АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 августа 2019 года N 504-па


Об утверждении региональной программы Приморского края "Повышение качества водоснабжения Приморского края" на 2019 - 2024 годы

(с изменениями на 11 июля 2024 года)

(в ред. Постановления Администрации Приморского края от 30.09.2019 N 629-па, Постановлений Правительства Приморского края от 09.06.2023 N 386-пп, от 16.04.2024 N 244-пп, от 11.07.2024 N 502-пп)




В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", пунктом 3 Плана мероприятий по реализации федерального проекта "Чистая вода", утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Экология" от 21 декабря 2018 года N 3, на основании Устава Приморского края Администрация Приморского края постановляет:


1. Утвердить прилагаемую региональную программу Приморского края "Повышение качества водоснабжения Приморского края" на 2019 - 2024 годы.


2. Департаменту информационной политики Приморского края обеспечить официальное опубликование настоящего постановления.



И.о. Губернатора края -
Главы Администрации
Приморского края
В.Г.ЩЕРБИНА



Утверждена
постановлением
Администрации
Приморского края
от 05.08.2019 N 504-па



РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРИМОРСКОГО КРАЯ "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ВОДОСНАБЖЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ" НА 2019 - 2024 ГОДЫ

(в ред. Постановлений Правительства Приморского края от 09.06.2023 N 386-пп, от 16.04.2024 N 244-пп, от 11.07.2024 N 502-пп)




Паспорт региональной программы Приморского края "Повышение качества водоснабжения Приморского края" на 2019 - 2024 годы

Наименование региональной программы

Повышение качества водоснабжения Приморского края (далее - Программа)

Ответственные исполнители программы

министерство жилищно-коммунального хозяйства Приморского края

Участники региональной программы

органы местного самоуправления муниципальных образований Приморского края (по согласованию)

Цель региональной программы

повышение качества питьевой воды для населения посредством модернизации систем водоснабжения и водоподготовки, обеспечение достижения к 31 декабря 2024 года показателя "Доля населения Приморского края, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения" до 85%

Задачи региональной программы

Повышение качества питьевой воды посредством строительства и реконструкции (модернизации) систем водоснабжения и водоподготовки с использованием перспективных технологий

Целевые показатели региональной программы

доля населения Приморского края, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения.

Доля городского населения Приморского края, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения

Сроки и этапы реализации региональной программы

программа реализуется в сроки с 2019 по 2024 год. Этапы реализации Программы не выделяются

Объемы и источники финансирования региональной программы

общий объем финансирования Программы составляет 4678627,89 тыс. рублей, в том числе по годам:

2019 год - 0,0 тыс. руб.;

2020 год - 410557,65 тыс. руб.;

2021 год - 964401,92 тыс. руб.;

2022 год - 650457,62 тыс. руб.;

2023 год - 1410157,35 тыс. руб.;

2024 год - 1243053,35 тыс. руб.,

из них:

объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 3987993,60 тыс. рублей, в том числе по годам:

2019 год - 0,0 тыс. руб.;

2020 год - 402346,50 тыс. руб.;

2021 год - 945113,80 тыс. руб.;

2022 год - 637448,10 тыс. руб.;

2023 год - 1325063,0 тыс. руб.;

2024 год - 678022,20 тыс. руб.;

объем финансирования Программы за счет средств консолидированного бюджета Приморского края составляет 345421,80 тыс. рублей, в том числе по годам:

2019 год - 0,0 тыс. руб.;

2020 год - 8211,15 тыс. руб.;

2021 год - 19288,12 тыс. руб.;

2022 год - 13009,52 тыс. руб.;

2023 год - 27058,55 тыс. руб.;

2024 год - 277854,46 тыс. руб.;

объем финансирования Программы за счет средств внебюджетных источников составляет 345212,49 тыс. рублей, в том числе по годам:

2019 год - 0,0 тыс. руб.;

2020 год - 0,0 тыс. руб.;

2021 год - 0,0 тыс. руб.;

2022 год - 0,0 тыс. руб.;

2023 год - 58035,79 тыс. руб.;

2024 год - 287176,69 тыс. руб.

(позиция в ред. Постановления Правительства Приморского края от 16.04.2024 N 244-пп)

Ожидаемые результаты реализации региональной программы

повышение доли населения Приморского края, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, до показателя 84,3%.

Повышение доли городского населения Приморского края, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, до показателя 88,5%



Раздел I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ВОДОСНАБЖЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ


Приморский край, располагаясь в самой отдаленной юго-восточной части территории России, занимает важнейшее место в народнохозяйственном комплексе Дальнего Востока. Это определяется природными, социально-экономическими, политическими факторами и историческими традициями.


На территории, которая составляет всего 3,2 процента Дальневосточного региона, сосредоточено 29 процентов населения и более 30 процентов основных промышленно-производственных фондов, производится около 30 процентов промышленной и сельскохозяйственной продукции. На долю края приходится 24% всей посевной площади региона.


Велико транспортное и стратегическое значение края. Сюда направлены основные транспортно-экономические связи страны, что в первую очередь объясняется размещением в крае крупнейших Российских портов. Владивосток, Находка, Восточный - порты круглогодичного действия. Здесь также расположены крупные предприятия военно-промышленного комплекса, базируются подразделения Министерства обороны, Военно-Морского Флота и пограничных войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации.


Приморье является идеальным связующим звеном мирового рынка и способно привлечь в экономику России значительные иностранные капиталы.


Несмотря на большое значение Приморского края в системе производственных и стратегических интересов России, по степени решения основных социальных задач он существенно отстает от среднего Российского уровня. Особенно велико отставание в сфере коммунальных услуг, в первую очередь - в обеспечении населения качественной питьевой водой.


В ряде районов и городов проблема питьевого водоснабжения приобретает кризисный характер как по причине дефицита водных ресурсов из-за неравномерного распределения поверхностного стока по территории и сезонам года и периодической десятилетней цикличности маловодных лет, удаленности подземных источников от потребителей (что технически решается глубоким регулированием поверхностных вод и транспортировкой подземных), так и по причине антропогенного загрязнения источников питьевого водоснабжения и ухудшения качества воды в водохранилищах питьевого назначения.


Тревожным и недопустимым является то, что на фоне усиливающегося антропогенного загрязнения источников питьевого водоснабжения очистке подвергаются лишь около 50 процентов забираемой воды для хозяйственно - питьевых нужд; до 60 процентов сельского населения пользуется водой без какой-либо предварительной очистки; 75 процентов сел и поселков края не имеют централизованного водоснабжения с водоподготовкой, а около 10 процентов из них пользуются привозной водой. Ни один город и районный центр, где сосредоточено основное население, не имеет резерва питьевой воды на случай чрезвычайного положения. Износ сетей и водопроводных сооружений по краю составляет 60 - 100 процентов.


Ежегодный прямой ущерб народному хозяйству края от неудовлетворительного состояния поверхностных водоисточников, вызванного антропогенным загрязнением последних, составляет 50 - 80 млрд руб., а ущерб от недостаточного развития систем водоснабжения - 230 - 250 млрд руб.


В последние годы в связи с традиционно сложившимся остаточным принципом финансирования в сфере коммунальных услуг проблема водоснабжения в крае крайне обострилась и требует безотлагательного ее решения.



Раздел II. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ


В соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31.01.2019 N 68/пр, была произведена оценка состояния объектов систем водоснабжения, в том числе на предмет соответствия установленным показателям качества и безопасности питьевого водоснабжения (далее - инвентаризация).


Приморский край является одним из наиболее обеспеченных водными ресурсами на территории Дальневосточного региона ввиду муссонного климата, который обусловливает большое количество летних осадков.


Краткая характеристика систем водоснабжения на территории Приморского края:

Наименование

Ед. изм.

Кол-во

Водозаборы

ед.

988

Скважины

ед.

496

Насосные станции

ед.

218

Очистные сооружения

ед.

35

Пропускная способность очистных

тыс. куб. м/сут.

405,7

Сети

км

4384,8


Состояние систем водоснабжения и водоотведения на территории Приморского края характеризуется высокой степенью износа. Уровень износа по объектам и сетям водоснабжения составляет 69,0%. Суммарные потери в сетях достигают 50%.


В результате инвентаризации было выявлено следующее:


отсутствие качественной воды в централизованных системах на территории Уссурийского, Арсеньевского, Дальнегорского, Лесозаводского городских округов; в городском округе ЗАТО Фокино, Хасанском, Хорольском, Ханкайском, Надеждинском, Пожарском, Пограничном и Яковлевском муниципальных округах, Покровском сельском поселении и ряде других муниципальных образований Приморского края;


высокие амортизационные и физические износы сетей и объектов водоснабжения на территории округа;


практически полное отсутствие объектов водоподготовки;


диспропорция сведений о ресурсоснабжающих организациях и их имуществе фактически и на бумаге;


проблемы обеспеченности качественной питьевой водой людей на селе;


отсутствие универсального пути решения сложившейся ситуации.


Так, например, схемой водоснабжения города Дальнегорска предусмотрено водоснабжение из двух поверхностных водоисточников, ни один из которых не оборудован водоочистными сооружениями, при этом ежегодно в период летне-осенних паводков отмечается резкое ухудшение качества исходной воды в Нежданкинском водохранилище по показателям мутности и цветности, которые достигают значений более 41,0 мг/куб. дм и 40 градусов соответственно, что вынуждает прекращать водоснабжение из указанного источника. Для обеспечения гарантированного и качественного водоснабжения требуется строительство станции водоочистки производительностью до 10 тыс. куб. м/сут. в составе сооружений Нежданкинского гидроузла, проведение мероприятий по реабилитации Нежданкинского водохранилища. Также с целью повышения надежности водоснабжения города Дальнегорска необходима реконструкция сетей холодного водоснабжения, включая строительство второй ветки водовода от гидроузла в Пади 27 Ключ.


Технологической схемой существующей станции обезжелезивания в пгт Новошахтинский предусматривается удаление железа на скорых фильтрах после упрощенной аэрации, что при средневзвешенном содержании железа общего 16,8 мг/куб. дм в исходной воде недостаточно для качественной подготовки воды, требуется переход на двухступенчатую схему обезжелезивания. Неудовлетворительное состояние водовода от Ипполитовского водозабора в с. Кремово до станции обезжелезивания является источником вторичного загрязнения природной воды.


Проблемы обеспечения населения и организаций качественной питьевой водой связаны прежде всего с отсутствием очистных сооружений и систем обеззараживания воды на скважинных водозаборах в 90% городских округов и муниципальных районов. Необходимо строительство станций обезжелезивания воды при заборе воды из скважин. Другим не мало важным показателем проблемы обеспечения населения и организаций качественной питьевой водой является износ сетей водопровода более чем на 80%.


Скважины, принятые в аренду от сельских поселений и муниципальных образований и от Министерства обороны Российской Федерации, пробурены без проектной документации, проекты зон санитарной охраны (далее - ЗСО) не разрабатывались. Расположение скважин не позволяет организовать ЗСО при соблюдении устанавливаемых такими зонами режимами использования территории в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02, что в дальнейшем становится препятствием для эксплуатирующей организации оформить заключение на использование скважин в качестве источников питьевого водоснабжения.


На многие объекты отсутствует техническая и исполнительная документация, в частности, на бесхозяйные сети, которые многие годы никто не эксплуатировал.


В целях приведения текущих показателей качества воды в существующих централизованных сетях в соответствие с требованиями предлагается модернизация и реконструкция водозаборов, строительство резервных накопительных емкостей и станций обезжелезивания, создание систем аммонизации и озонирования. В дальнейшем это позволит обеспечить население Приморского края качественной питьевой водой из централизованных систем, а также понизить долю проб, не соответствующих показателям.


Еще одним из важнейших мероприятий является реконструкция и строительство магистральных водоводов. Это позволит в дальнейшем подключить абонентов к централизованным сетям водоснабжения и обеспечить достижение показателя "Доля городского населения Приморского края, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения" (приложение N 1).


Реализация данных мероприятий приведет к обеспечению качественной питьевой водой из централизованных систем водоснабжения и даст возможность подключения к центральным сетям дополнительных потребителей.


Также в рамках Программы запланировано мероприятие по строительству водоподготовительных станций, так как в населенных пунктах в настоящее время состав исходной воды не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства по ряду показателей, а качество воды имеет циклический характер и соответствует времени года (приложение N 2).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»