____________________________________________________________________
Утратил силу с 08.06.2022 на основании постановления Администрации Смоленской области от 08.06.2022 N 381.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 3 июля 2020 года)
(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 03.07.2020 N 394)
Администрация Смоленской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Развитие жилищного строительства в Смоленской области" на 2019 - 2025 годы (далее также - Программа).
2. Признать утратившими силу:
- постановление Администрации Смоленской области от 15.12.2015 N 807 "Об утверждении региональной целевой программы "Развитие жилищного строительства в Смоленской области" на 2015 - 2020 годы";
- постановление Администрации Смоленской области от 22.07.2016 N 435 "О внесении изменений в региональную целевую программу "Развитие жилищного строительства в Смоленской области" на 2015 - 2020 годы";
- постановление Администрации Смоленской области от 17.02.2017 N 65 "О внесении изменений в региональную целевую программу "Развитие жилищного строительства в Смоленской области" на 2015 - 2020 годы";
- постановление Администрации Смоленской области от 25.01.2018 N 33 "О внесении изменений в региональную целевую программу "Развитие жилищного строительства в Смоленской области" на 2015 - 2020 годы";
- постановление Администрации Смоленской области от 19.03.2019 N 117 "О внесении изменений в региональную целевую программу "Развитие жилищного строительства в Смоленской области" на 2015 - 2020 годы".
Губернатор
Смоленской области
А.В.ОСТРОВСКИЙ
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2019 - 2025 ГОДЫ
(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 03.07.2020 N 394)
Наименование Программы | региональная целевая программа "Развитие жилищного строительства в Смоленской области" на 2019 - 2025 годы |
Наименование ответственного исполнителя Программы | Департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству |
Наименование исполнителей мероприятий Программы | Департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству, Департамент экономического развития Смоленской области, Департамент инвестиционного развития Смоленской области, Департамент промышленности и торговли Смоленской области, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, Департамент Смоленской области по информационным технологиям, Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике, Департамент Смоленской области по социальному развитию, Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию, Департамент государственного строительного и технического надзора Смоленской области, Департамент Смоленской области по образованию и науке, Департамент Смоленской области по культуре, Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии, Главное управление Смоленской области по делам молодежи и гражданско-патриотическому воспитанию, Главное управление "Государственная жилищная инспекция Смоленской области"; органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (по согласованию); организации с участием государства и муниципальных образований Смоленской области (по согласованию); организации, осуществляющие жилищное строительство (по согласованию), и иные исполнители мероприятий Программы, определяемые в порядке, установленном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд; организации, реализующие мероприятия Программы и не получающие денежных средств из областного бюджета (по согласованию) |
(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 03.07.2020 N 394) | |
Цель (цели) Программы | основными целями Программы являются: обеспечение увеличения годового объема ввода жилья; формирование рынка доступного стандартного жилья, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством |
Целевые показатели Программы | реализация Программы должна обеспечить: улучшение жилищных условий населения Смоленской области путем доведения показателя обеспеченности одного жителя Смоленской области с 28,9 м2 площади жилых помещений в 2018 году до 33,4 м2 в 2025 году; системное развитие отдельных территорий муниципальных районов и городских округов Смоленской области под комплексную жилую застройку |
Задачи Программы | основными задачами Программы являются: создание условий для развития массового строительства стандартного жилья; повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства; обеспечение жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством; предоставление социальной поддержки на приобретение жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в первую очередь молодым семьям |
