ГОРОДСКОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ КАЛИНИНГРАДА

РЕШЕНИЕ

от 4 июля 2018 года N 119


О внесении изменений в приложение к Решению городского Совета депутатов Калининграда от 09.10.2013 N 302 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития городского округа "Город Калининград" на период до 2035 года" (в редакции Решений от 06.07.2016 N 235, от 05.07.2017 N 158)



Заслушав и обсудив информацию заместителя главы администрации, председателя комитета экономики, финансов и контроля Дмитриевой Н.А., председателя комиссии по бюджету и муниципальной собственности - заместителя председателя городского Совета депутатов Калининграда Быкова О.А., в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Решением городского Совета депутатов Калининграда от 30.09.2015 N 269 "Об утверждении Порядка осуществления мониторинга и контроля реализации Стратегии социально-экономического развития городского округа "Город Калининград", Решением совета по стратегическому планированию от 07.06.2018 N 3 "О внесении корректировок в Стратегию социально-экономического развития городского округа "Город Калининград" на период до 2035 года" городской Совет


РЕШИЛ:



1. Внести следующие изменения в приложение к Решению городского Совета депутатов Калининграда от 09.10.2013 N 302 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития городского округа "Город Калининград" на период до 2035 года" (в редакции Решений от 06.07.2016 N 235, от 05.07.2017 N 158), изложив в новой редакции:


1.1. Подраздел "Оценка качества жизни жителями города" раздела "Анализ текущей конкурентоспособности Калининграда" (приложение N 1);


1.2. Раздел "Концепция пространственного развития" (приложение N 2);


1.3. Подраздел "Цели и задачи первого этапа реализации Стратегии" раздела "Цели, задачи и контрольные показатели Стратегии" (приложение N 3);


1.4. Приложение 1 "Показатели эффективности реализации Стратегии" (приложение N 4).


2. Опубликовать Решение в газете "Гражданин", разместить на официальном сайте городского Совета депутатов Калининграда и направить в Правительство Калининградской области для включения в региональный регистр муниципальных нормативных правовых актов в соответствии с действующим законодательством.


3. Контроль за исполнением Решения возложить на комиссию по бюджету и муниципальной собственности (Быков О.А.).



Глава городского округа
"Город Калининград"
А.Н. Силанов



Председатель городского
Совета депутатов Калининграда
А.М. Кропоткин



Приложение N 1
к Решению
городского Совета
депутатов Калининграда
от 4 июля 2018 г. N 119



Оценка качества жизни жителями города


Наиболее важными аспектами, влияющими на качество жизни, с точки зрения жителей города, являются коммунальные услуги, рабочие места, медицинское обслуживание. Кроме того, к важным аспектам качества жизни жителями отнесены жилье, городской транспорт, дошкольное и школьное образование, личная безопасность, экология.


При этом жители различают наиболее важные аспекты качества жизни и наиболее проблемные, то есть наиболее актуальные на сегодняшний день (см. таблицу 5). Наиболее проблемными признаны (от самого проблемного к наименее проблемному): плохое состояние дорог, низкий уровень зарплат и пенсий, низкий уровень жизни, безработица, сокращение числа рабочих мест, низкое качество медицинских услуг, проблемы в здравоохранении, высокие тарифы на услуги ЖКХ, недостаточное благоустройство населенных пунктов (городов, поселков), рост цен на продукты питания и товары первой необходимости, рост цен на услуги ЖКХ, низкое качество услуг ЖКХ (несоответствие тарифов качеству услуг, неудовлетворительная работа управляющих компаний).


Таким образом, в центре внимания администрации городского округа должны быть прежде всего аспекты, которые являются одновременно и наиболее важными, и наиболее проблемными: плохое состояние дорог, городской транспорт, рабочие места, качество медицинского обслуживания, коммунальные услуги и их качество.



