Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 июня 2019 года N 202-П


О региональной Программе "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Астраханской области"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2023 на основании Постановления Правительства Астраханской области от 15.12.2022 N 640-П.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 20 сентября 2021 года)

(в ред. Постановлений Правительства Астраханской области от 06.07.2020 N 297-П, от 29.06.2021 N 265-П, от 20.09.2021 N 421-П)




В соответствии с Федеральным законом от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Законом Астраханской области от 28.12.2015 N 107/2015-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования отношений в области обращения с отходами производства и потребления на территории Астраханской области" Правительство Астраханской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Астраханской области".


2. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области опубликовать настоящее Распоряжение в средствах массовой информации.


3. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Врио Губернатора Астраханской области
И.Ю.БАБУШКИН



Утверждена
Постановлением Правительства
Астраханской области
от 21 июня 2019 г. N 202-П



РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, НА ТЕРРИТОРИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ"

(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 20.09.2021 N 421-П)




Паспорт региональной программы "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Астраханской области"

Наименование Программы

"Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Астраханской области" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"

Ответственный исполнитель Программы

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области

Исполнители Программы

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области;

министерство экономического развития Астраханской области;

органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области (по согласованию);

операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (по согласованию);

региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) (по согласованию)

Цель Программы

Создание эффективной системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Астраханской области

Задачи Программы

- реализация регионального проекта "Чистая страна (Астраханская область)" в рамках национального проекта "Экология";

- реализация регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (Астраханская область)" в рамках национального проекта "Экология";

- формирование комплексной системы управления отходами производства и потребления;

- создание и развитие производств в сфере обращения с отходами;

- формирование экологической культуры обращения с отходами населения в сфере обращения с отходами через систему экологического образования и просвещения

Целевые показатели Программы

- сокращение территорий, загрязненных отходами производства и потребления (по данным территориальной схемы обращения с отходами на территории Астраханской области), %;

- количество ликвидированных несанкционированных свалок в границах городов, шт.;

- численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией несанкционированных свалок в границах городов, тыс. чел.;

- количество ликвидированных наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, шт.;

- численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе находящихся в собственности Российской Федерации, тыс. чел.;

- доля направленных на утилизацию отходов, выявленных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов, %;

- доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных, твердых коммунальных отходов, %;

- доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов, %;

- доля импорта оборудования для обработки и утилизации твердых коммунальных отходов, %;

- доля разработанных электронных моделей, %;

- охват сельских населенных пунктов системой сбора и вывоза твердых коммунальных отходов согласно территориальной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Астраханской области, %;

- доля обезвреженных отходов в общем объеме образованных отходов в процессе производства и потребления, %;

- доля населения области, охваченного системой обращения с твердыми коммунальными отходами, к общей численности населения области, %

Этапы и сроки реализации Программы

2019 - 2024 годы

Объемы бюджетных ассигнований Программы

Финансовое обеспечение Программы осуществляется в рамках государственной программы "Улучшения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории Астраханской области", утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 369-П. Информация об источниках финансового обеспечения мероприятий в области обращения с отходами представлена в приложении N 1 к Программе

Ожидаемые результаты реализации Программы

- сокращение территорий, загрязненных отходами производства и потребления (по данным территориальной схемы обращения с отходами на территории Астраханской области), ежегодно составит не менее 10%;

- количество ликвидированных несанкционированных свалок в границах городов к 2024 году достигнет 1 ед.;

- численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией несанкционированных свалок в границах городов, к 2024 году составит не менее 36,5 тыс. чел.;

- доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов к 2024 году достигнет 1,4%;

- доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов к 2024 году достигнет 100%;

- доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов к 2024 году достигнет 98,6%;

- доля импорта оборудования для обработки и утилизации твердых коммунальных отходов к 2024 году уменьшится до 22%;

- доля разработанных электронных моделей к 2024 году достигнет 100%;

- охват сельских населенных пунктов системой сбора и вывоза твердых коммунальных отходов согласно территориальной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Астраханской области ежегодно составляет 100%;

- доля обезвреженных отходов в общем объеме образованных отходов в процессе производства и потребления ежегодно составит 4%;

- доля населения, охваченного услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами, к 2020 году не менее 90%



1. Характеристика существующего состояния в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Астраханской области


Астраханская область расположена на юго-востоке Восточно-Европейской равнины в пределах Прикаспийской низменности, в умеренных широтах, в зоне пустынь и полупустынь, которые используются в основном как пастбища. Область узкой полосой протянулась по обе стороны от Волго-Ахтубинской поймы на расстоянии более 400 км. Относится к Южному федеральному округу, граничит с Волгоградской областью - на севере, с Республикой Калмыкия - на западе, с Казахстаном - на востоке, на юге и юго-востоке омывается водами Каспийского моря. Административный центр области - город Астрахань. Область занимает шестое место из восьми регионов Поволжья по площади территории (44,1 тыс. км2).


