Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 июля 2019 года N 270


О государственной программе Новгородской области "Чистая вода в Новгородской области на 2019 - 2025 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Новгородской области от 11.10.2024 N 484, вступившего в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 14.10.2024).
____________________________________________________________________

(с изменениями на 6 февраля 2024 года)

(в ред. постановлений Правительства Новгородской области от 30.09.2019 N 385, от 21.02.2020 N 50, от 10.11.2020 N 505, от 02.08.2021 N 217, от 04.07.2022 N 358, от 07.02.2023 N 58, от 06.02.2024 N 48)




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, перечнем государственных программ Новгородской области, утвержденным распоряжением Правительства Новгородской области от 02.09.2013 N 99-рг, Правительство Новгородской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Новгородской области "Чистая вода в Новгородской области на 2019 - 2025 годы" (далее государственная программа).


(в ред. Постановления Правительства Новгородской области от 07.02.2023 N 58)


2. Разместить постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).



Губернатор Новгородской области
А.С.НИКИТИН



Утверждена
постановлением
Правительства Новгородской области
от 12.07.2019 N 270



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "ЧИСТАЯ ВОДА В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2019 - 2025 ГОДЫ"

(в ред. постановлений Правительства Новгородской области от 30.09.2019 N 385, от 21.02.2020 N 50, от 10.11.2020 N 505, от 02.08.2021 N 217, от 04.07.2022 N 358, от 07.02.2023 N 58, от 06.02.2024 N 48)




Паспорт государственной программы


(в ред. Постановления Правительства Новгородской области от 07.02.2023 N 58)

Ответственный исполнитель государственной программы

министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Новгородской области (далее министерство)

Соисполнители государственной программы

администрации городского округа, муниципальных районов, муниципальных округов, городских поселений Новгородской области (далее администрации муниципальных образований области) (по согласованию);

хозяйствующие субъекты области (по согласованию)

Цель государственной программы

повышение качества питьевой воды для населения Новгородской области

Задачи государственной программы

реализация мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки в рамках региональной составляющей федерального проекта "Чистая вода";

повышение доли населения Новгородской области (в том числе городского), обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения в рамках региональной составляющей федерального проекта "Чистая вода"

Сроки реализации государственной программы

2019 - 2025 годы

Объемы и источники финансирования государственной программы с разбивкой по годам реализации

объемы финансирования за счет всех источников - 3044638,4287 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:

2019 год - 55100,316 тыс. рублей;

2020 год - 67999,58 тыс. рублей;

2021 год - 316155,56052 тыс. рублей;

2022 год - 406561,01929 тыс. рублей;

2023 год - 394401,87555 тыс. рублей;

2024 год - 1804420,07734 тыс. рублей;

2025 год - 0,0 тыс. рублей;

из них:

областной бюджет - 96615,10443 тыс. рублей, в том числе:

2019 год - 1570,4 тыс. рублей;

2020 год - 1938,0 тыс. рублей;

2021 год - 9380,09 тыс. рублей;

2022 год - 12074,88 тыс. рублей;

2023 год - 11713,75 тыс. рублей;

2024 год - 59937,98443 тыс. рублей;

2025 год - 0,0 тыс. рублей;

федеральный бюджет - 1556046,34559 тыс. рублей, в том числе:

2019 год - 50774,9 тыс. рублей;

2020 год - 62661,6 тыс. рублей;

2021 год - 303287,9 тыс. рублей;

2022 год - 390420,5 тыс. рублей;

2023 год - 378743,94559 тыс. рублей;

2024 год - 370157,5 тыс. рублей;

2025 год - 0,0 тыс. рублей;

местный бюджет - 21996,97868 тыс. рублей, в том числе:

2019 год - 2755,016 тыс. рублей;

2020 год - 3399,98 тыс. рублей;

2021 год - 3487,57052 тыс. рублей;

2022 год - 4065,63929 тыс. рублей;

2023 год - 3944,17996 тыс. рублей;

2024 год - 4344,59291 тыс. рублей;

2025 год - 0,0 тыс. рублей;

внебюджетные средства - 1369980,0 тыс. рублей, в том числе:

2019 год - 0,0 тыс. рублей;

2020 год - 0,0 тыс. рублей;

2021 год - 0,0 тыс. рублей;

2022 год - 0,0 тыс. рублей;

2023 год - 0,0 тыс. рублей;

2024 год - 1369980,0 тыс. рублей;

2025 год - 0,0 тыс. рублей

(в ред. Постановления Правительства Новгородской области от 06.02.2024 N 48)

Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы

обеспечение строительства и реконструкции (модернизации) 11 крупных объектов питьевого водоснабжения;

обеспечение качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения 80,5 % населения Новгородской области, 93,3 % городского населения Новгородской области

(в ред. Постановления Правительства Новгородской области от 06.02.2024 N 48)



I. Характеристика текущего состояния, приоритеты и цели государственной политики в сфере обеспечения населения качественной питьевой водой


(в ред. Постановления Правительства Новгородской области от 30.09.2019 N 385)




1.1. Общая характеристика состояния водоснабжения на территории Новгородской области


В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.


