МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 31 января 2019 года N 68/пр

Об утверждении Методических рекомендаций по проведению субъектами Российской Федерации, участвующими в федеральном проекте "Чистая вода", оценки состояния объектов систем водоснабжения, в том числе на предмет соответствия установленным показателям качества и безопасности питьевого водоснабжения

(с изменениями на 11 октября 2021 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11 октября 2021 года N 740/пр (вступил в силу с 1 января 2022 года).

____________________________________________________________________

В целях обеспечения реализации федерального проекта "Чистая вода", утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Экология" от 21 декабря 2018 г. N 3,

приказываю:

Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проведению субъектами Российской Федерации, участвующими в федеральном проекте "Чистая вода", оценки состояния объектов систем водоснабжения, в том числе на предмет соответствия установленным показателям качества и безопасности питьевого водоснабжения.

Министр

В.В.Якушев

Приложение
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 31 января 2019 года N 68/пр
(В редакции, введенной в действие
 с 1 января 2022 года
приказом Министерства строительства и
 жилищно-коммунального хозяйства
 Российской Федерации
 от 11 октября 2021 года N 740/пр
. -
 См. предыдущую редакцию)

Методические рекомендации по проведению субъектами Российской Федерации, участвующими в федеральном проекте "Чистая вода", оценки состояния объектов систем водоснабжения, в том числе на предмет соответствия установленным показателям качества и безопасности питьевого водоснабжения

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях установления порядка проведения оценки состояния объектов систем водоснабжения, в том числе на предмет соответствия установленным показателям качества и оформления ее результатов субъектами Российской Федерации в рамках федерального проекта "Чистая вода", утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Экология" от 21 декабря 2018 г. N 3 (далее - федеральный проект "Чистая вода").

1.2. В целях обеспечения реализации федерального проекта "Чистая вода" оценку состояния объектов систем водоснабжения, в том числе на предмет соответствия установленным показателям качества (далее - оценка состояния объектов) субъектам Российской Федерации, участвующим в федеральном проекте "Чистая вода", рекомендуется проводить ежегодно.

1.3. К объектам, подлежащим оценке состояния, относятся системы водоснабжения, расположенные на территории муниципальных образований в субъектах Российской Федерации, участвующих в федеральном проекте "Чистая вода".

В качестве предмета оценки состояния объектов рекомендуется рассматривать показатели качества и безопасности питьевого водоснабжения систем водоснабжения, расположенных на территории муниципальных образований в субъектах Российской Федерации, и обеспеченность качественной питьевой водой населения муниципальных образований в субъектах Российской Федерации, участвующих в федеральном проекте "Чистая вода".     

1.4. Полученную по итогам проведенной оценки состояния объектов информацию субъектам Российской Федерации рекомендуется:     

1.4.1. размещать в автоматизированной информационной системе "Реформа ЖКХ" (далее - АИС "Реформа ЖКХ", АИС). Данные рекомендуется предоставлять по состоянию на первый день, следующий за отчетным годом по формам, согласно приложениям N 1 и N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

________________

АИС "Реформа ЖКХ" размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) по адресу: http://ais.reformagkh.ru/, разработана, обслуживается и используется Фондом для формирования сводных аналитических отчетов, для публикации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и предоставления в Минстрой России информации, в том числе о состоянии объектов систем водоснабжения иводоотведения.

1.4.2. представлять в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью куратора регионального проекта "Чистая вода" по формам отчетности, согласно приложению N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

Представляемую информацию рекомендуется согласовывать с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - территориальный орган Роспотребнадзора) в рамках их компетенции.     

1.5. Информацию, предусмотренную пунктом 1.4 настоящих Методических рекомендаций, рекомендуется представлять в сроки, определяемые Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России).          

1.6. Фонду рекомендуется обеспечить:

1.6.1. методическое и информационное сопровождение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам проведения оценки состояния объектов;

1.6.2. доступ Минстрою России к размещенным в АИС "Реформа ЖКХ" органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведениям о результатах оценки состояния объектов;

1.6.3. реализацию в АИС "Реформа ЖКХ" сервисов интеграционного межсистемного взаимодействия в целях получения Минстроем России и другими юридическими лицами (по согласованию с Минстроем России) накапливаемых сведений в рамках настоящего приказа.     