Таблица 5. Рейтинг факторов, влияющих на качество жизни, с точки зрения жителей Калининграда

Наиболее важные факторы

Наиболее проблемные факторы

1. Коммунальные услуги

1. Плохое состояние дорог

2. Рабочие места

2. Низкий уровень зарплат и пенсий, низкий уровень жизни

3. Медицинское обслуживание

3. Безработица, сокращение числа рабочих мест

4. Жилье

4. Низкое качество медицинских услуг, проблемы в здравоохранении, высокие тарифы на услуги ЖКХ

5. Городской транспорт

5. Недостаточное благоустройство населенных пунктов (городов, поселков)

6. Дошкольное и школьное образование

6. Рост цен на продукты питания и товары первой необходимости

7. Личная безопасность

7. Рост цен на услуги ЖКХ

8. Экология

8. Низкое качество услуг ЖКХ (несоответствие тарифов качеству услуг, неудовлетворительная работа управляющих компаний)



Приложение N 2
к Решению
городского Совета
депутатов Калининграда
от 4 июля 2018 г. N 119



КОНЦЕПЦИЯ
 пространственного развития


Одну из ключевых ролей в повышении конкурентоспособности территорий играет интеллектуальный потенциал и человеческий капитал в целом. Для реализации основных приоритетов развития города важно сосредоточить усилия на закреплении молодежи в городе и привлечении высококвалифицированных кадров, для которых качество городской среды становится одним из важнейших критериев при выборе места жизни. Для предпринимателей имидж города, во многом зависящий от комфортности городской среды, также является важным критерием при выборе места для ведения бизнеса, размещения производственных мощностей. Качество архитектурно-планировочных решений в городской черте, а также экологическая безопасность и комфорт проживания существенным образом влияют на капитализацию городских территорий и привлекательность города для инвестиций. Таким образом, территориальное планирование является одним из важнейших аспектов развития города на средне- и долгосрочную перспективу.


Проведенный анализ социально-экономического и территориального развития Калининграда позволил зафиксировать, что смена экономико-производственной специализации города в границах России и Балтийского макрорегиона, изменение структуры региональной экономики, изменения в структуре общества и образе жизни горожан (дифференциация по уровню доходов, новые стандарты потребления, резкий рост уровня автомобилизации и т.д.) привели к:


- проблематизации сложившейся пространственной организации города. Ключевыми элементами пространственной организации выступали административные и промышленные зоны, функционально притягивавшие жилые зоны (спальные районы) и инфраструктуру. В результате стали доминировать новые центры, связанные в первую очередь с новыми секторами экономики и стандартами потребления;


- усилению агломерационных связей между Калининградом, Гурьевским муниципальным районом и городами побережья (Зеленоградском, Пионерским, Светлогорском, Балтийском, Светлым), в границах которых происходит территориальное распределение отдельных производственных, социальных и культурных функций;


- необходимости реализации новых проектов по развитию города. Это связано с тем, что развитие городов обладает гораздо большей внутренней инерционностью, чем рыночная и социальная динамика. Приведение городской среды и системы расселения в соответствие с экономическими и социальными изменениями требует селективной поддержки определенных частных проектов.


Территориальное развитие Калининграда в период расчетного срока действия Генерального плана (до 2035 года) должно основываться на следующих принципах:


- формирование максимально комфортной для временного пребывания и постоянного проживания городской среды;


- максимальная капитализация земельных ресурсов города (что существенно влияет на налоговые доходы бюджета), а также максимально эффективное использование неиспользуемых или неэффективно используемых в данный момент земель;


- переход от традиционного градостроительного зонирования микрорайонов к совмещенным многофункциональным зонам (общественно-жилым зонам, общественно-деловым зонам городского центра, производственно-деловым и торговым зонам) - совмещение деловой и жилой недвижимости с публичными пространствами ("микрозонирование" на уровне отдельных девелоперских проектов);


- территориальное планирование должно учитывать развитие калининградской агломерации (Калининград - Гурьевский муниципальный район - муниципалитеты побережья). Развитию агломерационных связей будут способствовать развитие портовой инфраструктуры в Калининградском заливе, развитие туризма в городах побережья, размещение игорной зоны, а также развитие в соответствии с планами Правительства области дорожной сети региона (рис. 6 - не приводится). С учетом этого можно предположить, что основными направлениями территориального развития Калининграда станет северное и северо-западное, в меньшей степени - западное и северо-восточное направления.


