____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2023 на основании Постановления Правительства Астраханской области от 15.12.2022 N 640-П.
____________________________________________________________________
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Правительство Астраханской области постановляет:
1. Внести в Постановление Правительства Астраханской области от 21.06.2019 N 202-П "О региональной программе "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Астраханской области" изменение, изложив региональную программу "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Астраханской области", утвержденную постановлением, в новой редакции согласно приложению к настоящему Постановлению.
2. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Астраханской области
И.Ю.БАБУШКИН
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, НА ТЕРРИТОРИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Наименование Программы | "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Астраханской области" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Федеральный закон от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" |
Ответственный исполнитель Программы | министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области |
Исполнители Программы | министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области; министерство экономического развития Астраханской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области (по согласованию); операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (по согласованию); региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) (по согласованию) |
Цель Программы | Создание эффективной системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Астраханской области |
Задачи Программы | - реализация регионального проекта "Чистая страна (Астраханская область)" в рамках национального проекта "Экология"; - реализация регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (Астраханская область)" в рамках национального проекта "Экология"; - формирование комплексной системы управления отходами производства и потребления; - создание и развитие производств в сфере обращения с отходами; - формирование экологической культуры обращения с отходами населения в сфере обращения с отходами через систему экологического образования и просвещения |
Целевые показатели Программы | - сокращение территорий, загрязненных отходами производства и потребления (по данным территориальной схемы обращения с отходами на территории Астраханской области), %; - количество ликвидированных несанкционированных свалок в границах городов, шт.; - численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией несанкционированных свалок в границах городов, тыс. чел.; - количество ликвидированных наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, шт.; - численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе находящихся в собственности Российской Федерации, тыс. чел.; - доля направленных на утилизацию отходов, выявленных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов, %; - доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных, твердых коммунальных отходов, %; - доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов, %; - доля импорта оборудования для обработки и утилизации твердых коммунальных отходов, %; - доля разработанных электронных моделей, %; - охват сельских населенных пунктов системой сбора и вывоза твердых коммунальных отходов согласно территориальной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Астраханской области, %; - доля обезвреженных отходов в общем объеме образованных отходов в процессе производства и потребления, %; - доля населения области, охваченного системой обращения с твердыми коммунальными отходами, к общей численности населения области, % |
Этапы и сроки реализации Программы | 2019 - 2024 годы |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | Финансовое обеспечение Программы осуществляется в рамках государственной программы "Улучшения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории Астраханской области", утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 369-П. Информация об источниках финансового обеспечения мероприятий в области обращения с отходами представлена в приложении N 1 к Программе |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - сокращение территорий, загрязненных отходами производства и потребления (по данным территориальной схемы обращения с отходами на территории Астраханской области), ежегодно составит не менее 10%; - количество ликвидированных несанкционированных свалок в границах городов к 2024 году достигнет 1 ед.; - численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией несанкционированных свалок в границах городов, к 2024 году составит не менее 36,5 тыс. чел.; - доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов к 2024 году достигнет 1,4%; - доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов к 2024 году достигнет 100%; - доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов к 2024 году достигнет 98,6%; - доля импорта оборудования для обработки и утилизации твердых коммунальных отходов к 2024 году уменьшится до 22%; - доля разработанных электронных моделей к 2024 году достигнет 100%; - охват сельских населенных пунктов системой сбора и вывоза твердых коммунальных отходов согласно территориальной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Астраханской области ежегодно составляет 100%; - доля обезвреженных отходов в общем объеме образованных отходов в процессе производства и потребления ежегодно составит 4%; - доля населения, охваченного услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами, к 2020 году не менее 90% |
Астраханская область расположена на юго-востоке Восточно-Европейской равнины в пределах Прикаспийской низменности, в умеренных широтах, в зоне пустынь и полупустынь, которые используются в основном как пастбища. Область узкой полосой протянулась по обе стороны от Волго-Ахтубинской поймы на расстоянии более 400 км. Относится к Южному федеральному округу, граничит с Волгоградской областью - на севере, с Республикой Калмыкия - на западе, с Казахстаном - на востоке, на юге и юго-востоке омывается водами Каспийского моря. Административный центр области - город Астрахань. Область занимает шестое место из восьми регионов Поволжья по площади территории (44,1 тыс. км2).
В рамках муниципального устройства области в границах административно-территориальных единиц Астраханской области всего образовано 2 городских округа (город Астрахань, ЗАТО Знаменск) и 11 муниципальных районов (Ахтубинский, Володарский, Енотаевский, Икрянинский, Камызякский, Красноярский, Лиманский, Наримановский, Приволжский, Харабалинский, Черноярский), включающих 11 городских и 117 сельских поселений.
Проблема накопления отходов, в том числе отходов производства и потребления, является актуальной как для Российской Федерации, так и для Астраханской области.
