ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2019 года N 348
О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Содействие занятости населения"
(с изменениями на 1 февраля 2023 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 года N 1558 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.12.2019, N 0001201912050002);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2020 года N 370 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.04.2020, N 0001202004020006);
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2021 года N 1603 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.09.2021, N 0001202109280015) (вступило в силу c 1 января 2022 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2023 года N 146 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.02.2023, N 0001202302020029).
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 298 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст.2147; 2018, N 15, ст.2131; N 53, ст.8646; 2019, N 1, ст.53).
2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Содействие занятости населения" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Содействие занятости населения"
(с изменениями на 1 февраля 2023 года)
Изложить государственную программу Российской Федерации "Содействие занятости населения" в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2014 года N 298
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 28 марта 2019 года N 348)
Государственная программа Российской Федерации
"Содействие занятости населения"
Паспорт государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения"
(Утратил силу с 1 января 2022 года - постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2021 года N 1603. - См. предыдущую редакцию)
Паспорт подпрограммы "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения"
(Утратил силу с 1 января 2022 года - постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2021 года N 1603. - См. предыдущую редакцию)
Паспорт подпрограммы "Развитие институтов рынка труда" государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения"
(Утратил силу с 1 января 2022 года - постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2021 года N 1603. - См. предыдущую редакцию)
Паспорт подпрограммы "Безопасный труд" государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения"
(Утратил силу с 1 января 2022 года - постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2021 года N 1603. - См. предыдущую редакцию)
I. Приоритеты и цели государственной политики, включая направления развития приоритетных территорий, а также общие требования к политике субъектов Российской Федерации в сфере занятости населения
1. Цели, задачи и направления Программы
Исходя из тенденций развития экономики и рынка труда в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", Концепцией демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 г. N 1298-р, а также прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, обеспечивающих развитие гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, сократить долю нелегальной занятости, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
повышение гибкости рынка труда;
улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности;
развитие институтов рынка труда, рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов;
внедрение культуры безопасного труда;
создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры;
создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и принципа приоритетного использования национальных кадров.
С учетом Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. N 164-р, Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 марта 2017 г. N 410-р, Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р, а также Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р, повышение гибкости рынка труда предполагается достичь путем:
совершенствования нормативно-правовой базы в сфере труда и занятости, стимулирующей развитие занятости населения, в том числе гибких форм, не требующих постоянного присутствия на рабочем месте;
повышения эффективности использования трудовых ресурсов в бюджетной сфере за счет более тесной зависимости заработной платы от эффективности работы и качества предоставляемых услуг, сложности и объемов выполняемой работы, особенностей территориальных рынков труда, а также за счет улучшения условий труда на рабочих местах;
создания условий для продления периода трудовой деятельности за счет стимулирования использования трудового потенциала работников старшего возраста (гибкий график работы, частичная занятость, упорядочение системы льготных пенсий и др.);
расширения практики стажировок молодых специалистов в организациях в целях их последующего трудоустройства на постоянное рабочее место;
стимулирования занятости женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов;
создания условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями;
обеспечения соблюдения установленных норм и правил в сфере регулирования рынка труда и трудовых отношений, повышения эффективности контроля и надзора за их исполнением;
развития социального партнерства.
Улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности предполагает:
развитие внутрипроизводственного обучения работников организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению;
развитие профессиональной мобильности на основе повышения квалификации, обучения и переобучения;
совершенствование системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения;
совершенствование национальной системы квалификаций, обеспечение деятельности Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, формирование отраслевых советов, организацию разработки и актуализации профессиональных стандартов, организацию и проведение работы по ведению и актуализации государственного информационного ресурса "Справочник профессий", организацию работы базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, а также создание системы оценки профессиональных качеств работников, основанной на определении их компетентности и способности гибко реагировать на изменения требований к уровню их квалификации.
