АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2019 года N 629-па


О внесении изменений в постановление Администрации Приморского кран от 5 августа 2019 года N 504-па "Об утверждении региональной программы Приморского края "Повышение качества водоснабжения Приморского края" на 2019 - 2024 годы"



На основании Устава Приморского края Администрация Приморского края постановляет:


1. Внести в региональную программу Приморского края "Повышение качества водоснабжения Приморского края" на 2019 - 2024 годы, утвержденную постановлением Администрации Приморского края от 5 августа 2019 года N 504-па "Об утверждении региональной программы Приморского края "Повышение качества водоснабжения Приморского края" на 2019 - 2024 годы", изменения, изложив ее в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Департаменту информационной политики Приморского края обеспечить официальное опубликование настоящего постановления.



Губернатор края -
Глава Администрации
Приморского края
О.Н.КОЖЕМЯКО



Приложение
к постановлению
Администрации
Приморского края
от 30.09.2019 N 629-па



РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРИМОРСКОГО КРАЯ "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ВОДОСНАБЖЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ" НА 2019 - 2024 ГОДЫ



Паспорт региональной программы Приморского края "Повышение качества водоснабжения Приморского края" на 2019 - 2024 годы

Наименование региональной программы

Повышение качества водоснабжения Приморского края (далее - Программа)

Ответственные исполнители программы

Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края

Участники региональной программы

Органы местного самоуправления муниципальных образований Приморского края (по согласованию)

Цель региональной программы

Повышение качества питьевой воды для населения посредством модернизации систем водоснабжения и водоподготовки, обеспечение достижения к 31 декабря 2024 года показателя "Доля населения Приморского края, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения" до 86%

Задачи региональной программы

Повышение качества питьевой воды посредством строительства и реконструкции (модернизации) систем водоснабжения и водоподготовки с использованием перспективных технологий

Целевые показатели региональной программы

Доля населения Приморского края, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения.

Доля городского населения Приморского края, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения

Сроки и этапы реализации региональной программы

Программа реализуется в сроки с 2019 по 2024 годы. Этапы реализации Программы не выделяются

Объемы и источники финансирования региональной программы

Общий объем финансирования Программы составляет 3883488,15 тыс. рублей, в том числе по годам:

2019 год - 122901,33 тыс. руб.;

2020 год - 287655,74 тыс. руб.;

2021 год - 610743,28 тыс. руб.;

2022 год - 925299,90 тыс. руб.;

2023 год - 1145870,01 тыс. руб.;

2024 год - 791017,89 тыс. руб., из них:

объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 3639914,13 тыс. рублей, в том числе по годам:

2019 год - 120443,30 тыс. руб.;

2020 год - 281902,61 тыс. руб.;

2021 год - 598528,40 тыс. руб.;

2022 год - 906793,90 тыс. руб.;

2023 год - 1055048,40 тыс. руб.;

2024 год - 677197,52 тыс. руб.;

объем финансирования Программы за счет средств консолидированного бюджета Приморского края составляет 74284,02 тыс. рублей, в том числе по годам:

2019 год - 2458,03 тыс. руб.;

2020 год - 5753,13 тыс. руб.;

2021 год - 12214,88 тыс. руб.;

2022 год - 18506,00 тыс. руб.;

2023 год - 21531,61 тыс. руб.;

2024 год - 13820,37 тыс. руб.;

объем финансирования Программы за счет средств внебюджетных источников составляет 169290,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2019 год - 0,0 тыс. руб.;

2020 год - 0,0 тыс. руб.;

2021 год - 0,0 тыс. руб.;

2022 год - 0,0 тыс. руб.;

2023 год - 69290,0 тыс. руб.;

2024 год - 100000,0 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации региональной программы

Повышение доли населения, Приморского края, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения до показателя 86,1%.

Повышение доли городского населения Приморского края, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения до показателя 96,9%



Раздел I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ВОДОСНАБЖЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ


Приморский край, располагаясь в самой отдаленной юго-восточной части территории России, занимает важнейшее место в народнохозяйственном комплексе Дальнего Востока. Это определяется природными, социально-экономическими, политическими факторами и историческими традициями. На территории, которая составляет всего 3.2 процента Дальневосточного региона, сосредоточено 29 процентов населения и более 30 процентов основных промышленно - производственных фондов, производится около 30 процентов промышленной и сельскохозяйственной продукции. На долю края приходится 24 процента всей посевной площади региона.


