ГОРОДСКОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 3 июля 2019 года N 109


О внесении изменений в приложение к Решению городского Совета депутатов Калининграда от 09.10.2013 N 302 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития городского округа "Город Калининград" на период до 2035 года" (в редакции Решений от 06.07.2016 N 235, от 05.07.2017 N 158, от 04.07.2018 N 119)



Заслушав и обсудив информацию заместителя главы администрации, председателя комитета экономики и финансов Дмитриевой Н.А., председателя комиссии по бюджету и муниципальной собственности - заместителя председателя городского Совета депутатов Калининграда Быкова О.А., в соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Уставом городского округа "Город Калининград", Решением городского Совета депутатов Калининграда от 30.09.2015 N 269 "Об утверждении Порядка осуществления мониторинга и контроля реализации Стратегии социально-экономического развития городского округа "Город Калининград", Решением совета по стратегическому планированию от 26.06.2019 N 3 "О внесении корректировок в Стратегию социально-экономического развития городского округа "Город Калининград" на период до 2035 года городской Совет


РЕШИЛ:


1. Внести изменения в приложение к Решению городского Совета депутатов Калининграда от 09.10.2013 N 302 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития городского округа "Город Калининград" на период до 2035 года" (в редакции Решений от 06.07.2016 N 235, от 05.07.2017 N 158, от 04.07.2018 N 119), изложив Стратегию социально-экономического развития городского округа "Город Калининград" на период до 2035 года в новой редакции (приложение).


2. Опубликовать Решение в газете "Гражданин", разместить на официальном сайте городского Совета депутатов Калининграда и направить копию Решения в Правительство Калининградской области для включения в региональный регистр муниципальных нормативных правовых актов.


3. Контроль за исполнением Решения возложить на комиссию по бюджету и муниципальной собственности (Быков О.А.).



Глава городского округа
"Город Калининград"
А.Н. Силанов



Председатель городского Совета
депутатов Калининграда
А.М. Кропоткин



Приложение
к Решению
городского Совета
депутатов Калининграда
от 3 июля 2019 г. N 109



Приложение
к Решению
городского Совета
депутатов Калининграда
от 9 октября 2013 г. N 302



СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития городского округа "Город Калининград" на период до 2035 года



Преамбула


Стратегия социально-экономического развития городского округа "Город Калининград" на период до 2035 года (далее - Стратегия) является документом, отражающим основные направления долгосрочного развития города Калининграда. В Стратегии учтены существующие бюджетные, организационные и иные ограничения в отношении базовых направлений экономического и социального развития города: улучшения качества жизни населения, развития человеческих ресурсов, развития инфраструктуры и создания благоприятной деловой среды.


Главным стратегическим документом, определяющим основные направления развития Калининградской области в долгосрочной перспективе, является Стратегия социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу. Подготовка Стратегии была вызвана необходимостью формирования эффективной региональной системы управления стратегическим развитием, ориентированной на достижение стратегических целей развития Российской Федерации и обеспечивающей решение системных проблем регионального развития. Разработка стратегий и программ социально-экономического развития муниципальных образований Калининградской области в рамках единой методологии, с увязкой по целям, задачам и приоритетам является одним из ключевых элементов создаваемой системы управления стратегическим развитием региона.


Актуальность разработки Стратегии обусловлена поиском подходов к решению ключевых социально-экономических проблем города в средне- и долгосрочной перспективе, а также необходимостью адаптации действующей экономической, бюджетной, финансовой, инвестиционной, социальной системы муниципального управления к новым экономическим условиям, закрепленным в Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации. Также одной из задач ключевого документа стратегического планирования является консолидация местного сообщества (органов власти муниципального образования, хозяйствующих субъектов и гражданского общества) для решения вопросов развития города, его будущего.


Структура и содержание Стратегии разработаны в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке стратегии и программы социально-экономического развития муниципального образования Калининградской области, положениями Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу, положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".


В настоящей Стратегии учтены вступление Российской Федерации в ВТО, проведение в городе финального этапа чемпионата мира по футболу в 2018 году, приграничное сотрудничество с Польшей и Литвой, утверждение Государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года", прекращение с 2016 года ряда преференций Особой экономической зоны Калининградской области, реализация приоритетных национальных проектов "Доступное жилье", "Качественное образование", "Эффективное сельское хозяйство", реформа местного самоуправления, административная реформа, повышение эффективности бюджетных расходов, вопросы инновационного развития и ряд других государственных задач, обозначенных Президентом Российской Федерации в ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации.


