МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

от 26 июня 2019 года N 200


О Концепции поддержки и развития чтения в Алтайском крае на 2019 - 2024 годы



В целях поддержки и развития чтения в Алтайском крае приказываю:


1. Утвердить:


Концепцию поддержки и развития чтения на 2019 - 2024 годы (далее - "Концепция") (приложение 1);


План мероприятий на 2019 - 2024 годы по реализации Концепции (приложение 2).


2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований руководствоваться положениями Концепции.


3. Контроль исполнения приказа возложить на заместителя министра, начальника отдела библиотек, искусств и народного творчества Бочарова А.Ю.



Министр
Е.Е.БЕЗРУКОВА



Приложение 1



Утверждена
Приказом
Министерства культуры
Алтайского края
от 26 июня 2019 г. N 200



КОНЦЕПЦИЯ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ЧТЕНИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ НА 2019 - 2024 ГОДЫ



1. Общие положения


Чтение - важнейший способ освоения научного, профессионального и обыденного знания, базовой социально значимой информации, содержащейся в печатных и электронных книгах, журналах, газетах, различных документах, интернет-ресурсах, и первый по значимости источник социального опыта и освоения смыслов, накопленных человечеством.


Чтение имеет первостепенное значение:


для воспитания и образования подрастающего поколения, становления и развития личности;


для повышения уровня образованности, культурной и профессиональной компетентности всех членов общества, в том числе принимающих решения на уровне государства, муниципальных властей, учреждений, предприятий, общественных организаций;


для формирования общекультурного потенциала страны;


для повышения качества жизни.


Среди всех каналов коммуникации чтение, особенно чтение книг (как в печатном, так и в электронном виде), является самым значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержания и приумножения богатств родного языка, формирования речевой культуры.


Несмотря на очевидную важность и незаменимость чтения, снижение интереса к нему наблюдается во всем мире. Причины этой общемировой тенденции не исследованы в полной мере. Принято связывать их с глобализацией, повсеместной доступностью электронных аудиовизуальных средств массовой информации, развитием экранной культуры, социальных сетей и индустрии развлечений.


У мирового сообщества накоплен немалый опыт преодоления кризисных ситуаций в сфере чтения. Как правило, наибольший успех достигается там, где проводится государственная политика, направленная на достаточное финансирование библиотек, поддержку книгоиздания и книгораспространения, организацию исследований в области чтения, реализацию программ и проектов, нацеленных на стимулирование читательской активности. Обязательными условиями этой деятельности является законодательное и нормативное регулирование, развитие социального партнерства всех заинтересованных институтов. Мировой опыт показал, что важнейшее условие применения различных форм программно-проектной деятельности по поддержке и развитию чтения - партнерское взаимодействие издательств, библиотек, книготорговых заведений, образовательных учреждений, музеев, театров, кинотеатров, общественных организаций.


Россия так же, как и другие страны, переживает кризисные процессы в чтении, в том числе детском чтении, приобщении детей и юношества к письменной культуре. Вместе с тем кризис чтения в России имеет свои особенности - как никогда прежде издается большое разнообразие книг и другой печатной продукции. Однако этот культурный эффект ослабляется целым рядом таких факторов, как отсутствие интереса к чтению у значительной части населения, неразвитость инфраструктуры книжной торговли, бедность значительной части населения и библиотек, которые не в состоянии эти книги приобретать (не только в малых городах и на селе, но даже и в крупных городах), отсутствие эффективной системы навигации в литературном потоке, должного уровня экспертизы книг, а также другими факторами. В то же время скоординированные усилия государственной власти, научной среды, бизнес сообщества, образовательного и библиотечного сообществ, СМИ и общественных институтов имеют реальные возможности влиять на уровень читательской культуры.


Особенностью современного этапа поддержки чтения является признание роли чтения в развитии информационного общества.


Сегодня главная задача заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению и вернуть в ряды активных читателей многочисленные группы достаточно образованных работающих россиян, которые определяют настоящее России, закладывают основы ее будущего, но которые по разным причинам почти перестали читать за последние 15 - 20 лет.


Для деятельности по поддержке и развитию чтения важен региональный аспект, включающий общую социально-экономическую обстановку, менталитет населения, его национально-этнический состав, особенности и традиции общественно-государственного управления инфраструктурой поддержки и развития чтения, уровень развития книжного дела и его институтов, распространение информационных технологий, состояние подготовки специалистов для библиотек, образовательно-воспитательных учреждений, книгоиздательских и книготорговых заведений.


С целью координации и повышения эффективности инициатив региональных и муниципальных органов власти, представителей бизнеса актуальным станет принятие Концепции, определяющей приоритеты и механизмы развития и поддержки чтения в регионе.


Концепция поддержки и развития чтения в Алтайском крае на 2019 - 2024 годы (далее - Концепция) разработана в рамках реализации:


Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";


Национального проекта "Культура", утвержденного протоколом заседания Президиума при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2008 N 16;


Указа Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 "Основы государственной культурной политики", стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р;


государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642;


федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2015 N 481; распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.04.2017 N 719-р "Об утверждении комплекса мер по поддержке развития негосударственных организаций в сфере книготорговли";


плана мероприятий ("дорожной карты") по перспективному развитию общедоступных библиотек Российской Федерации на 2017 - 2021 годы, утвержденного Министерством культуры Российской Федерации 27.04.2017;


"Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.06.2017 N 1155-р;


"Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки: рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам муниципальной власти", утвержденного Министром культуры Российской Федерации 31.10.2014;


Национальной программы развития поддержки чтения на 2006 - 2020 гг.;


государственной программы Алтайского края "Развитие культуры Алтайского края" на 2015 - 2020 годы", утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 25.09.2014 N 435;


регионального проекта "Культура Алтайского края", утвержденного протоколом заседания Совета при Губернаторе Алтайского края по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 14.12.2018 N 2.



