ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 31 августа 2017 года N 1877-р

[Об утверждении Стратегии развития экспорта продукции автомобильной промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года]

(с изменениями на 30 апреля 2019 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2019 года N 883-р.

____________________________________________________________________



Утвердить прилагаемую Стратегию развития экспорта продукции автомобильной промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 31 августа 2017 года N 1877-р

     

Стратегия развития экспорта продукции автомобильной промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года

(с изменениями на 30 апреля 2019 года)

Общие положения


Целью Стратегии развития экспорта продукции автомобильной промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) является определение приоритетов, инструментов и необходимых условий для развития в Российской Федерации экспорта продукции автомобильной промышленности и технологических решений в сфере автомобильной промышленности на период до 2025 года. Стратегия разработана в рамках реализации приоритетного проекта "Международная кооперация и экспорт в промышленности", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. N 11), и должна обеспечить достижение объема экспорта продукции автомобильной промышленности на уровне не менее 4,4 млрд. долларов США к концу 2025 года.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2019 года N 883-р. - См. предыдущую редакцию)


Приоритетными направлениями развития экспорта продукции автомобильной промышленности Российской Федерации являются:

создание общих условий для развития экспортно ориентированных производств автомобилей и автокомпонентов;

поддержка экспансии национальных производителей на новые зарубежные рынки;

размещение на существующих заводах крупных экспортно ориентированных производств моделей для глобальных рынков;

интеграция российских производителей автомобильных автокомпонентов в производственные цепочки международных автопроизводителей;

создание условий для вывода на глобальные рынки новых продуктов и выхода на глобальные рынки субъектов новых видов предпринимательской деятельности, применение новых бизнес-моделей в сфере автомобильной промышленности.

(Абзац дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2019 года N 883-р)


В базовом сценарии объем экспорта продукции автомобильной промышленности составит 4,9 млрд. долларов США, при этом будет экспортировано около 240 тыс. автомобилей и автокомпонентов на 1,6 млрд. долларов США.

В оптимистическом сценарии (при оптимальном сочетании всех факторов) объем экспорта продукции автомобильной промышленности может составить до 7,8 млрд. долларов США (400 тыс. автомобилей и комплектов), при этом объем экспорта автокомпонентов составит 2,5 млрд. долларов США.

Текущие объемы производства и экспорта


Российский рынок автомобилей в 2016 году составил 1,5 млн. штук, что более чем в 2 раза ниже пикового уровня 2012 года. Реализация программы промышленной сборки привела к росту доли автомобилей, произведенных на территории Российской Федерации, в общих продажах до 83 процентов в количественном и до 73 процентов в денежном выражении.

Совокупный объем экспорта автомобилей и автокомпонентов в 2016 году составил 2,4 млрд. долларов США без учета шин (3,4 млрд. долларов США с учетом шин). Всего в 2016 году экспортировано 83 тыс. автомобилей, в том числе 67 тыс. легковых, 6 тыс. легких коммерческих, 8 тыс. грузовых автомобилей и около 2 тыс. автобусов.

Объем экспорта готовых автомобилей снизился с 2013 года на 32 процента - с 2,2 млрд. долларов США до 1,5 млрд. долларов США, при этом доля экспорта в объеме российского производства увеличилась с 4 процентов до 7 процентов в денежном выражении. Экспорт автомобилей в страны дальнего зарубежья вырос с 0,2 млрд. долларов США в 2013 году до 0,7 млрд. долларов США в 2016 году и достиг 50 процентов всего объема экспорта. Объем экспорта в Содружестве Независимых Государств снизился в 2,7 раза из-за снижения рынков стран Содружества Независимых Государств, введения утилизационного сбора в Казахстане и ситуации на Украине.

Объем экспорта автокомпонентов и шин достигал 2,5 млрд. долларов США в 2013 году, однако сократился до 1,9 млрд. долларов США (на 25 процентов) в 2016 году вследствие снижения спроса на рынках Содружества Независимых Государств. Объем поставок в дальнее зарубежье остается стабильным и составляет в среднем 1,1 млрд. долларов США. Шины занимают около 50 процентов в структуре экспорта с объемом продаж 1 млрд. долларов США, экспорт кузовов, шасси, частей транспортных средств составляет 0,4 млрд. долларов США, прочих автокомпонентов - 0,5 млрд. долларов США.

