В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", руководствуясь статьей 28 Устава города Красноярска, Красноярский городской Совет депутатов решил:
1. Утвердить стратегию социально-экономического развития города Красноярска до 2030 года согласно приложению к настоящему Решению.
2. Настоящее Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на постоянную комиссию по бюджету, собственности и экономическому развитию.
Председатель
Красноярского городского
Совета депутатов
Н.В.ФИРЮЛИНА
Глава
города Красноярска
С.В.ЕРЕМИН
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА ДО 2030 ГОДА
Основу стратегического планирования развития города Красноярска составляет образ будущего эффективного, комфортного, инновационного, экономически и социально стабильного города, предназначенного для жизни людей и реализации их потенциала. Город Красноярск является административно-политическим центром Красноярского края и ядром Красноярской агломерации. Интегрируя человеческие ресурсы, транспортные, финансовые и материальные потоки территории, через систему обширных социально-экономических связей он оказывает существенное влияние на развитие Сибирского федерального округа.
Разработка стратегии социально-экономического развития города Красноярска до 2030 года (далее - стратегия) осуществлялась в сложных экономических условиях, что явилось причиной выработки принципов новой социально-экономической политики, учитывающей влияние факторов внешней и внутренней среды, определяющих текущее экономическое положение и стратегическое планирование развития города. В первую очередь, это потребность в переходе от ресурсно-рентной модели социально-экономического роста к инновационному технологическому развитию. Фактически, период до 2030 года становится необходимым сроком для создания в городе Красноярске базовых условий устойчивого роста экономики в рамках новой технологической парадигмы и решения задачи повышения его глобальной конкурентоспособности. Одновременно в России получил правовое закрепление и развитие новый макрорегион - Ангаро-Енисейский, являющийся местом локализации макрорегиональных инвестиционных проектов. Это определило фундаментальный подход к формированию образа будущего города Красноярска и целей его стратегического развития, основанных на позиционировании города как многофункционального ключевого центра компетенций Ангаро-Енисейского макрорегиона и ядра интенсивно растущей и развивающейся Красноярской агломерации, где сосредоточен значимый человеческий, экономический, финансово-промышленный, пространственный и социокультурный потенциал.
При разработке стратегии учитывались:
- Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р;
- Закон Красноярского края от 24.12.2015 N 9-4112 "О стратегическом планировании в Красноярском крае";
- Распоряжение администрации города Красноярска от 17.02.2015 N 47-р "О создании рабочей группы по разработке стратегии социально-экономического развития города Красноярска на долгосрочный период".
В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования отнесены: определение долгосрочных целей и задач муниципального управления и социально-экономического развития муниципальных образований, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов; разработка, рассмотрение, утверждение (одобрение) и реализация документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления; мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, утвержденных (одобренных) органами местного самоуправления; иные полномочия в сфере стратегического планирования, определенные федеральными законами и муниципальными нормативными правовыми актами.
Стратегия является одним из главных документов в системе документов стратегического планирования, разрабатываемых на уровне города, ее положения конкретизируются и развиваются в других документах стратегического планирования города: прогнозе социально-экономического развития города на среднесрочный или долгосрочный период, бюджетном прогнозе города на долгосрочный период, плане мероприятий по реализации стратегии, муниципальных программах. При формировании стратегии также были учтены положения правовых актов города, в том числе:
- Программа социально-экономического развития города Красноярска до 2020 года, утвержденная Решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.10.2011 N В-267;
- Генеральный план городского округа город Красноярск, утвержденный Решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 N 7-107;
- Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденные Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122;
- муниципальные программы города Красноярска.
При формировании стратегии была учтена стратегия социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года, утвержденная Постановлением Правительства Красноярского края от 30.10.2018 N 647-п.
В работе над стратегией приняли участие: администрация города Красноярска (далее - администрация города), депутаты Красноярского городского Совета депутатов, специалисты федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Сибирский федеральный университет" (далее - Сибирский федеральный университет) и Специального конструкторско-технологического бюро "Наука" Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук (далее - СКТБ "Наука" КНЦ СО РАН), руководители крупных системообразующих предприятий, региональные объединения работодателей и Федерация профсоюзов Красноярского края, Общественная палата города Красноярска, эксперты в различных секторах экономики и социальной сферы, инициативные красноярцы. Активное участие общественности и представителей делового сообщества, образования и академической науки, инициативных красноярцев позволило сформулировать четкое видение перспектив развития города Красноярска до 2030 года.
2.1. Общая информация о городе Красноярске.
