(с изменениями на 11 июля 2024 года)
(в ред. Постановления Администрации Приморского края от 30.09.2019 N 629-па, Постановлений Правительства Приморского края от 09.06.2023 N 386-пп, от 16.04.2024 N 244-пп, от 11.07.2024 N 502-пп)
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", пунктом 3 Плана мероприятий по реализации федерального проекта "Чистая вода", утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Экология" от 21 декабря 2018 года N 3, на основании Устава Приморского края Администрация Приморского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу Приморского края "Повышение качества водоснабжения Приморского края" на 2019 - 2024 годы.
2. Департаменту информационной политики Приморского края обеспечить официальное опубликование настоящего постановления.
И.о. Губернатора края -
Главы Администрации
Приморского края
В.Г.ЩЕРБИНА
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРИМОРСКОГО КРАЯ "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ВОДОСНАБЖЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ" НА 2019 - 2024 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Правительства Приморского края от 09.06.2023 N 386-пп, от 16.04.2024 N 244-пп, от 11.07.2024 N 502-пп)
Наименование региональной программы | Повышение качества водоснабжения Приморского края (далее - Программа) |
Ответственные исполнители программы | министерство жилищно-коммунального хозяйства Приморского края |
Участники региональной программы | органы местного самоуправления муниципальных образований Приморского края (по согласованию) |
Цель региональной программы | повышение качества питьевой воды для населения посредством модернизации систем водоснабжения и водоподготовки, обеспечение достижения к 31 декабря 2024 года показателя "Доля населения Приморского края, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения" до 85% |
Задачи региональной программы | Повышение качества питьевой воды посредством строительства и реконструкции (модернизации) систем водоснабжения и водоподготовки с использованием перспективных технологий |
Целевые показатели региональной программы | доля населения Приморского края, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения. Доля городского населения Приморского края, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения |
Сроки и этапы реализации региональной программы | программа реализуется в сроки с 2019 по 2024 год. Этапы реализации Программы не выделяются |
Объемы и источники финансирования региональной программы | общий объем финансирования Программы составляет 4678627,89 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 0,0 тыс. руб.; 2020 год - 410557,65 тыс. руб.; 2021 год - 964401,92 тыс. руб.; 2022 год - 650457,62 тыс. руб.; 2023 год - 1410157,35 тыс. руб.; 2024 год - 1243053,35 тыс. руб., из них: объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 3987993,60 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 0,0 тыс. руб.; 2020 год - 402346,50 тыс. руб.; 2021 год - 945113,80 тыс. руб.; 2022 год - 637448,10 тыс. руб.; 2023 год - 1325063,0 тыс. руб.; 2024 год - 678022,20 тыс. руб.; объем финансирования Программы за счет средств консолидированного бюджета Приморского края составляет 345421,80 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 0,0 тыс. руб.; 2020 год - 8211,15 тыс. руб.; 2021 год - 19288,12 тыс. руб.; 2022 год - 13009,52 тыс. руб.; 2023 год - 27058,55 тыс. руб.; 2024 год - 277854,46 тыс. руб.; объем финансирования Программы за счет средств внебюджетных источников составляет 345212,49 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 0,0 тыс. руб.; 2020 год - 0,0 тыс. руб.; 2021 год - 0,0 тыс. руб.; 2022 год - 0,0 тыс. руб.; 2023 год - 58035,79 тыс. руб.; 2024 год - 287176,69 тыс. руб. |
(позиция в ред. Постановления Правительства Приморского края от 16.04.2024 N 244-пп) | |
Ожидаемые результаты реализации региональной программы | повышение доли населения Приморского края, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, до показателя 84,3%. Повышение доли городского населения Приморского края, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, до показателя 88,5% |
Приморский край, располагаясь в самой отдаленной юго-восточной части территории России, занимает важнейшее место в народнохозяйственном комплексе Дальнего Востока. Это определяется природными, социально-экономическими, политическими факторами и историческими традициями.
