Наименование подпрограммы | Подпрограмма "Развитие системы образования в муниципальном образовании "город Екатеринбург" в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов" на 2017 - 2020 годы (далее - Подпрограмма) |
Основания для разработки подпрограммы, сведения о наличии государственных программ | Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями); Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 N 16; |
Решение Екатеринбургской городской Думы от 10.06.2003 N 40/6 "О Стратегическом плане развития Екатеринбурга" | |
Направление Стратегического плана, наименование стратегической программы и стратегического проекта | Направление Стратегического плана "Сохранение и развитие человеческого потенциала"; Стратегическая программа "Образование - основа развития, залог успеха"; Стратегический проект "Городская школа - стандарт "Пять звезд" |
Инициатор постановки проблемы | Администрация города Екатеринбурга |
Координатор подпрограммы | Заместитель Главы Екатеринбурга по вопросам социальной политики |
Разработчик(и) подпрограммы | Департамент образования Администрации города Екатеринбурга |
Объем и источники финансирования подпрограммы | Общий объем финансирования Подпрограммы - 73749,40 тысячи рублей, в том числе: из бюджета города - 63292,00 тысячи рублей; из областного бюджета - 9513,40 тысячи рублей; из федерального бюджета - 944,00 тысячи рублей |
Формулировка проблемы | Законодательство в сфере образования на федеральном уровне претерпело ряд изменений, что обусловливает необходимость корректировки задач, планируемых результатов и показателей эффективности программы развития системы общего образования на муниципальном уровне. При этом стратегические цели и приоритетные направления развития образования сохраняются. Доступное и современное образование, безопасная и технологичная образовательная среда являются основой для повышения качества жизни екатеринбуржцев. В 2014 году утвержден федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) дошкольного образования. В настоящее время все дошкольные организации планомерно включились в работу по его реализации: проводится повышение квалификации педагогов, разрабатываются образовательные программы, обеспечиваются надлежащие условия предоставления дошкольного образования. Для дальнейшей успешной реализации ФГОС дошкольного образования предстоит решить следующие задачи: обеспечить стопроцентное повышение квалификации педагогических работников; продолжить работу по созданию материально-технических условий, соответствующих положениям основной образовательной программы дошкольного образования; обеспечить деятельность "базовых" и стажировочных площадок по введению ФГОС дошкольного образования. |
В последние годы сделан важный шаг в обновлении содержания общего образования. В Екатеринбурге в 100% школ реализуется ФГОС начального общего образования. С 01.09.2015 все общеобразовательные организации Екатеринбурга в штатном режиме приступили к реализации ФГОС основного общего образования. Всего по ФГОС основного общего образования обучаются 60852 школьника (47,6%). В пилотном режиме реализуют ФГОС среднего общего образования 24 школы Екатеринбурга. Перспективными направлениями работы образовательного комплекса Екатеринбурга является обеспечение 100-процентной курсовой подготовки педагогических кадров, мониторинг реализации ФГОС основного общего образования, подготовка к внедрению ФГОС начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). В школах Екатеринбурга обучается около 5172 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, из них 1142 человека - в 93 школах по программам инклюзивного образования. С целью создания безбарьерной среды для образования детей-инвалидов в образовательных организациях реализуется государственная программа "Доступная среда" (дошкольные образовательные организации: N 399, 466, 101, 115; общеобразовательные организации: N 47, 50, 62, 66, 74, 85, 132). Проблемой остается создание в каждой образовательной организации условий для обучения детей с ОВЗ: программно-методических, кадровых, материально-технологических. | |
Сегодня одна из первоочередных задач развития экономики - привлечение в современное производство высококвалифицированных специалистов, готовых работать в сфере электроники, мехатроники, робототехники и информационных технологий. Включение детей и молодежи в техническое творчество, в том числе в рамках дополнительного образования, - один из самых действенных механизмов профессионального самоопределения. В настоящее время в Екатеринбурге созданы и развиваются различные организационные модели образования, направленные на развитие способностей детей к прикладному техническому, инженерному, информационно-технологическому творчеству. Предстоит решать задачу соответствия направленности профильного обучения потребностям региона. Нововведением стал проект "Екатеринбургская инженерная школа". Идея заключается в построении системы непрерывного технического образования, включающей все уровни общего, профессионального, дополнительного образования, реализующейся в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций с организациями бизнеса и промышленности, органами власти. Пилотными районами, внедряющими проект, стали Орджоникидзевский и Чкаловский. | |
