____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2023 на основании Постановления Правительства Астраханской области от 15.12.2022 N 640-П.
____________________________________________________________________
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Правительство Астраханской области постановляет:
1. Внести в Постановление Правительства Астраханской области от 21.06.2019 N 202-П "О региональной программе "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Астраханской области" изменение, изложив региональную программу "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Астраханской области", утвержденную постановлением, в новой редакции согласно приложению к настоящему Постановлению.
2. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Вице-губернатор - председатель Правительства
Астраханской области
А.В.ШАРЫКИН
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, НА ТЕРРИТОРИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Наименование Программы | "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Астраханской области" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" |
Ответственный исполнитель Программы | министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области |
Исполнители Программы | министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области; министерство экономического развития Астраханской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области (по согласованию); операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (по согласованию); региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) (по согласованию) |
Цель Программы | Создание эффективной системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Астраханской области |
Задачи Программы | - реализация регионального проекта "Чистая страна (Астраханская область)" в рамках национального проекта "Экология"; - реализация регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (Астраханская область)" в рамках национального проекта "Экология"; - формирование комплексной системы управления отходами производства и потребления; - создание и развитие производств в сфере обращения с отходами; - формирование экологической культуры обращения с отходами населения в сфере обращения с отходами через систему экологического образования и просвещения |
Целевые показатели Программы | - сокращение территорий, загрязненных отходами производства и потребления (по данным территориальной схемы обращения с отходами на территории Астраханской области), %; - ликвидированы выявленные на 1 января 2018 года несанкционированные свалки в границах городов, шт.; - общая площадь восстановленных, в том числе рекультивированных, земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде, га; - численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного вреда, тыс. человек; - объем твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию (вторичную переработку), нарастающим итогом, млн тонн; - объем твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, нарастающим итогом, млн тонн; - доля импорта оборудования для обработки и утилизации твердых коммунальных отходов, %; - доля разработанных электронных моделей, %; - охват сельских населенных пунктов системой сбора и вывоза твердых коммунальных отходов согласно территориальной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Астраханской области, %; - доля обезвреженных отходов в общем объеме образованных отходов в процессе производства и потребления, %; - доля населения области, охваченного системой обращения с твердыми коммунальными отходами, к общей численности населения области, % |
Этапы и сроки реализации Программы | 2019 - 2024 годы |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | Финансовое обеспечение Программы осуществляется в рамках государственной программы "Улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории Астраханской области", утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 369-П. Информация об источниках финансового обеспечения мероприятий в области обращения с отходами представлена в таблице |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - сокращение территорий, загрязненных отходами производства и потребления (по данным территориальной схемы обращения с отходами на территории Астраханской области), ежегодно составит не менее 10%; - ликвидированы выявленные на 1 января 2018 года несанкционированные свалки в границах городов, к 2024 году составит 5 шт.; - общая площадь восстановленных, в том числе рекультивированных, земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде, к 2024 году составит 100,1 га; - численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного вреда, к 2024 году составит 66,4 тыс. человек; - объем твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию (вторичную переработку), нарастающим итогом, к 2024 году составит 0,1307 млн тонн; - объем твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, нарастающим итогом, к 2024 году составит 0,2406 млн тонн; - доля импорта оборудования для обработки и утилизации твердых коммунальных отходов к 2024 году составит 22%; - доля разработанных электронных моделей составляет 1%; - охват сельских населенных пунктов системой сбора и вывоза твердых коммунальных отходов согласно территориальной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Астраханской области ежегодно составляет 100%; - доля обезвреженных отходов в общем объеме образованных отходов в процессе производства и потребления ежегодно составит 4%; - доля населения области, охваченного системой обращения с твердыми коммунальными отходами, к общей численности населения области ежегодно составит 100%; - доля населения, охваченного услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами, составит не менее 90%. |
Астраханская область расположена на юго-востоке Восточно-Европейской равнины в пределах Прикаспийской низменности, в умеренных широтах, в зоне пустынь и полупустынь, которые используются в основном как пастбища. Область узкой полосой протянулась по обе стороны от Волго-Ахтубинской поймы на расстоянии более 400 км. Относится к Южному федеральному округу, граничит с Волгоградской областью на севере, с Республикой Калмыкия - на западе, с Казахстаном - на востоке, на юге и юго-востоке омывается водами Каспийского моря. Административный центр области - город Астрахань. Область занимает 6 место из 8 регионов Поволжья по площади территории (44,1 тыс. км2).
