Статус документа
Статус документа

СП 341.1325800.2017 Подземные инженерные коммуникации. Прокладка горизонтальным направленным бурением (с Изменениями № 1, 2)

     10 Особенности прокладки подводных переходов

10.1 Подводные переходы следует располагать на прямолинейных и слабоизогнутых участках рек, избегая пересечения широких многорукавных русел и излучин, имеющих спрямляющие потоки, при условии, что природный рельеф в определенных инженерными изысканиями границах прокладки инженерных коммуникаций позволяет это, в другом случае подводный переход возможно располагать в любом доступном для пересечения водной преграды коридоре.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

10.2 Протяженность участка перехода определяется местоположением точек входа и выхода скважины. Допускается отклонение точки выхода пилотной скважины на дневную поверхность от проектного положения не более 1% от длины перехода, но не более плюс 9 м и минус 3 м по оси скважины и 3 м в плане по нормали к ней.

10.3 При прокладке методом ГНБ газопровода сети газораспределения укладка сигнальной ленты и сигнального кабеля для обозначения его трассы не требуется. На границах ЗП трубопровода методом ГНБ устанавливаются опознавательные знаки.

10.4 Прокладка трубопроводов должна предусматриваться с заглублением в дно пересекаемых водных преград, с учетом предельного профиля по прогнозу деформаций русла и берегов пересекаемой водной преграды. Прогноз деформаций русла и берегов составляется на срок эксплуатации прокладываемой коммуникации, но не менее 25 лет.

10.5 Минимальное заглубление от верхней образующей трубопровода (защитного футляра) в дно водоема , м, на участке подводного перехода определяется по формуле

,                                        (18)


где - наибольшее из значений прогнозируемого размыва, дноуглубления или мощности техногенного грунта, м.

Для магистральных и промысловых трубопроводов глубину заложения в русловой части водной преграды следует принимать в соответствии с требованиями СП 36.13330, [4], [5], ГОСТ Р 55990 и СП 284.1325800.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

10.6 До начала бурения пилотной скважины организация - производитель работ должна выполнить контрольные промеры глубин по створу подводного перехода с уточнением значений проектных отметок дна водоема и трассы заложения трубопровода. Заглубление должно быть достаточным для предотвращения возможности прорыва бурового раствора и попадания его в водную среду в соответствии с 10.5.

10.7 Расстояние в плане между параллельными магистральными трубопроводами, промысловыми трубопроводами, нефтепродуктопроводами, газопроводами должно определяться в соответствии с СП 36.13330, СП 125.13330, СП 284.1325800.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

10.8 Расстояние в свету в зоне пересечения трубопровода с другими инженерными сооружениями должно быть не менее 1,5 м.

10.9 С учетом повышенной сложности строительства и невозможности ремонта трубопровода в процессе эксплуатации, для подводных переходов следует применять стальные или полиэтиленовые трубы с увеличенной (по сравнению с расчетной) толщиной стенки, размерными отношениями и коэффициентами запаса прочности соответствующими СП 62.13330, другим нормативным документам.

10.10 Угол входа скважины (от 8° до 15°) определяется топографическими и геологическими условиями. При перепаде отметок забуривания нижней точки скважины от 30 до 45 м и диаметре трубопровода до 500 мм угол входа может быть увеличен до 20°. Угол выхода должен быть в пределах от 5° до 8°. Угол выхода скважины (от 5° до 8°) для трубопроводов большого диаметра 1220-1420 мм допускается уменьшать до 3°.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

10.11 Диаметр бурового канала для протягивания трубопровода в зависимости от геологических условий принимается равным 1,2-1,5 наружного диаметра трубы.

10.12 Емкости либо шламоприемники для отработанного бурового раствора должны быть предусмотрены на обоих берегах.

10.13 Для участков, сложенных просадочными грунтами по ГОСТ 25100, в проекте должны быть предусмотрены инженерные мероприятия по усилению естественного основания площадок и водоотводу: устройство лежневых оснований, оснований из дренирующих грунтов, устройство водопропускных сооружений и дренажных канав, тампонирование грунтов, отсыпка ограждающих дамб на подтопляемых территориях.

10.14 Устройство подводного перехода по одноплощадочной схеме (см. 8.3.4-8.3.5) включает следующие технологические операции:

- бурение пилотной скважины при расположении точки входа на расстоянии не менее 10 м от береговой линии;

- расширение и калибровка пилотной скважины по направлению от буровой установки ("от себя");

- проталкивание стального футляра с предварительным контролем сварных стыков;

- протягивание плети основного трубопровода (кабелей) внутри футляра по 8.8.10 с берега или с трубоукладочной баржи.

Из условия недопущения слома бурового инструмента применение технологии расширения пилотной скважины "от себя" необходимо ограничивать длиной скважины не более 400 м [5].

(Измененная редакция, Изм. N 1).