По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области (далее управление Роспотребнадзора по Новгородской области), по состоянию на 1 января 2018 года питьевую воду надлежащего качества, отвечающую требованиям безопасности, из систем централизованного водоснабжения потребляет 69,1 % населения области, 80,0 % городского населения.


Основным источником хозяйственно-питьевого водоснабжения в области являются поверхностные воды, на долю которых приходится около 80,0 % общего объема водопотребления, а также подземные воды (около 20,0 %).


Поверхностные водоисточники относятся ко 2 и 3 классу (по ГОСТ 2761-84 "Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения"). Вода из поверхностных водоемов перед подачей населению требует полного комплекса очистки (коагулирование, отстаивание, фильтрация, обеззараживание).


Поверхностные водные источники области загрязнены, поскольку используются не только для забора воды, но и как приемники хозяйственно-бытовых, промышленных и ливневых стоков. Воды рек Волхов, Мста, Перетна, Ловать, Шелонь, Малая Вишера и других рек характеризуются высокой цветностью, большим количеством органических веществ гумусового происхождения, низкой минерализацией, высокой бактериальной загрязненностью.


Подземные источники территории Приильменья (Новгородский, Шимский, Солецкий районы) характеризуются повышенным содержанием минеральных солей, выявлены повышенные концентрации железа, фтора и бора.


В 2018 году основными причинами низкого качества питьевой воды, как и в предыдущие годы, являлись продолжающееся антропотехногенное загрязнение поверхностных и подземных вод, факторы природного характера (естественное повышенное содержание в воде элементов цветности, соединений железа и марганца), отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны водоисточников, недостаточный контроль за режимом ограничения на их территории, невыполнение водопользователями санитарно-оздоровительных мероприятий в зонах санитарной охраны водоисточников, неэффективность существующих систем водоподготовки в части обработки высокоцветных исходных вод, изношенность водозаборных сооружений, разводящих сетей, наличие сетевых тупиков в схемах водоснабжения населенных пунктов, отсутствие квалифицированного персонала по технологическому обслуживанию водопроводных сооружений, неудовлетворительно организованный производственный лабораторный контроль качества питьевой воды.


Низким остается качество воды, подаваемой населению Батецкого, Боровичского, Маловишерского, Мошенского, Новгородского, Окуловского, Парфинского, Пестовского, Старорусского, Холмского, Шимского муниципальных районов, Солецкого муниципального округа.


(в ред. Постановления Правительства Новгородской области от 10.11.2020 N 505)


Несоответствие качества питьевой воды по санитарно-химическим показателям в основном обусловлено показателями, нормируемыми по органолептическому признаку вредности (цветность, мутность, железо). На некоторых территориях (Холмский, Новгородский, Старорусский, Шимский муниципальные районы) вода из подземных источников не соответствует гигиеническим нормативам по показателям жесткости и общей минерализации: в Боровичском, Окуловском муниципальных районах - по содержанию бора и фтора, в Окуловском, Холмском муниципальных районах - по содержанию бора, в Великом Новгороде - по содержанию железа.


Неудовлетворительной остается ситуация с водопроводными сооружениями и разводящими сетями. Каждый второй водопровод требует необходимого комплекса очистных сооружений.


По результатам оценки состояния объектов систем водоснабжения, в том числе на предмет соответствия установленным показателям качества и безопасности питьевого водоснабжения (далее инвентаризация), централизованное водоснабжение населения Новгородской области осуществляется 24 ресурсоснабжающими организациями из 639 водоисточников, в том числе из 20 поверхностных и из 619 подземных. Протяженность водоводов составляет 355,94 км, протяженность уличной водопроводной сети 2081,85 км.


Средний износ коммунальной инфраструктуры по объектам водоснабжения Новгородской области составляет 96,5 %. Отслужили нормативный срок и нуждаются в замене 1325,0 км (63,6 %) водопроводных сетей. Вследствие износа растет количество сбоев и аварий в коммунальных системах, увеличиваются сроки их ликвидации и стоимость ремонтов.


Суммарная установленная производственная мощность водопроводов области составляет 422,0 тыс. куб. м в сутки. В 2017 году отпуск воды потребителям составил 33,3 млн. куб. м, в том числе 21,3 млн. куб. м - населению и бюджетным организациям. Объем потребления воды в расчете на 1 человека - 96,0 литра в сутки.



