РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 июня 2017 года N 1155-р
[Об утверждении Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации]
1. Утвердить прилагаемую Концепцию программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации.
2. Минкомсвязи России и Роспечати совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Концепции, утвержденной настоящим распоряжением, предусмотрев в том числе разработку соответствующей подпрограммы государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)".
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации
Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на основные проблемы в сфере детского и юношеского чтения, а также базовые принципы, цели, задачи, основные направления формирования программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации (далее - программа) и этапы реализации программы.
Положения настоящей Концепции нацелены на подрастающее поколение читателей и психолого-педагогические, культурные, экономические факторы, оказывающие влияние на его становление в условиях современной России.
Приобщение детей к чтению и к письменной культуре есть необходимое условие формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит на высоком интеллектуальном уровне ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции в экономике, политике, образовании, науке, искусстве и в других сферах.
Поддержку и развитие детского и юношеского чтения необходимо рассматривать как приоритетное направление в культурной и образовательной политике государства, имеющее важнейшее значение для будущего страны.
Разработка и реализация программы - важный фактор социально-экономического развития страны с учетом силы влияния литературы и чтения на образование, мировоззрение и образ жизни подрастающего поколения.
Основные положения настоящей Концепции соотносятся с главными государственными документами в области стратегического планирования и инновационного развития страны, культуры, образования, воспитания, семейной политики, информационной безопасности.
Развитие в современном мире едва ли не в первую очередь определяется не только скоростью и качеством каналов обмена информацией, но и качеством самой информации, а главное - мерой ее освоенности всем обществом.
В таком контексте ключевую роль играет чтение - важнейший способ освоения научного, профессионального и обыденного знания, базовой социально значимой информации, содержащейся в печатных и электронных книгах, журналах, газетах, различных документах, интернет-ресурсах, и первый по значимости источник социального опыта и освоения смыслов, накопленных человечеством.
Чтение имеет первостепенное значение:
для воспитания и образования подрастающего поколения, становления и развития личности;
для повышения уровня образованности, культурной и профессиональной компетентности всех членов общества, в том числе принимающих решения на уровне государства, муниципальных властей, учреждений, предприятий, общественных организаций;
для формирования общекультурного потенциала страны;
для повышения качества жизни.
Среди всех каналов коммуникации чтение, особенно чтение книг (как в печатном, так и в электронном виде), является самым значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержания и приумножения богатств родного языка, формирования речевой культуры.
Несмотря на очевидную важность и незаменимость чтения, снижение интереса к нему наблюдается во всем мире.
Причины этой общемировой тенденции не исследованы в полной мере. Принято связывать их с глобализацией, повсеместной доступностью электронных аудиовизуальных средств массовой информации, развитием экранной культуры, социальных сетей и индустрии развлечений. Считается, что именно эти факторы обусловливают вытеснение чтения как незаменимого прежде источника социально значимой информации, снижение его культурного престижа.
Отдаленные последствия этой тенденции также не осмыслены, хотя острота проблем чтения, необходимость изучения факторов, порождающих эти проблемы, признаются повсеместно. В развитых и развивающихся странах обсуждаются необходимость и цели расширения и повышения качества читательской аудитории, объема, содержания и средств решения задач, стоящих в связи с этим перед соответствующими институтами.
Россия так же, как и другие страны, переживает кризисные процессы в чтении, в том числе детском чтении, приобщении детей и юношества к письменной культуре. Вместе с тем кризис чтения в России имеет свои особенности - как никогда прежде издается колоссальное разнообразие книг и другой печатной продукции, в том числе для детского и юношеского возраста. Однако этот культурный эффект ослабляется целым рядом таких факторов, как отсутствие интереса к чтению у значительной части населения (в том числе у молодых родителей), неразвитость инфраструктуры книжной торговли, бедность значительной части населения и библиотек, которые не в состоянии эти книги приобретать (не только в малых городах и на селе, но даже и в крупных городах, особенно в так называемых депрессивных регионах), отсутствие эффективной системы навигации в литературном потоке, должного уровня экспертизы книг, особенно для детей и юношества, а также другие факторы.
В вопросах приобщения детей и юношества к чтению важен весь комплекс художественной, учебной, развивающей, познавательной, научно-популярной детской литературы. Такая литература является фундаментом детского образования. Между тем в России у детской и юношеской аудитории выявляется существенный спад интереса к познавательной литературе. Выпускаемая детская печатная продукция адресуется в основном дошкольной аудитории.
Крайне неразвитым остается региональное книгоиздание для детей. Более половины наименований и тиражей детской книги выпускают чуть более 30 издательств. Устойчивый выпуск детской книги поддерживают всего 10 региональных издательств, в остальных издательствах детская книга занимает периферийные позиции.
