. Одновременно поддержку экономического роста в среднесрочной перспективе будет оказывать реализация приоритетных национальных проектов.



Приоритеты социально-экономического развития исходя из задач, определенных национальными и региональными проектами, а также государственными программами Оренбургской области. Сценарные варианты развития региона


Прогноз социально-экономического развития разработан на основании одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации, а также с учетом приоритетов и целевых индикаторов социально-экономического развития, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р.


Прогноз ориентирован на достижение национальных целей развития и ключевых целевых показателей национальных проектов, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента N 204).


Основные параметры прогноза развития экономики сформированы в двух вариантах.


Первый вариант - консервативный, ориентирован на менее благоприятную экономическую ситуацию в условиях низких цен на нефть и газ, ослабления курса рубля и сдержанных темпов роста макроэкономических показателей.


Второй - базовый сценарий, принят за основу прогноза и базируется на ускорении развития экономики на фоне роста инвестиционных вложений, производительности труда, потребительского спроса.


Ключевые задачи развития региона определены стратегией развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, принятой постановлением Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 года N 551-пп, и государственными программами. В 2020 году планируется утверждение нового документа стратегического развития области.


Государственные программы Оренбургской области разрабатываются в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 28 апреля 2011 года N 279-п "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Оренбургской области".


В 2019 году на территории региона реализуются 26 государственных программ Оренбургской области. На 2020 год планируется принятие еще одной государственной программы - "Комплексное развитие сельских территорий".



Распределение бюджетных ассигнований областного бюджета по государственным программам Оренбургской области (по состоянию на 15 октября 2019 года)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»