На территории, которая составляет всего 3,2 процента Дальневосточного региона, сосредоточено 29 процентов населения и более 30 процентов основных промышленно-производственных фондов, производится около 30 процентов промышленной и сельскохозяйственной продукции. На долю края приходится 24% всей посевной площади региона.
Велико транспортное и стратегическое значение края. Сюда направлены основные транспортно-экономические связи страны, что в первую очередь объясняется размещением в крае крупнейших Российских портов. Владивосток, Находка, Восточный - порты круглогодичного действия. Здесь также расположены крупные предприятия военно-промышленного комплекса, базируются подразделения Министерства обороны, Военно-Морского Флота и пограничных войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации.
Приморье является идеальным связующим звеном мирового рынка и способно привлечь в экономику России значительные иностранные капиталы.
Несмотря на большое значение Приморского края в системе производственных и стратегических интересов России, по степени решения основных социальных задач он существенно отстает от среднего Российского уровня. Особенно велико отставание в сфере коммунальных услуг, в первую очередь - в обеспечении населения качественной питьевой водой.
В ряде районов и городов проблема питьевого водоснабжения приобретает кризисный характер как по причине дефицита водных ресурсов из-за неравномерного распределения поверхностного стока по территории и сезонам года и периодической десятилетней цикличности маловодных лет, удаленности подземных источников от потребителей (что технически решается глубоким регулированием поверхностных вод и транспортировкой подземных), так и по причине антропогенного загрязнения источников питьевого водоснабжения и ухудшения качества воды в водохранилищах питьевого назначения.
Тревожным и недопустимым является то, что на фоне усиливающегося антропогенного загрязнения источников питьевого водоснабжения очистке подвергаются лишь около 50 процентов забираемой воды для хозяйственно - питьевых нужд; до 60 процентов сельского населения пользуется водой без какой-либо предварительной очистки; 75 процентов сел и поселков края не имеют централизованного водоснабжения с водоподготовкой, а около 10 процентов из них пользуются привозной водой. Ни один город и районный центр, где сосредоточено основное население, не имеет резерва питьевой воды на случай чрезвычайного положения. Износ сетей и водопроводных сооружений по краю составляет 60 - 100 процентов.
Ежегодный прямой ущерб народному хозяйству края от неудовлетворительного состояния поверхностных водоисточников, вызванного антропогенным загрязнением последних, составляет 50 - 80 млрд руб., а ущерб от недостаточного развития систем водоснабжения - 230 - 250 млрд руб.
В последние годы в связи с традиционно сложившимся остаточным принципом финансирования в сфере коммунальных услуг проблема водоснабжения в крае крайне обострилась и требует безотлагательного ее решения.
В соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31.01.2019 N 68/пр, была произведена оценка состояния объектов систем водоснабжения, в том числе на предмет соответствия установленным показателям качества и безопасности питьевого водоснабжения (далее - инвентаризация).
Приморский край является одним из наиболее обеспеченных водными ресурсами на территории Дальневосточного региона ввиду муссонного климата, который обусловливает большое количество летних осадков.
Краткая характеристика систем водоснабжения на территории Приморского края:
Наименование | Ед. изм. | Кол-во |
Водозаборы | ед. | 988 |
Скважины | ед. | 496 |
Насосные станции | ед. | 218 |
Очистные сооружения | ед. | 35 |
Пропускная способность очистных | тыс. куб. м/сут. | 405,7 |
Сети | км | 4384,8 |
Состояние систем водоснабжения и водоотведения на территории Приморского края характеризуется высокой степенью износа. Уровень износа по объектам и сетям водоснабжения составляет 69,0%. Суммарные потери в сетях достигают 50%.