2. Современное состояние поддержки и развития чтения в Алтайском крае


Алтайский край по рангу показателя численности населения (2350,1 тыс. человек на 01.01.2018) занимает 5 место среди регионов Сибирского федерального округа и 21 место среди субъектов Российской Федерации. Дети и молодежь до 30 лет составляют 34% от общего числа жителей региона. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года на территории Алтайского края проживают люди 142 национальностей.


Особенностями региона является значительный процент сельского населения (43,6%) по сравнению со средними значениями по Сибирскому федеральному округу (25,7%) и Российской Федерацией в целом (25,4%), а также трудовая миграция из стран СНГ, внутренняя миграция из села в город, выезд жителей региона в другие субъекты Российской Федерации.


Распространение информационных технологий, качество технико-технологической среды в регионе являются важными факторами обеспечения доступа к информации, продвижения чтения.


В настоящее время проводной доступ к сети Интернет имеют жители около 77,7% сельских и городских поселений края, мобильный доступ - более 70%. Доля населенных пунктов Алтайского края, в которых предоставляется услуга проводного широкополосного доступа (ШПД) к сети Интернет, составляет 38,8%. Из 967 муниципальных библиотек имеют доступ к сети Интернет 459 библиотек - 47%, в т.ч. ШПД - 375 библиотек (38,6%). В 227 библиотеках (23,4%) отсутствует техническая возможность подключения к сети Интернет (отсутствуют выделенные оптоволоконные и беспроводные линии связи).


В то же время охват цифровым эфирным вещанием общероссийских обязательных общедоступных телерадиоканалов в Алтайском крае составляет 97,8%, что ведет к массовизации культуры, снижению качества и интенсивности читательской деятельности вследствие недостаточно развитого контента поддержки чтения на официальных телерадиоканалах.


Инфраструктура книготорговли в регионе представлена 82 специализированными книжными магазинами и 205 отделами в стационарных магазинах. Большая часть магазинов (83%) и отделов (68,3%) сосредоточена в городских округах, в том числе в Барнауле сосредоточено 53,7% и 35,6% соответственно. Отсутствуют специализированные книжные магазины в 49 муниципальных районах и 2 городских округах, отделы - в 31 из 69 муниципальных образований.


В сельских территориях края инфраструктура розничной реализации печатных изданий в основном представлена магазинами, реализующими товары повседневного спроса, в ассортимент которых входит печатная продукция.


Альтернативным каналом распространения печатных СМИ остается реализация через почтовые отделения, которых в крае 869.


Изучение ситуации показало, что в Алтайском крае существует относительно развитая инфраструктура чтения.


Важным элементом инфраструктуры чтения является сеть общедоступных библиотек. В Алтайском крае работает одна из самых больших в России библиотечных систем, состоящая из 3 государственных и 967 муниципальных общедоступных библиотек. Центральные государственные библиотеки: Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я.Шишкова, Алтайская краевая детская библиотека им. Н.К.Крупской, Алтайская краевая специальная библиотека для незрячих и слабовидящих являются методическим центрами для муниципальных библиотек. За последние годы в крае наблюдается неуклонное сокращение количества библиотек. За последние пять лет в регионе закрыто 99 муниципальных библиотек. В большинстве муниципальных районов библиотеки вошли в состав культурно-досуговых учреждений в результате создания многофункциональных культурных центров.


Процент охвата библиотечным обслуживанием населения Алтайского края составляет 39%, что выше среднероссийского (35,5%). Зарегистрированными пользователями государственных и муниципальных общедоступных библиотек Алтайского края в 2018 году были 904,5 тыс. человек.


Возможности качественного выполнения информационной, образовательной, социокультурной, воспитательной функций библиотек во многом зависят от главного ресурса - библиотечных фондов, которые включены в состав государственных общедоступных информационных ресурсов, что возлагает на библиотеки ответственность за полноту удовлетворения общественного спроса на информацию. В настоящий момент, несмотря на внедрение информационно-коммуникационных технологий в библиотечную деятельность, формирование фонда печатных изданий остается основой качественного библиотечного обслуживания населения Алтайского края.


Совокупный объем документного фонда муниципальных и государственных библиотек Алтайского края составляет более 13,0 млн экз. изданий. Объем новых поступлений составляет 78,6 экз. книг на 1000 жителей при нормативе - не менее 250 экз. книг. Для комплектования фондов муниципальных библиотек используются средства из федерального, краевого и местных бюджетов, при этом общего объема финансирования не хватает для того, чтобы обновлять их своевременно и в достаточном количестве. Несмотря на высокий спрос на литературу, значительная часть библиотечных фондов в муниципальных библиотеках содержательно устарела, обветшала и не может обеспечить выполнение задач, поставленных перед библиотекой современным обществом, что неизменно сказывается на качестве библиотечного обслуживания населения Алтайского края.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»