Развитие институтов рынка труда, обеспечение роста занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов, осуществляется путем:
повышения качества предоставления услуг в области содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения, частных агентств занятости, а также их взаимодействия;
реформирования системы государственной социальной поддержки безработных граждан в целях стимулирования их к активному поиску работы;
использования новых информационных возможностей и обеспечения доступности информационных ресурсов в сфере занятости населения в целях совершенствования механизма информирования населения о возможностях трудоустройства в различных регионах Российской Федерации;
разработки новых направлений активной политики занятости населения;
осуществления комплекса мероприятий, направленных на содействие внутренней трудовой миграции, способствующей опережающему развитию субъектов Российской Федерации за счет привлечения квалифицированной рабочей силы, включающих совершенствование системы предоставления государственной поддержки гражданам и членам их семей, переселяющимся для работы в другую местность, субсидирования затрат на переезд и обустройство.
Внедрение культуры безопасного труда в целях формирования условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, предполагает:
разработку и реализацию с участием сторон социального партнерства мер экономического стимулирования деятельности работодателей по улучшению условий труда в целях сохранения жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, а также снижение удельного веса численности работников, занятых во вредных условиях труда;
совершенствование процедуры оценки условий труда в целях выявления вредных или опасных производственных факторов, влияющих на здоровье человека в процессе трудовой деятельности, сближение и гармонизацию подходов к оценке условий труда с экономически развитыми странами;
разработку и реализацию программ замещения рабочих мест с вредными условиями труда, направленных на снижение количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, а также на создание эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда;
внедрение управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда у всех работодателей, переход к риск-ориентированному подходу в надзорно-контрольной деятельности и на всех уровнях управления охраной труда;
разработку и внедрение предупредительной модели управления охраной труда, основанной на передовых и наиболее эффективных технологиях в области охраны труда, популяризацию и пропаганду культуры безопасного труда.
Создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и принципа приоритетного использования национальных кадров предполагает:
проведение работы по установлению допустимой доли иностранных работников в общей численности работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности, в том числе по расширению видов экономической деятельности, в которых указанная допустимая доля установлена, а также по ежегодному снижению размеров установленной допустимой доли в отдельных видах экономической деятельности;
определение потребности в привлечении иностранных работников и формирование квот в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации.
Одним из приоритетов политики Правительства Российской Федерации в области социального и экономического развития является развитие профессиональных квалификаций, в том числе путем обновления требований к компетенциям и квалификациям работников, а также формирование системы независимой оценки их профессионального уровня.
В целях развития эффективного и гибкого рынка квалифицированного труда предусматриваются:
актуализация квалификационных требований к работникам с учетом современных требований, предъявляемых рынком труда, в том числе путем организации разработки и актуализации профессиональных стандартов;
организация и проведение работы по ведению и актуализации государственного информационного ресурса "Справочник профессий";
поддержка функционирования базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров;
внедрение и сопровождение системы оценки профессиональных квалификаций, ведение информационно-справочных ресурсов и обучение экспертов по оценке квалификации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. N 249 "О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям" создан Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее - Национальный совет), а также сформированы рабочие группы Национального совета по формированию профессиональных и отраслевых советов развития квалификаций, профессиональным стандартам и их применению в системе профессионального образования и обучения, независимой оценке квалификации работников и поддержке лучших практик развития квалификаций.
Для учета отраслевой специфики при разработке профессиональных стандартов при Национальном совете сформированы 34 совета по профессиональным квалификациям (далее - советы), в том числе в области финансового рынка, наноиндустрии, жилищно-коммунального хозяйства, строительства, индустрии гостеприимства, информационных технологий, железнодорожного транспорта, лифтового хозяйства, сварки, здравоохранения, фармации, электроэнергетики, машиностроения, судостроения, нефтегазовой отрасли, атомной энергии, автомобилестроения, целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности, управления персоналом, ракетной техники и космической деятельности.
Участие советов, объединений работодателей в развитии национальной системы профессиональных квалификаций предусматривается активизировать, в том числе путем выделения субсидий некоммерческим организациям, за счет средств бюджетной системы Российской Федерации на соответствующие цели.
В целях совершенствования контрольно-надзорной деятельности федеральных органов исполнительной власти предусматривается повышение результативности контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов, направленной на соблюдение трудовых прав и государственных гарантий работников и работодателей, путем перенесения акцента в работе инспекций труда с реагирования на упреждающие действия, ориентированные на профилактику и предупреждение нарушений и происшествий.
С учетом реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы", и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", приоритетным направлением государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" (далее - Программа) является в том числе обеспечение приоритетного права на трудоустройство граждан Российской Федерации.