Основными причинами возникновения в Астраханской области экологических проблем в области обращения с отходами производства и потребления являются:
- высокая стоимость строительства объектов размещения отходов, отвечающих природоохранным и санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормам;
- высокая стоимость энергетических ресурсов, в связи с чем создание сети пунктов сбора вторичного сырья становится нерентабельным;
- отсутствие условий для обезвреживания некоторых видов отходов I - III классов опасности;
- нехватка мощностей для утилизации и обезвреживания отдельных категорий отходов;
- отсутствие единого механизма ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
- отсутствие эффективных мер экономического стимулирования утилизации и обезвреживания отходов;
- низкий уровень культуры малоотходного потребления и ответственного отношения у граждан к загрязнению окружающей среды бытовыми отходами.
Обращение с отходами является одним из показателей уровня социально-экономического развития региона и экологической культуры граждан. Постоянно возрастающие объемы образования отходов могут стать одной из основных угроз экологической безопасности.
За последние 20 лет значительно изменилась структура потребления населения, в связи этим изменились объемы образования твердых коммунальных отходов на душу населения, а также их морфологический состав. Изменение потребления структуры в первую очередь обусловлено увеличением доли различного рода упаковок в структуре отходов, а также увеличением доли новых видов отходов, до этого не свойственных прежней структуре потребления.
Инфраструктура, используемая в сфере обращения с отходами на территории Астраханской области, развита слабо.
В регионе практически отсутствуют мощности для обезвреживания, утилизации и захоронения отходов.
За 2019 год на территории Астраханской области образовано 311 тыс. тонн отходов производства и потребления, за 2020 год - 310 тыс. тонн.
Уровень переработки и обезвреживания бытовых и промышленных отходов в Астраханской области остается крайне низким.
Размещение отходов на необустроенных в соответствии с природоохранными требованиями свалках, а также стихийных свалках оказывает отрицательное влияние на окружающую среду и ухудшает экологическую обстановку в регионе.
Одним из способов сокращения потока отходов на полигоны является выделение (обработка) из твердых коммунальных отходов ресурсов, пригодных для вторичного использования.
В целях минимизации поступающих отходов на захоронение, производства продукции из вторичного сырья, внедрения наилучших доступных технологий в целях снижения значительного негативного воздействия на окружающую среду на территории Астраханской области функционирует мусоросортировочный комплекс, эксплуатируемый обществом с ограниченной ответственностью "Чистая среда", расположенный по адресу: Астраханская область, Наримановский район, в 3,7 км севернее поселка Тинаки, в 8,5 км северо-западнее села Солянка.
Мусоросортировочный комплекс предназначен для сортировки поступающих на объект смешанных твердых коммунальных отходов и временного накопления вторичных ресурсов.
Производительность мусоросортировочного комплекса по обработке твердых коммунальных отходов составляет 350 тыс. тонн/год.
Существующие полигоны для захоронения отходов в ЗАТО Знаменск и Лиманском районе Астраханской области не оснащены сортировочными комплексами. Имеется необходимость строительства объекта сортировки для отходов, направляемых на полигон захоронения твердых коммунальных отходов, расположенный в ЗАТО Знаменск. Строительство указанного объекта целесообразно при условии направления потоков из Ахтубинского района Астраханской области на полигон в ЗАТО Знаменск.
Также проблемой является отсутствие оборудования по переработке мусора во вторичное сырье. Необходимо приобретение оборудования по переработке шин в крошку, которую впоследствии используют для производства резиновой плитки и автомобильных деталей, подложки при строительстве дорог, наполнения спортивных снарядов, а также для переработки пластика.
Кроме того, необходимо решить вопросы, связанные с организацией раздельного сбора твердых коммунальных отходов в сельской местности, а также сокращением образования отходов и снижением класса опасности отходов в источниках их образования.
В связи с этим необходима реализация механизмов, способных эффективно решать задачи максимального вовлечения отходов в промышленное производство для получения товарных продуктов и энергии и, как следствие, снижать негативное воздействие отходов на человека и окружающую среду.
На территории Астраханской области приоритеты государственной политики в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, определены:
- Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
- национальным проектом "Экология", утвержденным Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.09.2018 N 12;
- государственной программой "Улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории Астраханской области", утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 369-П;
- территориальной схемой обращения с отходами в Астраханской области, утвержденной Постановлением министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 23.09.2016 N 42-п.
Реализация направлений действий, предусмотренных программой, должна обеспечить:
- сокращение образования твердых коммунальных отходов;
- кратное увеличение объемов твердых коммунальных отходов, вовлекаемых в хозяйственный оборот в качестве дополнительных материальных и энергетических ресурсов;
- сокращение объемов твердых коммунальных отходов, направляемых на захоронение;