Из-за удорожания и малого тиража детской книги снижается ее доступность, которая зависит от государственной поддержки издателей, выпускающих детскую литературу, а также от почтовых, транспортных льгот и других преференций. Особенно эти факторы влияют на доступность детской книги для жителей сельской местности.
Создание полнотекстовых электронных ресурсов детской литературы предусматривает решение проблемы, связанной с сохранением доступности детей и юношества к лучшим образцам детской литературы в популярном цифровом формате.
Влияние современной информационной среды на ситуацию с чтением следует признать неоднозначным. Во всем мире реальностью стало изменение практик чтения - от чтения на бумаге к чтению на экране (все чаще на экране мобильных устройств) и использование медийных продуктов в общем образовании, однако научного понимания процессов, последствий и рисков раннего приобщения детей к электронной культуре не сформировано. Специалисты предупреждают о нарастающих проблемах, связанных с концентрацией внимания, клиповостью восприятия и мышления, ослаблением когнитивных способностей молодого поколения, с тем, что углубленное аналитическое чтение все чаще подменяется поверхностным просмотром текстов в электронной среде, не позволяющим осмыслить и запомнить прочитанное и получить прочные знания.
Наряду с очевидным снижением потребности в чтении педагоги, логопеды, детские психологи отмечают у детей более позднее овладение речью, недостаточность словарного запаса, растущее число дислексий (нарушение чтения), дисграфий (нарушение письма) у обучающихся и дислогий (неспособность использовать родной язык как главный инструмент сознания, освоения культурного опыта, общения) у детей и юношества. Преподаватели самых престижных российских и иностранных вузов обращают внимание на усиливающуюся языковую деградацию каждого нового поколения студентов и отмечают, что если десять лет назад у молодежи существовала проблема изложить мысль в письменной форме, то теперь они уже не могут ее правильно высказать.
В России стало особенно заметным влияние этих общемировых проблем на подростковую возрастную группу. Об этом свидетельствуют результаты международных исследований в сфере образования, согласно которым российские школьники занимают в возрастной группе детей 9 - 10 лет лидирующие позиции по чтению и пониманию текста, но уже к 15 годам перемещаются в середину рейтинга.
Привычка к чтению у человека формируется в раннем возрасте и требует поддержки на всех этапах взросления - от первых лет жизни до периода обретения социальной и гражданской зрелости. Отсутствие такой поддержки и контроля на каком-либо этапе приводит к утрате интереса к чтению, а затем - к ухудшению читательской грамотности и невосполнимым потерям в культурном и интеллектуальном развитии юного гражданина.
Первым социальным институтом, от которого зависит развитие ребенка как читателя на протяжении всего периода его взросления, является семья. Лучшие результаты по уровню читательской компетентности показывают дети из семей, где родители сами любят читать и еще до обучения в образовательной организации читают вместе с детьми вслух. Однако таких семей, как показывают социологические опросы, в стране меньшинство.
При сохранении отмеченных тенденций на фоне усложнения глобальных процессов Россия, которая многие годы позиционировалась как самая читающая страна в мире, рискует получить в будущем мало читающее и малообразованное поколение.
В Российской Федерации не хватает специалистов по детской литературе и недостаточно развита литературная критика и библиография в области литературы для детей и юношества.
Все это свидетельствует о необходимости принятия на уровне государства комплекса целенаправленных мер по поддержке детского и юношеского чтения как основы общей и профессиональной культуры будущих поколений населения нашей страны, как средства повышения ее человеческого капитала.
Для решения этой масштабной, многоаспектной, междисциплинарной и межотраслевой задачи необходима разработка и реализация соответствующей программы как комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных мер политического, управленческого, организационного, нормативно-правового, экономического, образовательного, просветительского, научно-исследовательского, научно-методического и информационно-медийного характера.
Проблемы поддержки чтения детей и юношества могут быть в значительной степени устранены при верном понимании порождающих их причин, мобилизации соответствующих ресурсов, объединении усилий государства, существующих в России институтов поддержки и развития чтения, структур гражданского общества и частного сектора. Их потенциал достаточен для разработки научно обоснованной программы и последующей успешной ее реализации.
Определенная работа в этом направлении уже проделана. Значительную роль в осмыслении проблем чтения, корректировки функций и мобилизации институтов поддержки и развития чтения сыграло принятие в 2006 году некоммерческим партнерством "РОССИЙСКИЙ КНИЖНЫЙ СОЮЗ" и Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям Национальной программы поддержки и развития чтения.
В регионах России предпринимаются действия, направленные на вовлечение в деятельность по поддержке и развитию чтения органов власти субъектов Российской Федерации, государственных и негосударственных учреждений культуры, науки, образования, институтов гражданского общества и коммерческих структур.
