ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 августа 2019 года N 31-рп
Об утверждении программы Санкт-Петербурга "Развитие системы паллиативной медицинской помощи" на 2019-2025 годы*
(с изменениями на 31 января 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 31 января 2024 года N 3-рп.
____________________________________________________________________
_________________
* Название в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 31 января 2024 года N 3-рп. - См. предыдущую редакцию.
В целях исполнения подпункта "е" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 16.01.2019 N ПР-38ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 27.12.2018:
1. Утвердить программу Санкт-Петербурга "Развитие системы паллиативной медицинской помощи" на 2019-2025 годы согласно приложению.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 31 января 2024 года N 3-рп. - См. предыдущую редакцию)
2. Контроль за выполнением распоряжения возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Митянину А.В.
Временно исполняющий
обязанности Губернатора
Санкт-Петербурга
А.Д.Беглов
Программа Санкт-Петербурга "Развитие системы паллиативной медицинской помощи" на 2019-2025 годы*
(с изменениями на 31 января 2024 года)
_________________
* Название в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 31 января 2024 года N 3-рп. - См. предыдущую редакцию.
(Название в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 31 января 2024 года N 3-рп. - См. предыдущую редакцию)
Целью программы Санкт-Петербурга "Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи" на 2019-2025 годы (далее - Программа) является обеспечение повышения доступности и качества оказания паллиативной медицинской помощи (далее - ПМП) в Санкт-Петербурге, в том числе при лечении хронического болевого синдрома.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 31 января 2024 года N 3-рп. - См. предыдущую редакцию)
Реализация Программы осуществляется в рамках государственной программы Санкт-Петербурга "Развитие здравоохранения в Санкт-Петербурге", утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 553.
Основными задачами Программы являются:
разработка и утверждение нормативных правовых актов, направленных на повышение доступности и качества оказания ПМП населению Санкт-Петербурга, в соответствии с требованиями действующего законодательства;
совершенствование службы в целях создания в Санкт-Петербурге эффективной инфраструктуры для оказания ПМП, в том числе эффективное использование средств межбюджетного трансферта, выделяемого из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации в целях развития ПМП;
организация реестра/базы данных пациентов, нуждающихся в ПМП, в том числе в лечении хронического болевого синдрома;
совершенствование системы оказания ПМП в стационарных условиях и условиях дневного стационара, направленных на повышение качества жизни пациентов, нуждающихся в ПМП;
повышение доступности ПМП в амбулаторных условиях, в том числе на дому, путем развития отделений выездной патронажной ПМП;
совершенствование преемственности при маршрутизации пациентов, нуждающихся в ПМП, по достижении совершеннолетия из медицинских организаций, оказывающих ПМП детскому населению, в медицинские организации, оказывающие ПМП взрослым;
повышение доступности лекарственного обеспечения пациентов, нуждающихся в ПМП, в том числе наркотическими лекарственными препаратами;
обеспечение укомплектованности врачами, средним и младшим медицинским персоналом, прошедшим обучение по ПМП, медицинских организаций или их структурных подразделений;
внедрение мер стимулирования врачей, среднего и младшего медицинского персонала по ПМП;
совершенствование взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций медико-социальной экспертизы и пенсионного обеспечения, общественных и религиозных организаций, также иных социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СО НКО) и волонтерских объединений, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья граждан, при оказании гражданам ПМП;
организация системы внутреннего контроля качества оказания ПМП, в том числе с применением медицинских информационных систем;
развитие и внедрение практики применения телемедицинских технологий, разработка алгоритма дистанционного консультирования "врач-врач", "врач-пациент" на всех этапах оказания медицинской помощи, включая оказание ПМП на дому;
повышение уровня информированности о ПМП среди населения и медицинских работников, в том числе с привлечением средств массовой информации.
N | Наименование основного | Базовое | Единица | Период, год | ||
п/п | целевого показателя | значение (на 31.12.2022) | измерения | 2023 г. | 2024 г. | 2025 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Доля пациентов, получивших паллиативную медицинскую помощь, в общем количестве пациентов, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи | 59,93 | Процент | 60,00 | 60,04 | 60,08 |
2 | Обеспеченность паллиативными койками на 10000 населения, из них: | 1,27 | На 10000 населения | 1,4 | 1,5 | 1,6 |
Число коек на 10000 детей | 0,35 | На 10000 населения | 0,43 | 0,45 | 0,47 | |
Число коек на 10000 взрослых, в том числе: | 1,47 | На 10000 населения | 1,6 | 1,7 | 1,8 | |
Число коек сестринского ухода на 10000 взрослых | 0,46 | На 10000 населения | 0,53 | 0,57 | 0,60 | |
3 | Обеспеченность выездными патронажными бригадами паллиативной медицинской помощи: | 44 | Единиц | 46 | 47 | 48 |
К взрослым, на 100000 взрослых | 0,90 | Единиц, на 100000 взрослых | 0,95 | 1,0 | 1,0 | |
К детям, на 50000 детей | 0,10 | Единиц, на 50000 детей | 0,16 | 0,17 | 0,18 | |
4 | Объем заявленной потребности в лекарственных препаратах, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, рассчитанной в соответствии с методическими рекомендациями (60-дневный курс обезболивания): | Процент | ||||
В инвазивных лекарственных формах | 79 | Процент | 80 | 82 | 85 | |
В неинвазивных лекарственных формах короткого действия | 2 | Процент | 5 | 7 | 9 | |
В неинвазивных лекарственных формах пролонгированного действия | 68 | Процент | 70 | 75 | 75 | |
5 | Полнота выборки лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, в рамках заявленных потребностей в соответствии с планом распределения наркотических средств и психотропных веществ: | Процент | ||||
В инвазивных лекарственных формах | 85 | Процент | 85 | 85 | 85 | |
В неинвазивных лекарственных формах короткого действия | 1 | Процент | 7 | 10 | 13 | |
В неинвазивных лекарственных формах пролонгированного действия | 12 | Процент | 75 | 80 | 85 | |
6 | Число врачей (физических лиц на занятых должностях) в медицинских организациях и структурных подразделениях, оказывающих паллиативную специализированную медицинскую помощь | 61 | Число врачей | 65 | 68 | 70 |
7 | Доля пациентов, переведенных из структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях, в организации социального обслуживания от общего числа пролеченных пациентов по паллиативной медицинской помощи | 2,54 | Процент | 2,57 | 3,0 | 3,3 |
8 | Число некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья, которые получили меры государственной поддержки, в том числе в форме субсидии из бюджетов субъектов Российской Федерации, на оказание услуг, предусматривающих медико-социальное сопровождение лиц, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи, включая организацию оказания паллиативной медицинской помощи и содействие в ее получении | 0 | Число социально ориентированных некоммерческих организаций | 0 | 0 | 0 |
В Санкт-Петербурге ПМП оказывается в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.05.2019 N 345н/372н "Об утверждении Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья", приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 N 4н "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения".