2. Основные цели и задачи оценки состояния объектов

2.1. В качестве цели проведения оценки состояния объектов систем водоснабжения рекомендуется рассматривать выявление систем водоснабжения, нуждающихся в реконструкции (модернизации), а также установление необходимости строительства новых систем водоснабжения.

2.2. В качестве задач проведения оценки состояния объектов рекомендуется рассматривать:

- определение фактических значений показателей качества питьевой воды, подаваемой с объектов систем водоснабжения, и обеспеченности населения качественной питьевой водой;

- определение фактического технико-экономического состояния систем водоснабжения, используемых для обеспечения населения питьевой водой;

- получение данных для подготовки государственных программ субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения (далее - региональные программы повышения качества водоснабжения);

- получение данных для оценки эффективности реализации региональных программ повышения качества водоснабжения.

3. Субъекты и участники оценки состояния объектов

3.1. В качестве субъектов оценки состояния объектов, получающих информацию об ее результатах, рекомендуется рассматривать:

- Минстрой России;

- Фонд, действующий в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства";

- Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор).

3.2. К участникам оценки состояния объектов рекомендуется относить:

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в федеральном проекте "Чистая вода";

- территориальные органы Роспотребнадзора;

- муниципальные образования в субъектах Российской Федерации, участвующих в федеральном проекте "Чистая вода" (городские округа, муниципальные районы, муниципальные округа, городские поселения, сельские поселения);

- организации водоснабжения, осуществляющие свою деятельность на территории муниципальных образований в субъектах Российской Федерации, участвующих в федеральном проекте "Чистая вода";

- специализированные и иные организации, привлекаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации к участию в оценке состояния объектов.

4. Рекомендуемый порядок проведения оценки состояния объектов

4.1. В рамках проведения оценки состояния объектов субъектам Российской Федерации рекомендуется осуществить проведение мониторинга оценки состояния объектов систем водоснабжения (далее - мониторинг).

Информацию, полученную в рамках мониторинга, рекомендуется размещать в АИС "Реформа ЖКХ" путем внесения такой информации в формы ввода данных, предусмотренные АИС в соответствии с приложении N 2 к настоящим методическим рекомендациям:

"ФВ-ЦСВ" Централизованная система водоснабжения;

"ФВ-Сети" Сведения о сетях водоснабжения;

"ФВ-ОИ" Объект инфраструктуры;

"ФВ-П" Потребитель;

"ФВ-РСО" Ресурсоснабжающая организация;

"ФВ-И" Источник.

4.1.1. Информацию в форме мониторинга "ФВ-ЦСВ" рекомендуется заполнять для каждой системы централизованного водоснабжения, имеющейся на территории субъекта Российской Федерации, в том числе для межмуниципальных систем, обеспечивающих водоснабжение нескольких муниципальных образований или муниципальных районов (округов), и локальных систем, обеспечивающих водоснабжение части поселения (внутригородского района, микрорайона и т.п.).

4.1.2. Форму мониторинга "ФВ-Сети" рекомендуется заполнять с учетом принадлежности сетей водоснабжения к муниципальному образованию и централизованной системе водоснабжения. В отношении межмуниципальных систем водоснабжения сведения по форме мониторинга "ФВ-Сети" рекомендуется вносить отдельно по каждому муниципальному образованию, относящемуся к системе. В случае наличия в муниципальном образовании нескольких независимых централизованных систем водоснабжения, сведения по форме мониторинга "ФВ-Сети" рекомендуется вносить отдельно для каждой системы.

4.1.3. Информацию в форме мониторинга "ФВ-ОИ" рекомендуется заполнять по каждому объекту системы водоснабжения, находящемуся на территории муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, участвующего в оценке состояния объектов систем водоснабжения, в том числе на предмет соответствия установленным показателям качества и безопасности питьевого водоснабжения.

Объект централизованной системы водоснабжения, подлежащий оценке, рекомендуется рассматривать как выполняющий определенную функцию в технологическом процессе и занимающий определенную позицию в технологической схеме системы водоснабжения элемент, имеющий непосредственную связь с предыдущим и последующим объектами централизованной системы водоснабжения посредством соединительных узлов (соединительной арматуры), с учетом справочника этапов технологического процесса и объектов водоснабжения, предусмотренного приказом Минстроя России от 4 июня 2020 г. N 305*  "Об утверждении методических рекомендаций о порядке мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства" (далее - приказ Минстроя России от 4 июня 2020 г. N 305).

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 4 июня 2020 года N 305/пр". - Примечание изготовителя базы данных.


