(с изменениями на 18 августа 2023 года)
(в ред. постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.02.2021 N 48-п, от 07.10.2022 N 498-п, от 18.08.2023 N 418-п)
В соответствии с пунктом 2 статьи 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 октября 2005 года N 73-оз "О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
1. Утвердить прилагаемый порядок оценки налоговых расходов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
2. Признать утратившими силу:
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА
ПОРЯДОК ОЦЕНКИ НАЛОГОВЫХ РАСХОДОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
(в ред. постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.02.2021 N 48-п, от 07.10.2022 N 498-п, от 18.08.2023 N 418-п)
1. Порядок оценки налоговых расходов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - Порядок, автономный округ) определяет процедуру проведения оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых расходов автономного округа (далее - налоговые расходы), правила формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов, порядок обобщения результатов оценки эффективности налоговых расходов.
2. Понятия, используемые в Порядке, соответствуют терминам и определениям, установленным общими требованиями к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года N 796 (далее - Общие требования).
3. Оценка налоговых расходов направлена на оптимизацию перечня налоговых преференций и обеспечение оптимального выбора объектов для предоставления государственной поддержки в виде налоговых льгот.
Результаты рассмотрения оценки налоговых расходов учитываются при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики автономного округа, а также при проведении оценки эффективности реализации государственных программ автономного округа.
4. Оценка эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых расходов осуществляется с использованием:
показателей, предоставляемых налогоплательщиками-организациями, являющимися юридическими лицами, осуществляющими деятельность в автономном округе и входящими в льготную категорию налогоплательщиков (далее - налогоплательщики-организации);
данных статистической налоговой отчетности;
статистических данных о целевых индикаторах государственных программ автономного округа.
Указанная информация представляется налогоплательщиками-организациями в разрезе предоставляемых налоговых льгот за прошедший налоговый период; по налоговым льготам, планируемым к предоставлению, - за текущий налоговый период и 2 налоговых периода, предшествующих текущему налоговому периоду.
5. Оценка эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых расходов осуществляется в отношении налоговых льгот, пониженных ставок и иных преференций, установленных законами автономного округа со сроком действия более 2 лет для:
(в ред. постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.02.2021 N 48-п)
1) налогоплательщиков - организаций по следующим налогам:
налог на прибыль организаций;
налог на имущество организаций;
транспортный налог;
упрощенная система налогообложения;
2) индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения;
3) физических лиц, являющихся в соответствии с законодательством о налогах и сборах плательщиками налогов в консолидированный бюджет автономного округа и входящих в льготную категорию налогоплательщиков по транспортному налогу (далее - налогоплательщики - физические лица).
5.1. В целях оценки эффективности налоговые расходы разделяются на 3 типа в зависимости от целевой категории:
1) социальная - целевая категория налоговых расходов, обусловленных необходимостью обеспечения социальной защиты (поддержки) населения, укрепления здоровья человека, развития физической культуры и спорта, экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия и поддержки благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности;
2) техническая - целевая категория налоговых расходов, предполагающих уменьшение расходов плательщиков, воспользовавшихся льготами, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме или частично за счет бюджетов бюджетной системы;
3) стимулирующая - целевая категория налоговых расходов, предполагающих стимулирование экономической активности субъектов предпринимательской деятельности и последующее увеличение (предотвращение снижения) доходов регионального бюджета.
(п. 5.1 в ред. постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.10.2022 N 498-п)
6. В целях обеспечения сбора информации для оценки эффективности предоставленных налоговых расходов Департамент финансов автономного округа (далее - уполномоченный орган) осуществляет учет информации о налоговых расходах в электронном виде (в формате электронной таблицы) в разрезе показателей, входящих в перечень информации, включаемый в паспорт налогового расхода автономного округа (далее - паспорт налогового расхода), приведенный в приложении 1 к Порядку.
7. Для сбора и учета информации о нормативных и целевых характеристиках налоговых расходов кураторы налоговых расходов представляют в электронном виде в уполномоченный орган информацию по пунктам 17, 18 паспорта налогового расхода ежегодно до 15 апреля.
8. Информацию по пунктам 21, 22 паспорта налогового расхода уполномоченный орган использует на основании данных Управления Федеральной налоговой службы по автономному округу (далее - УФНС России по автономному округу) в порядке, указанном в соглашении между УФНС России по автономному округу и уполномоченным органом, по пунктам 19, 23, 24 паспорта налогового расхода - в порядке, определенном Общими требованиями.
9. В целях проведения оценки эффективности предоставленных налоговых расходов уполномоченный орган направляет кураторам налоговых расходов информацию по пунктам 19 - 22 паспорта налогового расхода ежегодно до 1 мая.
10. Уполномоченный орган ежегодно до 1 мая размещает информацию о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов, включенных в перечень налоговых расходов (информацию по пунктам 1 - 20 паспорта налогового расхода), на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
11. Оценку эффективности предоставляемых налоговых расходов проводят кураторы налоговых расходов.
Оценку совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов проводит уполномоченный орган в соответствии с пунктами 34, 35 Порядка.
(в ред. постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.02.2021 N 48-п)
12. Перечень налоговых расходов и кураторов налоговых расходов, ответственных за проведение оценки эффективности налоговых расходов, установленных законами автономного округа, утверждает правовым актом уполномоченный орган.
13. Кураторы налоговых расходов проводят оценку эффективности предоставленных налоговых расходов, установленных законами автономного округа, за отчетный период и направляют в уполномоченный орган отчет об оценке эффективности предоставленных налоговых расходов до 1 июня по форме согласно приложению 2 к Порядку с приложением произведенных расчетов и аналитической записки, содержащей:
заключение о признании налоговых расходов эффективными, умеренно эффективными, неэффективными на основе результатов оценки их эффективности;
(в ред. постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.08.2023 N 418-п)
заключение о значимости вклада налоговых расходов в достижение соответствующих показателей (индикаторов);
заключение о наличии (отсутствии) более результативных (менее затратных) альтернативных механизмов достижения поставленных целей и задач;
мотивированные предложения о необходимости сохранения, корректировки или отмены налоговых расходов.