Приоритеты развития города Калининграда и указанные принципы территориального развития учтены в новом Генеральном плане городского округа "Город Калининград", утвержденном Решением городского Совета депутатов Калининграда от 06.07.2016 N 225, и Правилах землепользования и застройки, утвержденных Решением городского Совета депутатов Калининграда от 25.12.2017 N 339.


Рисунок 6. Транспортная система Калининградской области*

________________

* Рисунок 6 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.           



Одним из важнейших вопросов в среднесрочной перспективе является развитие центральной части города (помечена красным прямоугольником на рис. 7 - не приводится), возрождение ее историко-культурного значения. С учетом значимости данной территории с точки зрения формирования "лица" города представляется неэффективным занимать ее торговыми комплексами. При воссоздании исторической (плотной) застройки острова Канта (острова Кнайпхоф, делового района) серьезным препятствием является мост (проспект Ленинский), существенно снижающий капитализацию территории острова. В целом разработка проекта планировки исторического центра города должна вестись с учетом решений, предложенных в рамках международного конкурса на разработку концепции архитектурно-градостроительного развития территорий исторического центра Калининграда "Королевская гора и ее окружение", проходившего в Калининграде в 2013-2017 гг.


В центре города (в границах внутренней кольцевой дороги, рис. 7) следует уделить особое внимание территории Московского района, в том числе набережной (помечена зеленым штрихом на рис. 7), примыкающей непосредственно к историческому центру города. Существующий облик района (зданий и прилегающих территорий) существенно снижает капитализацию проектов реконструкции центральной части города. В ближайшей перспективе снос существующих зданий с расселением жителей и полная перестройка района невозможны. Однако возможно проведение капитального ремонта существующих зданий с ремонтом фасадов.



Рисунок 7. Основные направления пространственного развития Калининграда*

________________

* Рисунок 7 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.     



В перечень мероприятий по реализации генерального плана также предлагается включить разработку концепции комплексного развития и обустройства набережных реки Преголи и прилегающих территорий, а также подготовку на основании указанной концепции проектов планировки с объемно-пространственным решением застройки указанных территорий. В развитие проекта Waterfront планируется реконструкция существующей застройки по набережной реки Преголи, предполагающая вынос с этой территории существующих коммунальных предприятий и строительство объектов общественного назначения.


Городские набережные могут сыграть важную роль при формировании в центральной части города зон, привлекательных для туристического посещения. Фактически речь идет о формировании за счет архитектурно-строительных решений туристических маршрутов, в том числе пеших, объединяющих как объекты культурного наследия, так и торгово-выставочные и досуговые объекты. При создании подобных маршрутов следует рассмотреть возможность размещения туристической инфраструктуры вдоль водоемов г. Калининграда.


Связующим звеном при формировании пешеходных туристических маршрутов могут стать:


- единый природно-экологический каркас города, объединяющий искусственные водоемы и каналы и парковые территории;


- места города, связанные с жизнью и деятельностью И. Канта.


Также может рассматриваться вопрос о формировании туристических маршрутов, объединяющих существующие форты Калининграда (фортификационные сооружения Кенигсберга). По границам формируемых туристических маршрутов необходимо выделение зон для размещения объектов индустрии гостеприимства (гостиниц, ресторанов, досуговых объектов и т.д.).


Значимым с точки зрения формирования комфортной городской среды является формирование природно-экологического каркаса города: в перечне первоочередных мероприятий реализации Генерального плана должны быть предусмотрены мероприятия по восстановлению исторического характера озеленения, обустройства городских парков и мест отдыха и увеличению их площади, обустройству водных объектов. Также необходимы разработка и утверждение целевой программы по оздоровлению экологической обстановки в городе Калининграде. Должна быть также разработана система постоянного мониторинга окружающей среды. С учетом того, что значительная территория города подвержена воздействию ряда природно-техногенных процессов (затоплению нагонными паводками, заболачиванию, подтоплению грунтовыми водами), необходима разработка комплекса защитных инженерно-технических мероприятий. Также необходимо исключить сброс загрязненных сточных вод (без очистки и недостаточно очищенных) в водные объекты города.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»