8.5.1 Бурение следует начинать после закрепления и заземления буровой установки, приготовления бурового раствора в объеме от 2 до 20 м (в зависимости от объема насосно-смесительной установки).
(Измененная редакция, Изм. № 2).
8.5.2 Бурение пилотной скважины необходимо выполнять под предусмотренным проектом углом входа в грунт и далее по проектной траектории в соответствии с профилем и планом прокладки коммуникации (см. рисунок 8.3).
Рисунок 8.3 - Направленное бурение пилотной скважины
8.5.3 Разработку забоя скважины следует проводить передовым буром с применением сменных насадок для различных видов грунта. Изменение направления бурения осуществляется с помощью буровой лопатки (со скосом), размещаемой по центру передового бура.
8.5.3.1 Тип применяемого передового бура следует выбирать по А.3.2 (приложение А) в зависимости от инженерно-геологических условий по трассе перехода.
8.5.3.2 Для скальных пород по ГОСТ 25100 целесообразно применение забойного двигателя повышающего производительность буровых работ. При этом необходимо учитывать увеличение расхода бурового раствора, соответственно характеристикам оборудования.
Примечание - Забойный двигатель - устройство в составе буровой колонны, преобразующее, как правило, гидравлическую энергию потока бурового раствора в механическую работу (вращательную или ударную) породоразрушающего инструмента.
8.5.4 В процессе проходки пилотной скважины должен производиться контроль траектории бурения с применением специальных локационных систем (см. А.5, приложение А). Контроль траектории бурения осуществляется по информации о местоположении, глубине, уклоне, крене (по часам), азимуте буровой головки.
Примечание - На точность измерений могут оказывать влияние активные* и пассивные** помехи от посторонних источников и определяемые физическими свойствами грунтов.
________________
* Генерирующие электромагнитные сигналы приборы, устройства, кабели и др.
** Подземные металлические объекты, токопроводящие породы, соленая вода и др.
8.5.5 Коррекцию траектории на основании результатов контроля по 8.5.4 следует выполнять при остановленном вращении буровой колонны, путем регулирования положения скоса буровой головки и последующего задавливания колонны до достижения буровой головкой проектного положения для конкретного участка траектории. После выполнения коррекции необходимо проведение дополнительного цикла локационного контроля по А.5 приложения А.
Примечание - При необходимости, буровая головка может быть отведена назад на длину одной или нескольких штанг с последующей коррекцией траектории бурения.
8.5.6 В процессе бурения через полые буровые штанги и форсунки породоразрушающего инструмента на забой необходимо подавать буровой раствор.
Примечание - Функции, параметры, составы, расчеты, указания по приготовлению, применению и контролю буровых растворов приведены в разделе 9.
8.5.7 Скорость бурения пилотной скважины , м/ч, в зависимости от группы грунтов по буримости и типа применяемого бурового инструмента рекомендуется принимать по таблице 8.2.
Таблица 8.2 - Скорость бурения пилотной скважины
Группа грунтов по буримости (приложение И) | Скорость бурения пилотной скважины , м/ч, при применении | |
винтового забойного двигателя | гидромонитора | |
I | - | 60 и более |
II | - | 40-60 |
III | 40-50 | 30-40 |
IV | 30-40 | 20 и менее |
V | 20-30 | - |
VI | 10-20 | - |
VII | 8 и менее | - |
VIII | - | - |
IX | - | - |
X | - | - |
XI | - | - |
XII | - | - |
8.5.8 Расчетное время для проходки пилотной скважины на длину перехода , ч, определяется по формуле
, (13)