В обществе возросли осознание культурной значимости чтения и интерес к поддержке чтения, литературы, родного языка. Стали более эффективными формы профессиональной коммуникации, связанные с продвижением чтения, активизировались научные междисциплинарные исследования проблем чтения. В профессиональной и массовой печати, на телевидении и радио растет количество выступлений, посвященных теме чтения, появляются новые формы рекламы книги и чтения, все большее распространение приобретают комплексные массовые формы популяризации книги и чтения.
Проведение в России Года литературы, книжных фестивалей на Красной площади, создание организационного комитета по поддержке литературы, книгоиздания и чтения в Российской Федерации в 2016 - 2018 годах, Общества русской словесности, принятие стратегических документов (Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики", федеральная целевая программа "Русский язык" на 2016 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2015 года N 481 "О федеральной целевой программе "Русский язык" на 2016 - 2020 годы", Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 года N 637-р), а также возвращение сочинения (изложения) как формы допуска к государственной итоговой аттестации для обучающихся 11 (12) классов в общеобразовательной организации создали платформу для популяризации классической и современной детской литературы, привлечения внимания к совершенствованию использования детьми и юношеством родного языка.
Весь этот опыт должен быть проанализирован и использован при разработке программы.
Основная цель программы - повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения, развитие культурной и читательской компетентности детей и юношества, а также формирование у подрастающего поколения высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров.
Приоритетными задачами программы являются разработка междисциплинарной научно-методической основы развития и поддержки детского и юношеского чтения, развитие системы поддержки и повышение качества издаваемой детской литературы как базовой основы детской культуры, совершенствование институциональной инфраструктуры детского и юношеского чтения и развитие ее кадрового потенциала, повышение статуса и роли детского и юношеского чтения в обществе и формирование современной читательской компетентности детей и юношества.
Программа базируется на дифференцированном возрастном подходе, учитывающем особенности читательского поведения детей дошкольного, младшего школьного и юношеского возраста.
Построение программы основывается на следующих принципах:
принцип учета психолого-педагогических закономерностей и индивидуальных особенностей развития ребенка на разных возрастных этапах (включая как одаренных детей, так и детей с ограниченными возможностями здоровья);
принцип активного участия детей и юношества в реализации программы;
принцип доступности, согласно которому все дети России должны иметь возможность читать лучшие детские книги и детскую периодику;
принцип партнерства, межведомственной кооперации и координации усилий, прежде всего сфер образования, культуры, социальной защиты семьи, а также средств массовой информации;
принцип системного подхода.
Проблемы в сфере детского чтения, овладения грамотной письменной и устной речью (даже на родном языке) необходимо решать, в том числе и в рамках системы общего образования. В числе первоочередных задач предусматривается совершенствование образовательных программ в области филологии и педагогического образования, системы повышения квалификации педагогических работников, а также повышение уровня подготовки молодых педагогов (в том числе для дошкольного образования). Подготовка педагогических работников предусматривает включение курсов, дающих возможность подготовить обучающихся к работе с образовательным текстом по истории, географии, биологии, физике, химии или по иному учебному предмету. В образовательных организациях сферы культуры целесообразно вернуться к вопросу о возрождении кафедр детской литературы и библиотечной работы с детьми, в образовательных организациях, которые готовят кадры для издательств и книжной торговли, - специализаций и направлений по работе с детской книгой, в образовательных организациях педагогической направленности - курсов методики внеклассного чтения и детской литературы. Целесообразно проработать вопрос о целевой подготовке специалистов в области детского чтения, а также необходимо уделить внимание детской литературе в учебных планах образовательных организаций, ведущих подготовку филологов, педагогов и библиотекарей.
Положения программы опираются на общественно-профессиональную экспертизу, реализацию принципа государственно-общественного партнерства, привлечение общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с поддержкой детского и юношеского чтения. В программе предусматриваются меры по развитию государственно-частного партнерства, активному участию в проектах социально ориентированных бизнес-структур.
Программа также опирается на российские и международные научные исследования (культурологические, социологические, психологические, педагогические, книговедческие, библиотековедческие и другие исследования), международный опыт реализации аналогичных программ и стратегий, мнения экспертного сообщества.
Предусматриваются федеральный, региональный и муниципальный уровни реализации программы.
Основными направлениями реализации программы являются:
научно-исследовательская и методическая деятельность;
поддержка детской литературы, книгоиздания и книгораспространения;
развитие инфраструктуры детского и юношеского чтения;
развитие кадрового потенциала;
деятельность в медиасфере, направленная на поддержку детского и юношеского чтения.
В рамках направления, касающегося научно-исследовательской и методической деятельности, предусматриваются:
проведение регулярных всероссийских научных комплексных социологических, психолого-педагогических и других исследований, в том числе: