ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 28 августа 2019 года N 31-рп

Об утверждении программы Санкт-Петербурга "Развитие системы паллиативной медицинской помощи" на 2019-2025 годы*

(с изменениями на 31 января 2024 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 31 января 2024 года N 3-рп.

____________________________________________________________________

_________________

* Название в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 31 января 2024 года N 3-рп. - См. предыдущую редакцию.

В целях исполнения подпункта "е" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 16.01.2019 N ПР-38ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 27.12.2018:

1. Утвердить программу Санкт-Петербурга "Развитие системы паллиативной медицинской помощи" на 2019-2025 годы согласно приложению.

(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 31 января 2024 года N 3-рп. - См. предыдущую редакцию)

2. Контроль за выполнением распоряжения возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Митянину А.В.

Временно исполняющий
 обязанности Губернатора
 Санкт-Петербурга
А.Д.Беглов

Приложение
к распоряжению
Правительства Санкт-Петербурга
от 28 августа 2019 года N 31-рп

Программа Санкт-Петербурга "Развитие системы паллиативной медицинской помощи" на 2019-2025 годы*

(с изменениями на 31 января 2024 года)

_________________

* Название в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 31 января 2024 года N 3-рп. - См. предыдущую редакцию.

1. Основные положения

1.1. Цели и задачи программы Санкт-Петербурга "Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи" на 2019-2025 годы

(Название в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 31 января 2024 года N 3-рп. - См. предыдущую редакцию)


Целью программы Санкт-Петербурга "Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи" на 2019-2025 годы (далее - Программа) является обеспечение повышения доступности и качества оказания паллиативной медицинской помощи (далее - ПМП) в Санкт-Петербурге, в том числе при лечении хронического болевого синдрома.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 31 января 2024 года N 3-рп. - См. предыдущую редакцию)

Реализация Программы осуществляется в рамках государственной программы Санкт-Петербурга "Развитие здравоохранения в Санкт-Петербурге", утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 553.

Основными задачами Программы являются:

разработка и утверждение нормативных правовых актов, направленных на повышение доступности и качества оказания ПМП населению Санкт-Петербурга, в соответствии с требованиями действующего законодательства;

совершенствование службы в целях создания в Санкт-Петербурге эффективной инфраструктуры для оказания ПМП, в том числе эффективное использование средств межбюджетного трансферта, выделяемого из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации в целях развития ПМП;

организация реестра/базы данных пациентов, нуждающихся в ПМП, в том числе в лечении хронического болевого синдрома;

совершенствование системы оказания ПМП в стационарных условиях и условиях дневного стационара, направленных на повышение качества жизни пациентов, нуждающихся в ПМП;

повышение доступности ПМП в амбулаторных условиях, в том числе на дому, путем развития отделений выездной патронажной ПМП;

совершенствование преемственности при маршрутизации пациентов, нуждающихся в ПМП, по достижении совершеннолетия из медицинских организаций, оказывающих ПМП детскому населению, в медицинские организации, оказывающие ПМП взрослым;

повышение доступности лекарственного обеспечения пациентов, нуждающихся в ПМП, в том числе наркотическими лекарственными препаратами;

обеспечение укомплектованности врачами, средним и младшим медицинским персоналом, прошедшим обучение по ПМП, медицинских организаций или их структурных подразделений;

внедрение мер стимулирования врачей, среднего и младшего медицинского персонала по ПМП;

совершенствование взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций медико-социальной экспертизы и пенсионного обеспечения, общественных и религиозных организаций, также иных социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СО НКО) и волонтерских объединений, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья граждан, при оказании гражданам ПМП;

организация системы внутреннего контроля качества оказания ПМП, в том числе с применением медицинских информационных систем;

развитие и внедрение практики применения телемедицинских технологий, разработка алгоритма дистанционного консультирования "врач-врач", "врач-пациент" на всех этапах оказания медицинской помощи, включая оказание ПМП на дому;

повышение уровня информированности о ПМП среди населения и медицинских работников, в том числе с привлечением средств массовой информации.

1.2. Основные целевые показатели эффективности реализации Программы


Таблица 1
(В редакции, введенной в действие
 распоряжением Правительства
Санкт-Петербурга
 от 31 января 2024 года N 3-рп
. -
 См. предыдущую редакцию)

N

Наименование основного

Базовое

Единица

Период, год

п/п

целевого показателя

значение (на 31.12.2022)

измерения

2023 г.

2024 г.

2025 г.

1

2

3

4

5

6

7

1

Доля пациентов, получивших паллиативную медицинскую помощь, в общем количестве пациентов, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи

59,93

Процент

60,00

60,04

60,08

2

Обеспеченность паллиативными койками на 10000 населения, из них:

1,27

На 10000 населения

1,4

1,5

1,6

Число коек на 10000 детей

0,35

На 10000 населения

0,43

0,45

0,47

Число коек на 10000 взрослых, в том числе:

1,47

На 10000 населения

1,6

1,7

1,8

Число коек сестринского ухода на 10000 взрослых

0,46

На 10000 населения

0,53

0,57

0,60

3

Обеспеченность выездными патронажными бригадами паллиативной медицинской помощи:

44

Единиц

46

47

48

К взрослым, на 100000 взрослых

0,90

Единиц, на 100000 взрослых

0,95

1,0

1,0

К детям, на 50000 детей

0,10

Единиц, на 50000 детей

0,16

0,17

0,18

4

Объем заявленной потребности в лекарственных препаратах, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, рассчитанной в соответствии с методическими рекомендациями (60-дневный курс обезболивания):

Процент

В инвазивных лекарственных формах

79

Процент

80

82

85

В неинвазивных лекарственных формах короткого действия

2

Процент

5

7

9

В неинвазивных лекарственных формах пролонгированного действия

68

Процент

70

75

75

5

Полнота выборки лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, в рамках заявленных потребностей в соответствии с планом распределения наркотических средств и психотропных веществ:

Процент

В инвазивных лекарственных формах

85

Процент

85

85

85

В неинвазивных лекарственных формах короткого действия

1

Процент

7

10

13

В неинвазивных лекарственных формах пролонгированного действия

12

Процент

75

80

85

6

Число врачей (физических лиц на занятых должностях) в медицинских организациях и структурных подразделениях, оказывающих паллиативную специализированную медицинскую помощь

61

Число врачей

65

68

70

7

Доля пациентов, переведенных из структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях, в организации социального обслуживания от общего числа пролеченных пациентов по паллиативной медицинской помощи

2,54

Процент

2,57

3,0

3,3

8

Число некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья, которые получили меры государственной поддержки, в том числе в форме субсидии из бюджетов субъектов Российской Федерации, на оказание услуг, предусматривающих медико-социальное сопровождение лиц, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи, включая организацию оказания паллиативной медицинской помощи и содействие в ее получении

0

Число социально ориентированных некоммерческих организаций

0

0

0



1.3. Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих оказание ПМП в Санкт-Петербурге


В Санкт-Петербурге ПМП оказывается в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.05.2019 N 345н/372н "Об утверждении Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья", приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 N 4н "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения".

Нормативные правовые акты, регламентирующие оказание ПМП


Таблица 2

N п/п

Наименование

Краткие комментарии по содержанию нормативного правового акта

1

2

3

1

Закон Санкт-Петербурга от 09.11.2011 N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга"

Нормативный правовой акт регламентирует финансирование за счет средств бюджета Санкт-Петербурга расходов, связанных с предоставлением медицинских изделий для проведения паллиативной терапии

2

Закон Санкт-Петербурга от 20.06.2012 N 367-63 "Об основах организации охраны здоровья граждан в Санкт-Петербурге"

Нормативный правовой акт регламентирует осуществление оказания гражданам ПМП за счет средств бюджета Санкт-Петербурга

3

Закон Санкт-Петербурга от 19.12.2018 N 779-168 "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"

Нормативный правовой акт регламентирует критерии доступности ПМП в стационарных и амбулаторных условиях, в том числе на дому, а также нормативы объема ПМП, нормативы финансовых затрат на единицу объема ПМП