Таблица 2
N п/п | Наименование | Краткие комментарии по содержанию нормативного правового акта |
1 | 2 | 3 |
1 | Закон Санкт-Петербурга от 09.11.2011 N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" | Нормативный правовой акт регламентирует финансирование за счет средств бюджета Санкт-Петербурга расходов, связанных с предоставлением медицинских изделий для проведения паллиативной терапии |
2 | Нормативный правовой акт регламентирует осуществление оказания гражданам ПМП за счет средств бюджета Санкт-Петербурга | |
3 | Нормативный правовой акт регламентирует критерии доступности ПМП в стационарных и амбулаторных условиях, в том числе на дому, а также нормативы объема ПМП, нормативы финансовых затрат на единицу объема ПМП | |
4 | Нормативный правовой акт регламентирует эффективное использование инфраструктуры оказания ПМП посредством оптимизации коечного фонда | |
5 | Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 09.07.2015 N 563 "О мерах по реализации главы 17 "Социальная поддержка отдельных категорий лиц в части обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов" Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" | Нормативный правовой акт регламентирует предоставление отдельным категориям граждан дополнительной меры социальной поддержки по финансированию за счет средств бюджета Санкт-Петербурга расходов, связанных с предоставлением медицинских изделий |
6 | Нормативный правовой акт регламентирует утверждение порядка предоставления отдельным категориям граждан дополнительной меры социальной поддержки по финансированию за счет средств бюджета Санкт-Петербурга расходов, связанных с предоставлением оборудования и расходных материалов для проведения ИВЛ на дому, перечня тяжелых заболеваний, вызывающих нарушения функции дыхания, требующих проведения по жизненным показаниям ИВЛ на дому, перечня оборудования и расходных материалов для проведения ИВЛ на дому | |
7 | Распоряжение Комитета по здравоохранению от 25.02.2019 N 99-р "Об утверждении Плана мероприятий по распределению субсидий из федерального бюджета, предоставляемых в 2019 году бюджету Санкт-Петербурга в целях софинансирования на развитие паллиативной медицинской помощи" | Нормативный правовой акт регламентирует распределение субсидий федерального бюджета на закупку медицинских изделий, в том числе медицинских изделий для аппаратов ИВЛ, а также лекарственного обеспечения |
Таким образом, оказание ПМП в Санкт-Петербурге регламентировано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Целесообразно разработать и утвердить нормативные правовые акты, регламентирующие маршрутизацию пациентов, нуждающихся в ПМП, в том числе обезболивании наркотическими лекарственными препаратами, порядок межведомственного взаимодействия Комитета по здравоохранению и Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга в целях совершенствования системы оказания ПМП.
Санкт-Петербург является вторым по величине городом Российской Федерации с общей площадью 1439 кв.км, для которого характерна высокая плотность населения - 3747 чел./кв.км. Самый плотно населенный район города - Калининский (533597 чел.), с плотностью населения 13280,16 чел./кв.км. Самый малонаселенный район - Курортный (78131 чел.) c плотностью населения 291,33 чел./кв.км.
Санкт-Петербург разделен на 18 районов. В рамках муниципального устройства в границах районов Санкт-Петербурга образованы 111 внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, среди которых: 81 муниципальный округ; 9 городов; 21 поселок. В Санкт-Петербурге отсутствуют территории с ограниченной доступностью, однако одна из особенностей - наличие 12 разводных мостов, что оказывает существенное влияние на движение транспорта в ночное время суток.
По данным Петростата, численность населения Санкт-Петербурга на 01.01.2019 составила 5383890 человек. За последние пять лет общий прирост населения составил 192200 человек (+3,7 процента). Наблюдается положительная тенденция роста численности как детского населения (рост на 142421 человека (+18,2 процента), так и взрослого (рост на 49779 человек (+1,1 процента). За последние пять лет в Санкт-Петербурге наблюдаются следующие тенденции:
уменьшение доли населения трудоспособного возраста на 1,9 процента;
увеличение доли населения старше трудоспособного возраста на 8,7 процента;
увеличение доли населения младше трудоспособного возраста на 18,9 процента.
Показатели рождаемости в Санкт-Петербурге последние три года превышают аналогичные показатели по стране, показатели смертности за период 2014-2018 годов стабильно ниже смертности по Российской Федерации. Общая смертность по Санкт-Петербургу в 2018 году снизилась по сравнению с 2014 годом на 5,1 процента.