Велико транспортное и стратегическое значение края. Сюда тяготеют основные транспортно - экономические связи страны, что в первую очередь объясняется размещением в крае крупнейших российских портов. Владивосток, Находка, Восточный - порты круглогодичного действия. Здесь также расположены крупные предприятия военно-промышленного комплекса, базируются подразделения Министерства обороны, Военно-Морского Флота и пограничных войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации.


Приморье является идеальным связующим звеном мирового рынка и способно привлечь в экономику России значительные иностранные капиталы.


Несмотря на большое значение Приморского края в системе производственных и стратегических интересов России, по степени решения основных социальных задач он существенно отстает от среднего российского уровня. Особенно велико отставание в сфере коммунальных услуг, в первую очередь - обеспечение населения качественной питьевой водой.


В ряде районов и городов проблема питьевого водоснабжения приобретает кризисный характер, как по причине дефицита водных ресурсов из-за неравномерного распределения поверхностного стока по территории и сезонам года и периодической десятилетней цикличности маловодных лет, удаленности подземных источников от потребителей (что технически решается глубоким регулированием поверхностных вод и транспортировкой подземных), так и по причине антропогенного загрязнения источников питьевого водоснабжения и ухудшения качества воды в водохранилищах питьевого назначения.


Тревожным и недопустимым является то, что на фоне усиливающегося антропогенного загрязнения источников питьевого водоснабжения, очистке подвергаются лишь около 50 процентов забираемой воды для хозяйственно-питьевых нужд; до 60 процентов сельского населения пользуется водой без какой-либо предварительной очистки; 75 процентов сел и поселков края не имеют централизованного водоснабжения с водоподготовкой, а около 10 процентов из них пользуются привозной водой. Ни один город и районный центр, где сосредоточено основное население, не имеет резерва питьевой воды на случай чрезвычайного положения. Износ сетей и водопроводных сооружений по краю составляет 60 - 100 процентов.


Ежегодный прямой ущерб народному хозяйству края от неудовлетворительного состояния поверхностных водоисточников, вызванного антропогенным загрязнением последних, составляет 50 - 80 млрд руб., а ущерб от недостаточного развития систем водоснабжения - 230 - 250 млрд руб.


В последние годы в связи с традиционно сложившимся остаточным принципом финансирования в сфере коммунальных услуг проблема водоснабжения в крае крайне обострилась и требует безотлагательного ее решения.



Раздел II. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ


В соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 68/пр от 31.01.2019, была произведена оценка состояния объектов систем водоснабжения, в том числе на предмет соответствия установленным показателям качества и безопасности питьевого водоснабжения (далее - инвентаризация).


Приморский край является одним из наиболее обеспеченных водными ресурсами на территории Дальневосточного региона ввиду муссонного климата, который обусловливает большое количество летних осадков.


Краткая характеристика систем водоснабжения на территории Приморского края:

Наименование

Ед. изм.

Кол-во

Водозаборы

ед.

988

Скважины

ед.

496

Насосные станции

ед.

218

Очистные сооружения

ед.

35

Пропускная способность очистных

тыс. куб. м/сут.

405,7

Сети

км

4384,8


Состояние систем водоснабжения и водоотведения на территории Приморского края характеризуются высокой степенью износа. Уровень износа по объектам и сетям водоснабжения составляет 69,0%. Суммарные потери в сетях достигают 50%.


В результате инвентаризации было выявлено следующее:


- отсутствие качественной воды в централизованных сетях в Дальнегорском городском округе, городском округе ЗАТО город Фокино, Арсеньевском городском округе, Артемовском городском округе, городском округе Большой Камень, Лесозаводском городском округе, Кавалеровском городском поселении, Новошахтинском городском поселении, Пограничном городском поселении, Покровском сельском поселении и ряда других муниципальных образованиях Приморского края;


- высокие амортизационные и физические износы сетей и объектов водоснабжения на территории округа;


- практически полное отсутствие объектов водоподготовки;


- диспропорция сведений о ресурсоснабжающих организациях и их имуществе фактически и на бумаге;


- проблемы обеспеченности качественной питьевой водой людей на селе;


- отсутствие универсального пути решения сложившейся ситуации.