Показатели задач Программы | ввод жилья на территории Смоленской области до 2025 года: 2018 год (факт) - 363 тыс. м2; 2019 год - 538 тыс. м2; 2020 год - 599 тыс. м2; 2021 год - 575 тыс. м2; 2022 год - 636 тыс. м2; 2023 год - 685 тыс. м2; 2024 год - 734 тыс. м2; 2025 год - годовой объем ввода жилья составит 0,415 млн. м2; ввод жилья в рамках мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации; обеспечение жилыми помещениями за счет всех источников финансирования 60036 семей; ежегодный прирост доли семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, с достижением данного показателя в 2025 году - 28%, в том числе по годам: 2018 год (факт) - 25%; 2019 год - 25%; 2020 год - 26%; 2021 год - 27%; 2022 год - 27%; 2023 год - 27%; 2024 год - 27%; 2025 год - 28% |
(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 03.07.2020 N 394) | |
Перечень подпрограмм Программы | "Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства"; "Градостроительное планирование развития территорий"; "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда"; "Обеспечение жильем молодых семей"; "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" |
Сроки реализации Программы | 2019 - 2025 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | общий объем финансирования Программы в 2019 - 2025 годах составит 188984402,8 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета (прогнозно) - 433724,6 тыс. рублей; за счет средств областного бюджета (прогнозно) - 3029845,2 тыс. рублей; за счет средств местных бюджетов (прогнозно) - 45132,2 тыс. рублей; за счет средств внебюджетных источников (прогнозно) - 124883133,8 тыс. рублей; за счет ипотечных жилищных кредитов (займов) (прогнозно) - 60592567,0 тыс. рублей |
(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 03.07.2020 N 394) |
Несмотря на достигнутые в предыдущие годы положительные результаты в развитии строительного комплекса Смоленской области, пока не удалось обеспечить существенное улучшение ситуации в жилищной сфере, повысить доступность жилья для населения и обеспечить комфортные и безопасные условия проживания.
Приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей - семьям с высокими доходами.
В Смоленской области на 1 января 2018 года общая площадь жилищного фонда (включая частный сектор) составила 26,99 млн. м2, численность населения - 949,3 тыс. человек, численность домохозяйств по данным переписи населения 2010 года - 411,4 тысячи.
Уровень обеспеченности жильем, его комфортность и доступность составляют основные условия качества жизни населения. По состоянию на 01.01.2018 обеспеченность жилой площадью населения Смоленской области составила 28,4 кв. метра на человека (12-й показатель среди субъектов Центрального федерального округа). Это на 3,2 кв. метра выше чем в среднем по России, но почти в 2 раза ниже чем в развитых странах Европейского союза.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области, в очереди на получение жилья на 1 января 2018 года состояло 10,8 тыс. семей. Из них каждая третья семья ожидает квартиры более 10 лет. Всего, по оценкам экспертов, свои жилищные условия хотели бы улучшить около 200 тысяч семей. В сложившихся экономических условиях строительный комплекс Смоленской области не способен удовлетворить потребности населения в улучшении жилищных условий.
Массовое жилищное строительство, комплексное освоение и развитие территорий невозможны без осуществления грамотного экономически и технически обоснованного градостроительного планирования.
Территория Смоленской области разделена на 183 муниципальных образования, в том числе 25 муниципальных районов, 2 городских округа, 23 городских поселения и 133 сельских поселения.
В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации необходимо наличие следующих документов территориального планирования:
- Схемы территориального планирования Смоленской области;
- 25 схем территориального планирования муниципальных районов Смоленской области;
- 158 генеральных планов поселений Смоленской области, городских округов Смоленской области.
Принят областной закон "О градостроительной деятельности на территории Смоленской области", целью которого является регулирование отношений в сфере территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, а также строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
Схема территориального планирования Смоленской области утверждена постановлением Администрации Смоленской области от 26.12.2007 N 464.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации постановлением Администрации Смоленской области от 19.02.2019 N 45 утверждены региональные нормативы градостроительного проектирования "Планировка и застройка городов и иных населенных пунктов Смоленской области" в новой редакции.
Утверждены схемы территориального планирования всех муниципальных районов Смоленской области, генеральные планы и правила землепользования и застройки всех городских округов Смоленской области и городских поселений Смоленской области.