Кроме того, на ранних этапах разработки Стратегии к обсуждению стратегических приоритетов развития города привлекались экспертное, бизнес- и профессиональные сообщества города. Таким образом, данная Стратегия представляет собой согласованное представление городского сообщества об основных целях и задачах развития города, а также предполагает вовлечение городского сообщества в реализацию основных направлений Стратегии.



Анализ текущей конкурентоспособности Калининграда



SWOT-анализ


В результате SWOT-анализа были выявлены ключевые как благоприятные, так и неблагоприятные внешние события и условия, которые влияют или могут существенно повлиять на ситуацию в области и городе, то есть определяют возможности и угрозы для развития Калининграда.

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

- выгодное геоэкономическое положение области и города;

- режим особой экономической зоны в Калининградской области;

- один из незамерзающих портов на Балтике с развитой портовой инфраструктурой;

- строительство Приморского кольца - современной автомагистрали, связывающей Калининград, аэропорт, прибрежные города региона в единую транспортную сеть;

- предпосылки (наличие объектов историко-культурного наследия) для развития исторического и познавательного туризма;

- наличие искусственно созданного в досоветский период ландшафта, а также набережных, обладающих рекреационным потенциалом;

- развитый потребительский рынок;

- развитое относительно других регионов России малое и среднее предпринимательство;

- развитая инфраструктура спорта;

- развитая система профессионального образования (вузов);

- высокий образовательный и культурный уровень значительной части населения города;

- высокий уровень общественной активности.

- анклавность (эксклавность) территории области и возникающие в этой связи таможенные и визовые проблемы для развития туризма, развития деятельности товаропроизводителей, ориентированных на российский рынок;

- ограниченная емкость внутрирегионального рынка ограничивает возможности развития многих сфер деятельности и отраслей экономики;

- зависимость целого ряда отраслей от импорта комплектующих, низкая локализация производства;

- утрата предприятиями Калининграда, оставшимися от советских времен, традиционных рынков сбыта;

- подверженность территории города воздействию ряда природно-техногенных процессов - затоплению нагонными паводками, подтоплению грунтовыми водами и др. Данные явления и процессы осложняют ведение хозяйственной деятельности на территории города и требуют проведения комплекса защитных инженерно-технических мероприятий;

- нерешенность вопросов, связанных с экологией и безопасностью проживания, а также безопасностью и удобством пребывания в Калининграде российских и иностранных туристов (отсутствие навигации, сервисных информационных центров, высокая степень загрязнения водоемов);

- проблемы городской среды: недостаточное благоустройство города, отсутствие пешеходных прогулочных зон, недостаточное количество озелененных пространств, зон для отдыха, прогулок и развлечений горожан и туристов, отсутствие связанной сети велодорожек, низкий уровень доступности городской среды для инвалидов;

- инфраструктурные ограничения развития города, сдерживающие жилищное строительство (в первую очередь это касается сетей водоснабжения и водоотведения, мощности тепловых источников, лимитов газа), нескоординированное развитие городских инженерных инфраструктур;

- отсутствие площадок, прошедших инженерную подготовку, для размещения производственных мощностей, т.е. земельных участков, обеспеченных возможностью подключения к сетям инженерно-технического обеспечения и свободных от прав третьих лиц, при значительной по площади пустующей промышленной территории;

- отсутствие продуманной внутригородской транспортной системы;

- недостаток кадров необходимой квалификации (особенно квалифицированной рабочей силы и инженерных кадров, способных обеспечить развитие инновационной экономики);

- отсутствие развитой системы подготовки персонала в сегменте HoReCa;

- старение населения, сокращение доли трудоспособного населения.

Возможности (O)

Угрозы (T)

- развитие транспортно-транзитных функций города;

- интеграция в культурную жизнь Балтийского макрорегиона, формирование общего с Европой и Россией календаря культурных событий;

- возможность участия в международных инфраструктурных проектах;

- развитие туризма (включая водный туризм, велотуризм, познавательный туризм, бизнес-туризм);

- развитие выставочной деятельности;

- формирование собственной торговой и сервисной специализации города в рамках Балтийского макрорегиона, СЗФО;

- интеграция в рынки сбыта Восточной Европы, Балтийского макрорегиона;

- развитие янтарной промышленности.

- ужесточение визового и таможенного режима со стороны ЕС;

изменение федерального законодательства, влекущее ухудшение положения предприятий города, резидентов ОЭЗ в Калининградской области;

- ухудшение рекреационного потенциала Калининградской области вследствие обострения экологических проблем;

- дестабилизация мировой экономики, возможное повторение мирового кризиса.