В результате инвентаризации было выявлено следующее:
отсутствие качественной воды в централизованных системах на территории Уссурийского, Арсеньевского, Дальнегорского, Лесозаводского городских округов; в городском округе ЗАТО Фокино, Хасанском, Хорольском, Ханкайском, Надеждинском, Пожарском, Пограничном и Яковлевском муниципальных округах, Покровском сельском поселении и ряде других муниципальных образований Приморского края;
высокие амортизационные и физические износы сетей и объектов водоснабжения на территории округа;
практически полное отсутствие объектов водоподготовки;
диспропорция сведений о ресурсоснабжающих организациях и их имуществе фактически и на бумаге;
проблемы обеспеченности качественной питьевой водой людей на селе;
отсутствие универсального пути решения сложившейся ситуации.
Так, например, схемой водоснабжения города Дальнегорска предусмотрено водоснабжение из двух поверхностных водоисточников, ни один из которых не оборудован водоочистными сооружениями, при этом ежегодно в период летне-осенних паводков отмечается резкое ухудшение качества исходной воды в Нежданкинском водохранилище по показателям мутности и цветности, которые достигают значений более 41,0 мг/куб. дм и 40 градусов соответственно, что вынуждает прекращать водоснабжение из указанного источника. Для обеспечения гарантированного и качественного водоснабжения требуется строительство станции водоочистки производительностью до 10 тыс. куб. м/сут. в составе сооружений Нежданкинского гидроузла, проведение мероприятий по реабилитации Нежданкинского водохранилища. Также с целью повышения надежности водоснабжения города Дальнегорска необходима реконструкция сетей холодного водоснабжения, включая строительство второй ветки водовода от гидроузла в Пади 27 Ключ.
Технологической схемой существующей станции обезжелезивания в пгт Новошахтинский предусматривается удаление железа на скорых фильтрах после упрощенной аэрации, что при средневзвешенном содержании железа общего 16,8 мг/куб. дм в исходной воде недостаточно для качественной подготовки воды, требуется переход на двухступенчатую схему обезжелезивания. Неудовлетворительное состояние водовода от Ипполитовского водозабора в с. Кремово до станции обезжелезивания является источником вторичного загрязнения природной воды.
Проблемы обеспечения населения и организаций качественной питьевой водой связаны прежде всего с отсутствием очистных сооружений и систем обеззараживания воды на скважинных водозаборах в 90% городских округов и муниципальных районов. Необходимо строительство станций обезжелезивания воды при заборе воды из скважин. Другим не мало важным показателем проблемы обеспечения населения и организаций качественной питьевой водой является износ сетей водопровода более чем на 80%.
Скважины, принятые в аренду от сельских поселений и муниципальных образований и от Министерства обороны Российской Федерации, пробурены без проектной документации, проекты зон санитарной охраны (далее - ЗСО) не разрабатывались. Расположение скважин не позволяет организовать ЗСО при соблюдении устанавливаемых такими зонами режимами использования территории в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02, что в дальнейшем становится препятствием для эксплуатирующей организации оформить заключение на использование скважин в качестве источников питьевого водоснабжения.
На многие объекты отсутствует техническая и исполнительная документация, в частности, на бесхозяйные сети, которые многие годы никто не эксплуатировал.
В целях приведения текущих показателей качества воды в существующих централизованных сетях в соответствие с требованиями предлагается модернизация и реконструкция водозаборов, строительство резервных накопительных емкостей и станций обезжелезивания, создание систем аммонизации и озонирования. В дальнейшем это позволит обеспечить население Приморского края качественной питьевой водой из централизованных систем, а также понизить долю проб, не соответствующих показателям.
Еще одним из важнейших мероприятий является реконструкция и строительство магистральных водоводов. Это позволит в дальнейшем подключить абонентов к централизованным сетям водоснабжения и обеспечить достижение показателя "Доля городского населения Приморского края, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения" (приложение N 1).
Реализация данных мероприятий приведет к обеспечению качественной питьевой водой из централизованных систем водоснабжения и даст возможность подключения к центральным сетям дополнительных потребителей.
Также в рамках Программы запланировано мероприятие по строительству водоподготовительных станций, так как в населенных пунктах в настоящее время состав исходной воды не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства по ряду показателей, а качество воды имеет циклический характер и соответствует времени года (приложение N 2).