Город Красноярск основан в 1628 году и с 1934 года является административным центром Красноярского края. Он расположен на 56°01` северной широты и 93°04` восточной долготы на берегах реки Енисей, на стыке Западно-Сибирской равнины, Среднесибирского плоскогорья и отрогов Восточных Саянских гор. Город Красноярск находится в зоне умеренного резко континентального климата со среднегодовой температурой +1,6° С, снежный покров держится 166 дней в году, количество ясных дней - 131. Город занимает территорию в 379,5 км2. Из общего количества городских земель застроено около 42%, 23,4% составляют земли, занятые лесами, 15% - дороги, 10% - водные акватории. Территория города в административном отношении делится на 7 районов. Численность населения города Красноярска на 01.01.2018 составляла 1 091,6 тыс. чел.; в 2012 году он стал четырнадцатым городом-миллионником России.
Особенностью географического положения города Красноярска является, с одной стороны, его транспортная удаленность от крупных городов России и мира, основных промышленных городов севера Красноярского края, что является сдерживающим фактором для эффективного экономического развития, с другой стороны, его равноприближенность к Европе и Азии, что делает город удобным транспортно-логистическим узлом и переговорной (коммуникационной) деловой площадкой в сообщении востока и запада России, Европы и Азии.
Расположение города Красноярска на пересечении Транссибирской магистрали и исторически сложившихся торговых путей по реке Енисей, наличие железнодорожного сообщения с городами России и края, строительство ветки "Кызыл - Курагино", которая в перспективе соединит сибирские территории с Монголией и Китаем, примыкание к двум федеральным автомобильным трассам, судоходное сообщение с Северным морским путем, близость двух аэропортов формируют транзитный потенциал города, определяют его консолидирующую роль в формировании единого экономического и политического пространства России, создают возможности для активного роста экономики и других сфер жизни города на основе расширения внешнеэкономической деятельности и сотрудничества.
Природно-ресурсный потенциал города Красноярска связан с его близостью к месторождениям минерально-сырьевых ресурсов Восточной Сибири (уголь, торф, железные руды, месторождения золота и медно-никелевых руд, металлов платиновой группы, нефелиновых руд, нефтегазоносные провинции) и определяет историческую роль города как крупного индустриального центра. В границах города Красноярска разрабатываются месторождения известняка для флюса и производства цемента, месторождения песчано-гравийных смесей и строительного камня, обеспечивающие флюсом металлургическое производство и производство строительных материалов в городе Красноярске. Добычу полезных ископаемых осуществляют ООО "Строймеханизация", АО "Красноярский речной порт", ООО "ОРИОН", ООО "Целина", ПАО "Химико-металлургический завод", ООО "Красноярский цемент".
Промышленный потенциал города Красноярска представлен отраслями, обладающими высоким потенциалом развития экспорта и повышения уровня передела продукции: цветная металлургия, машиностроение (оборонный комплекс, нефтегазовое машиностроение), энергетика, химическая промышленность, производство пищевых продуктов, а потенциал города как одного из культурно-туристических центров Сибири создается уникальными рекреационными ресурсами, в числе которых объекты спортивно-экологического и познавательного туризма, места отдыха красноярцев и гостей города.
2.2. Итоги социально-экономического развития города Красноярска.
Город Красноярск играет важную роль в развитии экономики Красноярского края и России. Благодаря конкурентным преимуществам своего экономико-географического положения, а также в результате эффективной совместной работы городского сообщества в рамках приоритетных стратегических направлений город Красноярск активно наращивает свой демографический, экономический, инвестиционный и научный потенциал, является одним из самых быстро растущих городов России.
О высокой конкурентоспособности города свидетельствует его положение в национальных и международных рейтингах. В 2017 году город Красноярск занял 17 место в рейтинге городов по уровню бюджетной обеспеченности в расчете на душу населения и первое - среди городов Сибирского федерального округа <1>.
________________
<1> Где в России жить хорошо (2017) [Электронный ресурс]. URL: https://varlamov.ru/2690952.html.
По оценке качества жизни в крупных и средних городах России по итогам 2017 года, проведенной Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации, город Красноярск занял 9 место из 38 городов <2>.
________________
<2> Итоги исследований качества жизни в крупных и средних российских городах [Электронный ресурс]. URL: http://www.fa.ru/News/2017-11-27-life_quality.aspx.
По индексу качества городской среды город Красноярск в 2017 году занял 9 место из 15 крупнейших городов России <3>.
________________
<3> Индекс качества городской среды [Электронный ресурс]. URL: http://индекс-городов.рф.
По итогам 2017 года по индексу городского развития город Красноярск занял 6 место из 21, а также 7 место из ТОП-10 городов в "Рейтинге российских мегаполисов", составленном специалистами Медиахолдинга "Эксперт" <4>.