4

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 553 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие здравоохранения в Санкт-Петербурге"

Нормативный правовой акт регламентирует эффективное использование инфраструктуры оказания ПМП посредством оптимизации коечного фонда

5

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 09.07.2015 N 563 "О мерах по реализации главы 17 "Социальная поддержка отдельных категорий лиц в части обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов" Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга"

Нормативный правовой акт регламентирует предоставление отдельным категориям граждан дополнительной меры социальной поддержки по финансированию за счет средств бюджета Санкт-Петербурга расходов, связанных с предоставлением медицинских изделий

6

Распоряжение Комитета по здравоохранению от 09.01.2018 N 1-р "О реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 12.12.2017 N 1049 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 09.07.2015 N 563"

Нормативный правовой акт регламентирует утверждение порядка предоставления отдельным категориям граждан дополнительной меры социальной поддержки по финансированию за счет средств бюджета Санкт-Петербурга расходов, связанных с предоставлением оборудования и расходных материалов для проведения ИВЛ на дому, перечня тяжелых заболеваний, вызывающих нарушения функции дыхания, требующих проведения по жизненным показаниям ИВЛ на дому, перечня оборудования и расходных материалов для проведения ИВЛ на дому

7

Распоряжение Комитета по здравоохранению от 25.02.2019 N 99-р "Об утверждении Плана мероприятий по распределению субсидий из федерального бюджета, предоставляемых в 2019 году бюджету Санкт-Петербурга в целях софинансирования на развитие паллиативной медицинской помощи"

Нормативный правовой акт регламентирует распределение субсидий федерального бюджета на закупку медицинских изделий, в том числе медицинских изделий для аппаратов ИВЛ, а также лекарственного обеспечения


Таким образом, оказание ПМП в Санкт-Петербурге регламентировано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Целесообразно разработать и утвердить нормативные правовые акты, регламентирующие маршрутизацию пациентов, нуждающихся в ПМП, в том числе обезболивании наркотическими лекарственными препаратами, порядок межведомственного взаимодействия Комитета по здравоохранению и Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга в целях совершенствования системы оказания ПМП.

2. Основные статистические данные Санкт-Петербурга

2.1. Общая информация о Санкт-Петербурге


Санкт-Петербург является вторым по величине городом Российской Федерации с общей площадью 1439 кв.км, для которого характерна высокая плотность населения - 3747 чел./кв.км. Самый плотно населенный район города - Калининский (533597 чел.), с плотностью населения 13280,16 чел./кв.км. Самый малонаселенный район - Курортный (78131 чел.) c плотностью населения 291,33 чел./кв.км.

Санкт-Петербург разделен на 18 районов. В рамках муниципального устройства в границах районов Санкт-Петербурга образованы 111 внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, среди которых: 81 муниципальный округ; 9 городов; 21 поселок. В Санкт-Петербурге отсутствуют территории с ограниченной доступностью, однако одна из особенностей - наличие 12 разводных мостов, что оказывает существенное влияние на движение транспорта в ночное время суток.

По данным Петростата, численность населения Санкт-Петербурга на 01.01.2019 составила 5383890 человек. За последние пять лет общий прирост населения составил 192200 человек (+3,7 процента). Наблюдается положительная тенденция роста численности как детского населения (рост на 142421 человека (+18,2 процента), так и взрослого (рост на 49779 человек (+1,1 процента). За последние пять лет в Санкт-Петербурге наблюдаются следующие тенденции:

уменьшение доли населения трудоспособного возраста на 1,9 процента;

увеличение доли населения старше трудоспособного возраста на 8,7 процента;

увеличение доли населения младше трудоспособного возраста на 18,9 процента.

Показатели рождаемости в Санкт-Петербурге последние три года превышают аналогичные показатели по стране, показатели смертности за период 2014-2018 годов стабильно ниже смертности по Российской Федерации. Общая смертность по Санкт-Петербургу в 2018 году снизилась по сравнению с 2014 годом на 5,1 процента.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»