Основные производители и экспортеры России


В результате реализации программы промышленной сборки на территории России создано 21 производство автомобилей с потенциальным объемом выпуска около 3,7 млн. автомобилей в год:

национальные производители (23 процента) - АвтоВАЗ, КАМАЗ, ГАЗ, Соллерс;

международные автопроизводители, работающие в режиме промышленной сборки (45 процентов), - Рено, Ниссан, Джи Эм Авто, Форд Соллерс, Джи Эм - АвтоВАЗ, Фольксваген, Хендэ, Тойота, Мицубиси;

прочие российские и международные автопроизводители, включая производителей специальной техники (32 процента) - около 1000 компаний.

Национальные автопроизводители в 2016 году экспортировали 37 тыс. автомобилей, что составляет 44 процента общего объема экспорта. В сегменте легковых автомобилей лидировали АвтоВАЗ, Фольксваген и Рено. В сегменте легких коммерческих автомобилей до 100 процентов экспорта обеспечили ГАЗ и Соллерс, в сегменте грузовых автомобилей основными экспортерами были КАМАЗ и ГАЗ. Основным экспортером автобусов из Российской Федерации является ГАЗ.

Средний уровень загрузки автосборочных предприятий снизился с 65 процентов в 2012-2013 годах до 35 процентов в 2015-2016 годах из-за падения внутреннего рынка (с 3,1 до 1,5 млн. штук). При этом национальные производители имеют загрузку 33 процента, в то время как локализованные международные производители - 38 процентов на 2016 год. Низкая загрузка ограничивает дальнейшее развитие отрасли, в том числе рост локализации автокомпонентов и субкомпонентов.

По состоянию на 2016 год в отрасли насчитывается 153 крупных производителя автокомпонентов с выручкой свыше 500 млн. рублей. В России представлены 47 из топ-100 международных производителей автокомпонентов, что соответствует уровню восточноевропейских стран с развитой автомобильной промышленностью.

Экспорт автокомпонентов и субкомпонентов фрагментирован. В целом даже российские предприятия глобальных производителей компонентов слабо интегрированы в международную кооперацию. Основной объем поставок идет на вторичные рынки Содружества Независимых Государств, хотя ограниченное число международных и российских компаний обеспечивают поставки автокомпонентов и субкомпонентов на конвейеры других стран.

Мировая торговля и положение Российской Федерации


В 2016 году в мире было произведено 95 млн. автомобилей, а к 2025 году с учетом среднегодовых темпов роста около 2 процентов в год будет произведено 116 миллионов автомобилей. Ежегодно в мире продается около 44 млн. автомобилей, основными импортерами являются развитые страны (Соединенные Штаты Америки, Европейский союз, Швейцарская Конфедерация, Канада, Австралийский союз, Япония, Королевство Швеция, Королевство Норвегия, Новая Зеландия, Государство Израиль, на их долю приходится около 70 процентов мирового импорта), крупные развивающиеся страны (Китайская Народная Республика, Федеративная Республика Бразилия, Королевство Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Турецкая Республика, Южно-Африканская Республика, Арабская Республика Египет, Аргентинская Республика, Мексиканские Соединенные Штаты, на их долю приходится примерно 20 процентов мирового импорта). Остальной объем импорта (примерно 10 процентов) распределен между небольшими рынками.

Российская Федерация относится к группе стран, автомобильная промышленность которых изначально нацелена на большой внутренний рынок, а экспорт не превышает 10-15 процентов объема внутреннего производства в отличие от экспортно ориентированных стран, которые находятся в зонах свободной торговли и продают на экспорт автомобилей 20-40 процентов мирового рынка. При этом Россия не имеет эффективной системы торговых соглашений с крупными рынками, что приводит к удорожанию российской продукции на 15-30 процентов относительно аналогичной продукции стран-конкурентов. Также в России пока не сложилась комплексная система поддержки экспортеров.