В рамках муниципального устройства области в границах административно-территориальных единиц Астраханской области всего образовано 2 городских округа (город Астрахань, ЗАТО Знаменск) и 11 муниципальных районов (Ахтубинский, Володарский, Енотаевский, Икрянинский, Камызякский, Красноярский, Лиманский, Наримановский, Приволжский, Харабалинский, Черноярский), включающих 11 городских и 117 сельских поселений.
Проблема накопления отходов, в том числе отходов производства и потребления, является актуальной как для Российской Федерации, так и для Астраханской области.
Основными причинами возникновения в Астраханской области экологических проблем в области обращения с отходами производства и потребления являются:
- высокая стоимость строительства объектов размещения отходов, отвечающих природоохранным и санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормам;
- высокая стоимость энергетических ресурсов, в связи с чем создание сети пунктов сбора вторичного сырья становится нерентабельным;
- отсутствие условий для обезвреживания некоторых видов отходов I - III классов опасности;
- нехватка мощностей для утилизации и обезвреживания отдельных категорий отходов;
- отсутствие единого механизма ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
- отсутствие эффективных мер экономического стимулирования утилизации и обезвреживания отходов;
- низкий уровень культуры малоотходного потребления и ответственного отношения у граждан к загрязнению окружающей среды бытовыми отходами.
Обращение с отходами является одним из показателей уровня социально-экономического развития региона и экологической культуры граждан. Постоянно возрастающие объемы образования отходов могут стать одной из основных угроз экологической безопасности.
За последние 20 лет значительно изменилась структура потребления населения, в связи с этим изменились объемы образования твердых коммунальных отходов на душу населения, а также их морфологический состав. Изменение потребления структуры в первую очередь обусловлено увеличением доли различного рода упаковок в структуре отходов, а также увеличением доли новых видов отходов, до этого не свойственных прежней структуре потребления.
Инфраструктура, используемая в сфере обращения с отходами на территории Астраханской области, развита слабо.
В регионе практически отсутствуют мощности для обезвреживания, утилизации и захоронения отходов.
За 2018 год на территории Астраханской области образовано 623024 тонны отходов потребления и производства, за 2019 год - 636019,35 тонны.
Уровень переработки и обезвреживания бытовых и промышленных отходов в Астраханской области остается крайне низким.
Кроме того, размещение отходов на необустроенных в соответствии с природоохранными требованиями свалках, а также стихийных свалках оказывает отрицательное влияние на окружающую среду и ухудшает экологическую обстановку в регионе.
Одним из способов сокращения потока отходов на полигоны является выделение (обработка) из твердых коммунальных отходов ресурсов, пригодных для вторичного использования.
В связи с этим в Астраханской области необходимо строительство мусоросортировочных комплексов и комплексов по переработке отходов, а также создание сети объектов обращения с отходами, осуществляющих первичную обработку твердых коммунальных отходов и формирование неутилизируемого остатка для их размещения.
Существующие полигоны для захоронения отходов в ЗАТО "Знаменск" и Лиманском районах Астраханской области не оснащены сортировочными комплексами. Имеется необходимость строительства мусоросортировочного комплекса с площадкой биокомпостирования в Ахтубинском районе Астраханской области.
Также проблемой является отсутствие оборудования по переработке мусора во вторичное сырье. Необходимо приобретение оборудования по переработке шин в крошку, которую впоследствии используют для производства резиновой плитки и автомобильных деталей, подложки при строительстве дорог, наполнения спортивных снарядов, а также для переработки пластика.
Кроме того, необходимо решить вопросы, связанные с организацией раздельного сбора твердых коммунальных отходов в сельской местности, а также сокращением образования отходов и снижением класса опасности отходов в источниках их образования.
В связи с этим необходима реализация механизмов, способных эффективно решать задачи максимального вовлечения отходов в промышленное производство для получения товарных продуктов и энергии и, как следствие, снижать негативное воздействие отходов на человека и окружающую среду.
На территории Астраханской области приоритеты государственной политики в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, определены:
- Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы";
- национальным проектом "Экология", утвержденным Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.09.2018 N 12;
- государственной программой "Улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории Астраханской области", утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 369-П;
- территориальной схемой обращения с отходами в Астраханской области, утвержденной Постановлением министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 23.09.2016 N 42-п.
Реализация направлений действий, предусмотренных Программой, должна обеспечить:
- сокращение образования твердых коммунальных отходов;
- кратное увеличение объемов твердых коммунальных отходов, вовлекаемых в хозяйственный оборот в качестве дополнительных материальных и энергетических ресурсов;
- сокращение объемов твердых коммунальных отходов, направляемых на захоронение;
- уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения.
Программа ставит своей целью создание эффективной системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Астраханской области.