В рамках муниципального устройства области в границах административно-территориальных единиц Астраханской области всего образовано 2 городских округа (город Астрахань, ЗАТО Знаменск) и 11 муниципальных районов (Ахтубинский, Володарский, Енотаевский, Икрянинский, Камызякский, Красноярский, Лиманский, Наримановский, Приволжский, Харабалинский, Черноярский), включающих 11 городских и 117 сельских поселений.


Проблема накопления отходов, в том числе отходов производства и потребления, является актуальной как для Российской Федерации, так и для Астраханской области.


Основными причинами возникновения в Астраханской области экологических проблем в области обращения с отходами производства и потребления являются:


- высокая стоимость строительства объектов размещения отходов, отвечающих природоохранным и санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормам;


- высокая стоимость энергетических ресурсов, в связи с чем создание сети пунктов сбора вторичного сырья становится нерентабельным;


- отсутствие условий для обезвреживания некоторых видов отходов I - III классов опасности;


- нехватка мощностей для утилизации и обезвреживания отдельных категорий отходов;


- отсутствие единого механизма ликвидации накопленного вреда окружающей среде;


- отсутствие эффективных мер экономического стимулирования утилизации и обезвреживания отходов;


- низкий уровень культуры малоотходного потребления и ответственного отношения у граждан к загрязнению окружающей среды бытовыми отходами.


Обращение с отходами является одним из показателей уровня социально-экономического развития региона и экологической культуры граждан. Постоянно возрастающие объемы образования отходов могут стать одной из основных угроз экологической безопасности.


За последние 20 лет значительно изменилась структура потребления населения, в связи этим изменились объемы образования твердых коммунальных отходов на душу населения, а также их морфологический состав. Изменение потребления структуры в первую очередь обусловлено увеличением доли различного рода упаковок в структуре отходов, а также увеличением доли новых видов отходов, до этого не свойственных прежней структуре потребления.


Инфраструктура, используемая в сфере обращения с отходами на территории Астраханской области, развита слабо.


В регионе практически отсутствуют мощности для обезвреживания, утилизации и захоронения отходов.


За 2019 год на территории Астраханской области образовано 311 тыс. тонн отходов производства и потребления, за 2020 год - 310 тыс. тонн.


Уровень переработки и обезвреживания бытовых и промышленных отходов в Астраханской области остается крайне низким.


Размещение отходов на необустроенных в соответствии с природоохранными требованиями свалках, а также стихийных свалках оказывает отрицательное влияние на окружающую среду и ухудшает экологическую обстановку в регионе.


Одним из способов сокращения потока отходов на полигоны является выделение (обработка) из твердых коммунальных отходов ресурсов, пригодных для вторичного использования.


В целях минимизации поступающих отходов на захоронение, производства продукции из вторичного сырья, внедрения наилучших доступных технологий в целях снижения значительного негативного воздействия на окружающую среду на территории Астраханской области функционирует мусоросортировочный комплекс, эксплуатируемый обществом с ограниченной ответственностью "Чистая среда", расположенный по адресу: Астраханская область, Наримановский район, в 3,7 км севернее поселка Тинаки, в 8,5 км северо-западнее села Солянка.


Мусоросортировочный комплекс предназначен для сортировки поступающих на объект смешанных твердых коммунальных отходов и временного накопления вторичных ресурсов.


Производительность мусоросортировочного комплекса по обработке твердых коммунальных отходов составляет 350 тыс. тонн/год.


Существующие полигоны для захоронения отходов в ЗАТО Знаменск и Лиманском районе Астраханской области не оснащены сортировочными комплексами. Имеется необходимость строительства объекта сортировки для отходов, направляемых на полигон захоронения твердых коммунальных отходов, расположенный в ЗАТО Знаменск. Строительство указанного объекта целесообразно при условии направления потоков из Ахтубинского района Астраханской области на полигон в ЗАТО Знаменск.


Также проблемой является отсутствие оборудования по переработке мусора во вторичное сырье. Необходимо приобретение оборудования по переработке шин в крошку, которую впоследствии используют для производства резиновой плитки и автомобильных деталей, подложки при строительстве дорог, наполнения спортивных снарядов, а также для переработки пластика.


Кроме того, необходимо решить вопросы, связанные с организацией раздельного сбора твердых коммунальных отходов в сельской местности, а также сокращением образования отходов и снижением класса опасности отходов в источниках их образования.


В связи с этим необходима реализация механизмов, способных эффективно решать задачи максимального вовлечения отходов в промышленное производство для получения товарных продуктов и энергии и, как следствие, снижать негативное воздействие отходов на человека и окружающую среду.


На территории Астраханской области приоритеты государственной политики в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, определены:


- Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";


- Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";


- Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды";


- национальным проектом "Экология", утвержденным Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.09.2018 N 12;


- Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.08.2013 N 298 "Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации";


- государственной программой "Улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории Астраханской области", утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 369-П;


- территориальной схемой обращения с отходами в Астраханской области, утвержденной Постановлением министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 23.09.2016 N 42-п.


Реализация направлений действий, предусмотренных программой, должна обеспечить:


- сокращение образования твердых коммунальных отходов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»