Россия сохранила национальных производителей, которые обладают собственными платформами с высоким уровнем локализации, инжиниринговыми компетенциями и правами на интеллектуальную собственность. Модельный ряд, построенный на базе таких платформ, способен конкурировать в нижнем ценовом сегменте на многих международных рынках. В настоящее время существует необходимость в дальнейшем повышении технического уровня продукции на базе локальных российских платформ, укреплении брендов и выстраивании каналов сбыта на зарубежных рынках.

Условия для развития в Российской Федерации экспорта продукции автомобильной промышленности можно охарактеризовать по следующим направлениям:

конкурентные преимущества:

значительное число современных производств автомобилей и компонентов первого уровня с достаточным объемом незагруженных мощностей;

наличие национальных производителей, обладающих собственными платформами, инжиниринговыми компетенциями, современной высоколокализованной продукцией с высоким экспортным потенциалом;

относительно недорогой труд и инфраструктура;

близость к крупному рынку Европы;

слабые стороны:

высокая себестоимость импортной и экспортной логистики;

слабое развитие сети поставщиков субкомпонентов, сырья, материалов второго и третьего уровня;

отсутствие зоны свободной торговли с ключевыми рынками;

санкции и высокий воспринимаемый уровень страновых рисков;

возможности:

использование низкой себестоимости для экспансии национальных производителей на зарубежные рынки и размещение в Российской Федерации производства нескольких экспортно ориентированных зарубежных моделей;

угрозы:

укрепление рубля;

усиление санкций и другие страновые риски;

рост требований по локализации на развивающихся рынках.

Цели развития экспорта Российской Федерации


При росте внутреннего спроса до 2,5 млн. автомобилей к 2025 году (базовый сценарий Стратегии) для достижения 70 процентов загрузки мощностей необходимо экспортировать не менее 250-300 тыс. автомобилей общей стоимостью около 4 млрд. долларов США.

Целями развития экспорта продукции автомобильной промышленности являются:

возвращение отрасли в целом к экономически эффективным масштабам производства для снижения себестоимости продукции и создания условий для развития сети локализованных поставщиков субкомпонентов, сырья и материалов, ключевых машиностроительных технологий, а также поддержки разработки следующего поколения продукции;

диверсификация рынков сбыта для компенсации колебаний внутреннего рынка Российской Федерации и рынков стран Содружества Независимых Государств;

рост объема несырьевого экспорта Российской Федерации, объема добавленной стоимости и налоговых поступлений, а также создание квалифицированных и производительных рабочих мест;

интеграция в международную систему разделения труда;

обеспечение приоритетных позиций российских компаний на глобальных рынках;

(Абзац дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2019 года N 883-р)

создание стимулов для внедрения передовых технологических решений в сфере автомобильной промышленности.

(Абзац дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2019 года N 883-р)

Основные барьеры для развития экспорта


Общими барьерами для всех автопроизводителей и производителей автокомпонентов являются:

отсутствие стабильной программы мер поддержки экспорта, приводящее к консервативным решениям по долгосрочным проектам по размещению экспортно ориентированных производств;

высокая стоимость экспортной логистики из-за естественных географических ограничений, а также недостаточное развитие логистической инфраструктуры;

таможенные барьеры при импорте продукции на зарубежные рынки;

высокая себестоимость производства экспортной продукции на территории Российской Федерации относительно продукции стран-конкурентов, в том числе из-за недостаточного развития сети поставщиков субкомпонентов, сырья и материалов, высоких импортных пошлин, а также низкой загрузки мощностей;

несовершенство налоговой системы в отношении экспортных поставок, включая неработающий режим переработки на таможенной территории.

Дополнительными барьерами, специфичными для национальных автопроизводителей, являются:

слабое развитие каналов продаж, сборочных производств, а также низкая узнаваемость брендов на внешних рынках;

недостаточно конкурентоспособный технический уровень продукции и слабая адаптация продукции для внешних рынков;

слабое развитие клиентского кредитования и страхования;

высокие удельные затраты на омологацию и сертификацию продукции, а также подготовку сборочных производств для новых экспортных рынков из-за незначительных объемов сбыта;

отсутствие необходимой информации о внешних рынках, включая требования иностранного законодательства, техническое регулирование и прочие барьеры.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»