Внешние вызовы развития


В середине первого десятилетия нового тысячелетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.


Усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и включающей системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала. Становятся более доступными глобальные поставщики и рынки потребления.


Возрастание роли нематериальных активов, резко усиливающаяся роль инноваций в социально-экономическом развитии и обесценивание многих традиционных факторов роста. В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в том числе в здравоохранении и других сферах развития человеческого потенциала.


Возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности.



Анализ социально-экономического положения


Анализ социально-экономического положения города Калининграда показывает, что конкурентоспособность экономики Калининграда в текущее время и долгосрочной перспективе будет определяться следующими факторами:


- инвестиционной привлекательностью Калининграда, которая в значительной степени зависит от геополитической ситуации и установленных для Калининградской области федеральным законодательством преференций;


- благоприятностью деловой среды, определяемой, с одной стороны, мерами поддержки малого и среднего предпринимательства, приоритетных отраслей экономики и, с другой стороны, имеющимися на региональном и местном уровнях административными барьерами для ведения бизнеса;


- компетенциями специалистов, работающих в городе, качеством и возобновляемостью трудовых ресурсов;


- конкурентоспособностью и эффективностью промышленных предприятий, находящихся в городе.


Анализ конкурентоспособности отдельных секторов экономики города в средне- и долгосрочной перспективе приведен в приложении N 2.


Как видно из рисунка 1, город занимает лидирующее положение в экономике области, что свидетельствует о значимости Калининграда в обеспечении конкурентоспособности всего региона в целом. Так, по итогам 2018 года доля города в аналогичных значениях показателей в целом по Калининградской области находится в пределах от 21,8% (объем работ по договорам строительного подряда) до 88,4% (грузооборот автотранспорта).



Рисунок 1. Доля городского округа "Город Калининград" в экономике области, %*

________________

* Рисунок 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Промышленность


В промышленности города ведущая роль принадлежит обрабатывающим производствам. Так, в 2018 году в сравнении с 2008 годом зафиксирован рост объема отгруженной продукции в 2,9 раза.



Таблица 1. Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без НДС и акцизов) по хозяйственным видам экономической деятельности в ценах соответствующих лет, млн. руб.

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Добыча полезных ископаемых

18393,7

13369,4

12049,8

11883,0

14767,4

15449,9

Обрабатывающие производства

96815,0

113987,3

88055,0

145747,7

202991,3

239182,2

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

9527,6

11437,2

12755,9

14954,0

21488,7

17532,5

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Добыча полезных ископаемых

13417,8

11007,8

12573,1

12284,7

12445,4

... <1>

Обрабатывающие производства

249301,5

276424,2

207693,4

206545,9

248025,0

317692,3

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды <2>

18351,6

18835,0

19334,8

22110,5

-

-

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

-

-

-

-

23544,1

24716,8

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

-

-

-

-

2053,7

1617,5


________________


<1> Данные не публикуются в целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от организаций, в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (ст. 4, п. 5, ст. 9, п. 1).


<2> С 2017 года введен в действие новый общероссийский классификатор видов экономической деятельности, из которого исключен раздел "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды", в который введены разделы "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" и "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений".


Наиболее значимыми видами деятельности в обрабатывающих производствах по удельному весу в общем объеме выпуска продукции являются (по крупным и средним организациям; см. рисунок 2 производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, производство химических веществ и химических продуктов, производство пищевых продуктов. Так, удельный вес производства автотранспортных средств в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами обрабатывающих производств, достиг в 2018 году 79,2%. При этом превалирующий вклад в объем отгруженной продукции обрабатывающих производств производства автотранспортных средств связан с деятельностью ООО "Автотор Холдинг", с 1997 года начавшего в рамках стратегического партнерства с концернами "BMW", "General Motors" и "KIA" производство автомобилей под этими брендами. За 20 лет работы предприятиями "Автотора" было произведено более 90 моделей автомобилей иностранных брендов. В настоящее время выпускаются легковые автомобили известных мировых брендов "BMW", "KIA", "Hyundai", а также коммерческие автомобили "Hyundai", "Ford Cargo". К настоящему времени "Автотор" создал в Калининградской области мощности по производству до 250 тыс. автомобилей в год по технологиям "SKD" и "CKD" (около 9% в объеме произведенных и проданных на территории Российской Федерации автомобилей), включая новые сварочные и окрасочные комплексы, а также около 30000 рабочих мест, в том числе на смежных предприятиях.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»