Так, например, схемой водоснабжения города Дальнегорск предусмотрено водоснабжение из двух поверхностных водоисточников, ни один из которых не оборудован водоочистными сооружениями, при этом ежегодно в период летне-осенних паводков отмечается резкое ухудшение качества исходной воды в "Нежданкинском" водохранилище по показателям мутность и цветность, которые достигают значений более 3,0 мг/куб. дм и 40 градусов, соответственно, что вынуждает прекращать водоснабжение из указанного источника. Для обеспечения гарантированного и качественного водоснабжения требуется строительство станции водоочистки производительностью до 10 тыс. куб. м/сут в составе сооружений Нежданкинского гидроузла. Также с целью повышения надежности водоснабжения города Дальнегорска необходима реконструкция сетей холодного водоснабжения, включая строительство второй ветки водовода от гидроузла в Пади 27 Ключ.


Водоснабжение шт. Рудный Дальнегорского городского округа обеспечивается из единственного поверхностного водоисточника - Васьковского водохранилища. В период весенних и осенних паводков качество воды из водоисточника не соответствует по показателям мутность и цветность, которые достигают значений 2,0 мг/куб. дм и 25 градусов, соответственно. В связи с активным освоением водосборной площади водохранилища для целей индивидуального жилищного строительства и использования водохранилища в рекреационных целях прогнозируется ухудшение качества воды в водоисточнике.


Качество воды, подаваемой в распределительную сеть с. Краснореченский Дальнегорского округа из поверхностного водозабора на реке Рудная сезонно не удовлетворяет санитарным требованиям по микробиологическим показателям (ОКБ-18, ТКБ-18).


Основным источником водоснабжения Кавалеровского городского поселения является галерейный водозабор "Горнореченский", расположенный в долине реки Высокогорской. Для обеспечения надежного и качественного водоснабжения жителей с. Хрустальный (более 3 тыс. чел), входящего в состав городского поселения, требуется строительство насосной станции второго подъема с оборудованием ее установками УФ обеззараживания транспортируемой воды.


Для водоснабжения п. Рудный Кавалеровского городского поселения требуется строительство нового водозабора с установками УФ обеззараживания воды взамен эксплуатируемого галерейного водозабора "Парковый", несоответствующего требованиям санитарных норм к источникам водоснабжения - отсутствует возможность организации зон санитарной охраны.


Технологической схемой существующей станции обезжелезивания в пгт Новошахтинский предусматривается удаление железа на скорых фильтрах после упрощенной аэрации, что при средневзвешенном содержании железа общего 16,8 мг/куб. дм в исходной воде недостаточно для качественной подготовки воды, требуется переход на двухступенчатую.


Основным источником водоснабжения городского округа Спасск-Дальний является Вишневское водохранилище. Состояние водовода от гидроузла до водоочистной станции является аварийным (16,8 км). Возникающие местные дефициты компенсируются водой из скважинных водозаборов микрорайонов "50 лет Спасска" и "Силикатный" (4,4 км), вода из которых характеризуется повышенной жесткостью и повышенным содержанием железа. Для гарантированного качественного водоснабжения требуется оснащение подземных водозаборов указанных выше микрорайонов станциями водоочистки соответствующей производительности. Для бесперебойного водоснабжения от основного водоисточника требуется реконструкция здания водоочистной станции по ул. Красногвардейская (предусмотрена замена плоской мягкой кровли на жесткую двускатную), а также реконструкция водоводов от Вишневского гидроузла и насосной станции "Красный Кут" до водоочистной станции, срок эксплуатации которых превышает 36 лет.


Водоочистные сооружения городского округа Большой Камень строились в середине прошлого века, год ввода в эксплуатацию 01.01.1977.


Фактическая производительность водоочистных сооружений (20000 куб. м/сут.) меньше проектной (100000 куб. м/сут.) в 5 раз. Поэтому увеличено время отстаивания, скорость фильтрации снижена в 5 раз, уменьшена подача растворов реагентов.


Износ зданий и сооружений составляет 20 - 55%. Износ насосных и воздуходувных агрегатов реагентного хозяйства составляет 73 - 100%. Наблюдается коррозия баков реагентного хозяйства, трубопроводов и хлораторной. Износ внутриплощадочных трубопроводов составляет 100%.


В настоящее время существует необходимость замены дренажной системы фильтров с заменой фильтрующего слоя, увеличение мощности хлораторной установки в связи с увеличением потребления воды. Запорная арматура не в полной мере выполняет свои функции, требуется восстановление учета ресурсов и проведение мероприятий по энергосбережению в соответствии с требованиями действующего законодательства.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»