1.2. Краткий анализ результатов инвентаризации


(в ред. Постановления Правительства Новгородской области от 10.11.2020 N 505)



По итогам инвентаризации определены муниципальные образования области с наиболее неудовлетворительным качеством питьевой воды. Сведения о доле проб питьевой воды, не соответствующих установленным требованиям, представлены в таблице 1.



Таблица 1

N п/п

Наименование муниципального образования Новгородской области

Доля проб питьевой воды, не соответствующих установленным требованиям

источники водоснабжения

перед поступлением в распределительную сеть

водопроводная сеть

по санитарно-химическим показателям (%)

по микробиологическим показателям (%)

по санитарно-химическим показателям (%)

по микробиологическим показателям (%)

по санитарно-химическим показателям (%)

по микробиологическим показателям (%)

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Батецкий муниципальный район

60,6

20,3

60,6

20,3

50,0

20,3

2.

Боровичский муниципальный район

45,8

4,0

45,8

4,0

45,8

4,0

3.

Новгородский муниципальный район

35,1

15,4

35,1

15,4

35,1

15,4

4.

Маловишерский муниципальный район

69,0

8,9

62,4

8,9

62,4

8,9

5.

Мошенской муниципальный район

65,0

4,1

65,0

4,1

65,0

4,1

6.

Окуловский муниципальный район

59,7

6,5

59,7

6,5

59,7

6,5

7.

Парфинский муниципальный район

58,8

11,04

58,8

11,04

58,8

11,04

8.

Пестовский муниципальный район

67,0

6,8

67,0

6,8

67,0

6,8

9.

Солецкий муниципальный округ

80,04

11,2

80,4

11,2

75,9

11,2

10.

Старорусский муниципальный район

72,4

3,7

72,4

3,7

72,4

3,7

11.

Холмский муниципальный район

80,8

14,5

80,8

14,5

80,8

14,5

12.

Шимский муниципальный район

50,0

9,1

50,0

9,1

50,0

9,1


Особенно неблагоприятная ситуация в отношении качества питьевой воды отмечается в Батецком, Старорусском, Холмском, Пестовском, Маловишерском, Мошенском, Окуловском, Парфинском, Холмском, Шимском муниципальных районах, Солецком муниципальном округе. Приоритетными химическими загрязнителями являются железо, марганец, алюминий, хлороформ, на некоторых территориях (Шимский, Старорусский муниципальные районы) - фтор и общая минерализация. В Великом Новгороде в питьевой воде централизованного водоснабжения процент несоответствия проб по показателю "железо" составил 49,2 %.


На неудовлетворительное качество питьевой воды значительное влияние оказывает низкое санитарно-техническое состояние существующих водопроводных сетей и сооружений, в том числе вследствие их высокого физического износа. Сведения о состоянии систем водоснабжения представлены в таблице 2.



Таблица 2

N п/п

Наименование муниципального образования Новгородской области

Амортизационный износ

Физический износ

Число аварий, повреждений и иных технологических нарушений, повлекших перерывы в подаче воды

сетей водоснабжения (%)

объектов водозабора (%)

объектов водоподготовки (%)

сетей водоснабжения (%)

объектов водозабора (%)

объектов водоподготовки (%)

на объектах водоснабжения (ед.)

на сетях водоснабжения (ед.)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Батецкий муниципальный район

98,0

98,0

-

98,0

98,0

-

2

3

2.

Боровичский муниципальный район

89,38

100

76,67

89,7

100

75,0

12

16

3.

Великий Новгород

72,32

49,5

66,67

79,3

49,38

54,53

12

29

4.

Новгородский муниципальный район

53,1

17,7

31,5

77,35

78,0

80,0

-

56

5.

Маловишерский муниципальный район

98,32

98,0

93,0

77,35

78,0

80,0

-

56

6.

Мошенской муниципальный район

83,6

99,0

-

62,0

94,0

-

7

45

7.

Окуловский муниципальный район

86,2

92,0

95,0

86,2

96,0

95,0

-

70

8.

Парфинский муниципальный район

100

100

100

85,0

85,0

85,0

-

12

9.

Пестовский муниципальный район

94,69

100

-

94,69

100

-

3

65

10.

Солецкий муниципальный округ

100

100

100

100

100

100

13

60

11.

Старорусский муниципальный район

70,0

70,0

10,0

80,0

80,0

15,0

110

206

12.

Холмский муниципальный район

84,22

97,08

-

84,22

97,08

-

84

120

13.

Шимский муниципальный район

78,4

76,0

76,0

78,4

76,0

76,0

18

75

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»