К водозаборным сооружениям рекомендуется относить производственные площадки водозаборных сооружений (ВЗУ), т.е. весь комплекс сооружений, обеспечивающих забор воды из водоисточника (в том числе водоприемные устройства - оголовки, скважины, каптажи и т.д.) и иные технологические и вспомогательные процессы, необходимые для надлежащего функционирования водозабора.

Групповой подземный водозабор рекомендуется указывать как единую производственную площадку ВЗУ без выделения отдельных скважин в качестве самостоятельных объектов. Для подземных водозаборов последующее описание HC-I не является обязательным.

Для поверхностных водозаборов рекомендуется выделять водозаборное сооружение и HC-I в качестве самостоятельных объектов, в том числе, если насосная станция расположена на производственной площадке ВЗУ либо если в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости весь комплекс ВЗУ зарегистрирован в качестве HC-I.

К водоводам I подъема рекомендуется относить все трубопроводы, обеспечивающие транспортировку воды от водоприемного устройства водозаборных сооружений (оголовка, скважины) до станции водоподготовки либо до емкостного сооружения (резервуара), обеспечивающего подачу воды в сеть (при отсутствии водоподготовки).

К водоводам II подъема рекомендуется относить все трубопроводы, обеспечивающие транспортировку воды транзитом от резервуаров чистой воды или иных накопительных резервуаров до разводящей водопроводной сети муниципального образования. В случае наличия на водоводе II подъема локальных отводов к попутным потребителям водовод не изменяет своего типа.

К насосным станциям I подъема (HC-I) рекомендуется относить насосные станции, выполняющие функцию подъема воды на участке от водозабора до станции водоподготовки либо до емкостного сооружения (резервуара), обеспечивающего подачу воды в сеть (при отсутствии водоподготовки), включая все насосные станции при конструктивно сложных схемах водозаборных узлов с использованием гидротехнических сооружений (плотин, дамб) либо при значительной удаленности водозабора от станции водоподготовки.

К насосным станциям II подъема (НС-II) рекомендуется относить насосные станции, выполняющие функцию подъема воды на участке от резервуаров чистой воды до разводящей водопроводной сети муниципального образования.

К водопроводным насосным станциям и объектам, выполняющим их функции, рекомендуется относить повысительные насосные станции на водоводах II подъема и магистральных водоводах при подаче воды отдаленным потребителям, а также насосные станции подкачки на разводящей водопроводной сети муниципального образования.

В целях формирования цифровых схем централизованных систем водоснабжения на территории муниципальных образований субъекта Российской Федерации, рекомендуется указывать взаимосвязи элементов (объектов), образующих данные системы. Технологический участок трубопровода в случае отличия какого-либо значимого параметра рекомендуется указывать как самостоятельный объект путем связки данного участка со смежными (предстоящими и последующими) объектами. Соединение технологических участков трубопроводов со смежными объектами осуществляется посредством указания колодца (камеры), обеспечивающего их соединение.

4.1.4. Форму мониторинга "ФВ-П" рекомендуется предоставлять по каждому муниципальному образованию, входящему в состав субъекта Российской Федерации, участвующего в оценке. В форме мониторинга "ФВ-П" рекомендуется указывать информацию, полученную по результатам проведенной оценки, с учетом сведений территориальных органов Роспотребнадзора о качестве питьевой воды на территории каждого муниципального образования.

4.1.5. Информацию в форме мониторинга "ФВ-РСО" рекомендуется представлять за отчетный год по каждой организации, оказывающей услуги водоснабжения, населению и иным абонентам на территории муниципального образования, с учетом информации, полученной от каждой ресурсоснабжающей организации в ходе проведения оценки. Внесение информации об организациях, эксплуатирующих производственные (локальные) системы водоснабжения для собственных нужд и не оказывающих услуги водоснабжения иным потребителям, не предусматривается.

4.1.6. Информацию в форме мониторинга "ФВ-И" рекомендуется отражать по каждому источнику воды (водоисточнику) (подземному и поверхностному), используемому в целях осуществления водоснабжения на территориях муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, участвующего в оценке.

4.2. Систематизированную сводную информацию об оценке состояния объектов в разрезе муниципальных районов (округов) или городских округов субъектам Российской Федерации рекомендуется размещать в АИС "Реформа ЖКХ" путем внесения такой информации в формы отчетности, предусмотренные АИС, в соответствии с приложением N 2 к настоящим методическим рекомендациям:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»