Программы технической направленности, по которым занимаются 2172 обучающихся, реализуют 7 из 17 организаций дополнительного образования, подведомственных Департаменту образования. Среди программ как традиционные (спортивно-техническое моделирование, прикладное творчество, радио- и фотодело), так и инновационные (легомоделирование и робототехника, компьютерное моделирование и графика, медийные технологические программы). Проблемой развития дополнительного образования технической и естественно-научной направленности является высокая стоимость необходимого оборудования и расходных материалов. Более 10 лет успешно реализуется стратегический проект "Одаренные дети". Результатом его реализации стало увеличение количества участников муниципального тура предметных олимпиад: в 2016 году - 24064 школьника, что составило 48,2% от общего количества обучающихся в 7 - 11-х классах (в 2015 году - 43%). Количество победителей и призеров муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников в 2015/2016 учебном году по сравнению с 2014/2015 учебным годом увеличилось до 5533 человек. Продолжается рост количества участников всех этапов Всероссийской олимпиады школьников. На основании результатов рейтинга победителей и призеров муниципального тура 861 обучающийся в 9 - 11-х классах из 98 образовательных организаций города стал участником регионального этапа всероссийской олимпиады школьников (в 2015/2016 учебном году - 776 обучающихся в 9 - 11-х классах из 61 образовательной организации города), из них победителями и призерами стали 340 человек, что составило 39,6% от общего количества участников. | |
В 2018/2019 учебном году обучающиеся из 163 муниципальных общеобразовательных организаций заняли на школьном этапе 34000 призовых мест, на муниципальном этапе - 8500 мест, на региональном этапе - 282 места. В соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.12.2018 N 325 "О проведении заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2018/19 учебном году" с 17.03.2019 по 27.04.2019 состоялся заключительный этап олимпиады. В интеллектуальных соревнованиях по 18 предметам из 24 принял участие 31 обучающийся в 8 - 11-х классах муниципальных общеобразовательных организаций Екатеринбурга. Наиболее многочисленные команды представили город по предметам "Информатика и ИКТ" (5 участников), "Литература" (4 участника), "Русский язык" (3 участника), "История" (3 участника). Эти данные свидетельствуют о качественной подготовке обучающихся педагогами, использующими современные технологии и иные ресурсы в обучении и подготовке к олимпиадам различного уровня. В перспективе органы управления образованием в муниципальном образовании "город Екатеринбург" будут расширять спектр предметов, представленных на Всероссийском уровне олимпиады школьников. Кроме того, требуется создание организационно-содержательных условий для решения вопроса о компенсации расходов по оплате проезда интеллектуально одаренных детей - участников тематических смен и всероссийских конкурсов (фестивалей), проводимых во Всероссийских детских центрах. | |
С целью обеспечения реализации требований ФГОС проводится работа по масштабному технологическому переоснащению образовательных организаций. В настоящее время уровень оснащенности образовательных организаций компьютерной техникой составляет 1 компьютер на 8 обучающихся. Проблемой является быстрое устаревание техники, необходимость ежегодного обновления программного обеспечения, приобретение и продление лицензий. Необходимо решать задачу планового обновления парка компьютерной техники, сетей и программно-методического обеспечения. Также проблемой является организация полноценного дистанционного обучения школьников в связи с высокой стоимостью необходимых информационных ресурсов и недостаточным качеством разработанных методических материалов. В процессе информатизации образовательной среды принимают активное участие и дошкольные образовательные организации. Одним из современных требований, предъявляемых к сфере образования, является наличие целостной системы мониторинга качества освоения образовательных программ. Именно поэтому особое внимание уделяется совершенствованию муниципальной системы оценки качества образования (далее - МСОКО). Внедрение инструментов МСОКО в штатном режиме, создание информационно-аналитических условий для принятия управленческих решений является приоритетной задачей Администрации города Екатеринбурга до 2020 года. В муниципальном образовании "город Екатеринбург" создан комплекс условий для развития инновационной деятельности в образовательных организациях. В 2016 году в 118 образовательных организациях реализовывались 226 инновационных проектов. | |
Успех обновления российской школы, повышения ее конкурентоспособности напрямую зависит от профессионального уровня педагогических работников. Сравнительный анализ ряда статистических данных по уровню образования и квалификации, педагогическому стажу позволил выявить некоторые тенденции. Наблюдается рост образовательного уровня педагогических работников: в настоящее время доля педагогов с высшим образованием составляет 89,5% (в 2015 - 84,5%). Директорский корпус отвечает требованиям, предъявляемым к должности руководителя образовательной организации: 88,6% руководителей имеют дополнительное профессиональное образование по направлениям "Государственное и муниципальное управление", "Менеджер образования". 91 педагогический работник и 7 руководителей имеют ученую степень. На 2,7% снизилось количество педагогических работников, имеющих стаж работы от 10 до 20 лет, на 2,4% - педагогических работников в возрасте свыше 55 лет. Происходит омоложение педагогических и руководящих кадров. Ежегодно на 1 - 1,5% растет количество педагогов, имеющих стаж работы до 5 лет; доля руководителей, имеющих стаж работы до 20 лет, выросла на 3,9%; доля руководителей, имеющих стаж работы более 20 лет, уменьшилась на 8,3%. Вместе с тем возрастная структура в образовательном комплексе еще не является оптимальной. Задачи современного образования требуют от педагогов и руководителей большей мобильности и гибкости. Требуется развитие персонифицированной системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. | |