В 2015 году, в 2017 году и 2018 году проведены реорганизации муниципальных образований Смоленской области путем объединения сельских поселений Смоленской области, в результате которых образовалось 80 новых сельских поселений. На 01.01.2019 из 80 вновь образованных в результате указанных реорганизаций сельских поселений Смоленской области утверждены генеральные планы и правила землепользования и застройки 16 вновь образованных сельских поселений Смоленской области. Необходимо разработать и утвердить генеральные планы и правила землепользования и застройки 64 вновь образованных сельских поселений Смоленской области.
Согласно требованиям градостроительного законодательства наличие документов территориального планирования и правил землепользования и застройки является необходимым условием для управления территорией, в том числе при принятии решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, о выдаче разрешений на строительство.
Активному развитию жилищного строительства в Смоленской области препятствует множество факторов и условий, находящихся в сфере ответственности различных уровней власти и управления, а именно:
- недостаточная покупательская и инвестиционная активность в строительстве;
- низкая доступность кредитных ресурсов для строительных организаций;
- отсутствие в достаточном количестве подготовленных земельных участков, обеспеченных инженерными сетями, объектами транспортной и социальной инфраструктур для комплексного освоения и развития территорий в целях жилищного строительства;
- наличие широких социальных групп населения с доходами, не достаточными для приобретения жилья с помощью собственных и заемных средств. На 1 января 2018 года количество молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в Смоленской области составило 1250;
- неразвитость институтов финансирования некоммерческих форм жилищного строительства (товариществ индивидуальных застройщиков; потребительских кооперативов в жилищной сфере; некоммерческих организаций, сдающих жилье в некоммерческий наем, и др.).
На основании документов территориального планирования будут определены оптимальные варианты развития жилищного строительства по муниципальным образованиям Смоленской области исходя из перспектив социально-экономического и демографического развития поселений с учетом потребностей и предпочтений их населения. При этом изменится структура предложения жилья за счет увеличения доли жилья экономкласса. Будет проводиться работа по строительству арендного жилья, а также по строительству жилья жилищными и жилищно-строительными кооперативами. Техническая политика в жилищной сфере будет осуществляться на основе разработки и внедрения технических регламентов, устанавливающих требования к безопасности зданий и сооружений и связанным с этими требованиями процессам проектирования (включая инженерные изыскания), территориального планирования и планировки территорий, строительства, эксплуатации и ликвидации зданий и сооружений, а также к безопасности строительных материалов, изделий, конструкций. Планируется развитие различных форм государственно-частного партнерства, в том числе при комплексном освоении территорий под жилую застройку. Вместе с тем сохранится высокая зависимость жилищной сферы от динамики макроэкономических показателей, которые будут оказывать существенное влияние на доходы населения, а также на процентную ставку и иные параметры ипотечного жилищного кредитования, определяющие уровень доступности жилья. Все это определяет существенные риски реализации Программы.
Сведения об объемах ввода в эксплуатацию жилых домов на территории Смоленской области в период с 1990 по 2018 год представлены в таблице 1.
Год | Введено организациями за счет всех источников финансирования (тыс. м2 общей площади) | Удельный вес в общем вводе (%) | |||
всего | в том числе | ||||
жилищно-строительными кооперативами | населением за счет собственных и заемных средств | жилых домов жилищно-строительных кооперативов | жилых домов населения | ||
1990 | 571,9 | 12,9 | 10,9 | 2,3 | 1,9 |
1995 | 306 | 2,2 | 33 | 0,7 | 10,8 |
2005 | 269,6 | - | 96,9 | - | 36 |
2010 | 348 | - | 161,5 | - | 46,4 |
2011 | 370,7 | - | 164,6 | - | 44,4 |
2012 | 261,2 | - | 140,4 | - | 53,8 |
2013 | 410,5 | - | 209,0 | - | 50,9 |
2014 | 448,6 | - | 233,9 | - | 52,1 |
2015 | 513,5 | - | 318,9 | - | 62,1 |
2016 | 630,1 | - | 307,6 | - | 48,8 |
2017 | 484,5 | - | 220 | - | 45,4 |
2018 | 363 | - | 229,8 | - | 63,3 |