Укрепление материально-технической базы образовательных организаций является неотъемлемой частью организации образовательного процесса. Общая численность детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории Екатеринбурга, на 01.01.2016 составляла более 164900 человек; на 01.01.2019 - более 200000 человек. За последние годы в развитии системы образования Екатеринбурга были достигнуты существенные положительные результаты. В дошкольном образовании решена задача обеспечения его доступности. В целом по городу не имеется дефицита мест в дошкольных организациях для детей в возрасте от 3 лет и старше, но сохраняются проблемы предоставления мест в организациях "шаговой доступности", а также предоставления мест детям в возрасте до 3 лет. В целях поддержания уровня обеспеченности детей услугами дошкольного образования, сеть муниципальных дошкольных организаций муниципального образования "город Екатеринбург" в 2017 - 2020 годах может быть увеличена путем возврата в систему дошкольного образования ранее перепрофилированных зданий детских садов после проведения в них капитального ремонта. Также необходимо оказывать организационно-методическое содействие негосударственным дошкольным организациям в целях поддержки различных форм получения детьми дошкольного образования. Образовательное пространство города Екатеринбурга включает все виды разноуровневых образовательных организаций, предоставляющих достаточно широкий спектр услуг. | |
Екатеринбург обеспечивает доступность дошкольного образования, занимая лидирующие позиции среди городов-миллионников. По итогам 2018/2019 учебного года на территории города функционирует 355 муниципальных дошкольных образовательных организаций (436 зданий). Количество воспитанников в муниципальных детских садах составляет 79629 человек. Сеть общеобразовательных организаций представлена 163 общеобразовательными организациями, в том числе 27 гимназиями, 12 лицеями, 28 школами с углубленным изучением отдельных предметов. Сеть учреждений дополнительного образования включает в себя 17 организаций: 3 в Верх-Исетском районе, 2 в Железнодорожном районе, 4 в Кировском районе, 2 в Ленинском районе, 3 в Орджоникидзевском районе, 2 в Чкаловском районе, 1 в Октябрьском районе. Сеть детских загородных оздоровительных лагерей представлена 17 учреждениями. Также функционирует детский загородный оздоровительный лагерь "Чайка", учредителем которого является Департамент образования Администрации города Екатеринбурга. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" дети имеют право на полноценный отдых и оздоровление. Под отдыхом и оздоровлением детей и подростков подразумевается комплекс мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья, условия для развития творческого потенциала личности, формирования здорового образа жизни. Организация отдыха и оздоровления детей и подростков является неотъемлемой частью социально-демографической политики Администрации города Екатеринбурга, так как дети и подростки в первую очередь нуждаются в адресной государственной поддержке и предоставлении услуг по организации отдыха и оздоровления | |
Цель подпрограммы | Обеспечение предоставления общедоступного бесплатного качественного общего и дополнительного образования при соответствующем уровне качества и безопасности предоставления образовательных услуг, социализации обучающихся в соответствии с меняющимися запросами личности, общества, государства и задачами социально-экономического развития города, региона, Российской Федерации |
Основные задачи программы | Развитие образовательной инфраструктуры. Совершенствование системы работы с детьми с особыми потребностями. Управление качеством образования. Развитие кадрового потенциала общего образования |
Ожидаемые результаты от реализации программы | Организация образовательного процесса с учетом современных требований. Наличие статистической и аналитической основы для принятия эффективных управленческих решений. Соответствие содержания и качества подготовки обучающихся требованиям ФГОС общего образования. Устойчивое функционирование системы образования в части обеспечения современной предметно-образовательной среды образовательных организаций с учетом целей, устанавливаемых ФГОС, в 80% организациях. Реализация адресных мер ликвидации зон низкого качества образования. Увеличение доли участников и победителей Всероссийского этапа олимпиады от общего количества школьников. Увеличение доли молодых специалистов от общего количества педагогических работников. Соответствие профессиональных компетенций педагогов и руководителей требованиям профессиональных стандартов |