ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 февраля 2019 года N 46-П


О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 16.12.2015 г. N 623-П



Правительство Челябинской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Внести в государственную программу Челябинской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области" на 2016 - 2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Челябинской области от 16.12.2015 г. N 623-П "О государственной программе Челябинской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области" на 2016 - 2020 годы и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 18 декабря 2015 г.; 11 февраля 2016 г.; 6 апреля 2016 г.; 22 апреля 2016 г.; 22 июля 2016 г.; 19 декабря 2016 г.; Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2016, выпуск 4 (часть XIII); Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 28 апреля 2017 г.; 19 июля 2017 г.; 18 августа 2017 г.; 18 октября 2017 г.; 30 октября 2017 г.; 7 ноября 2017 г.; 20 ноября 2017 г.; Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2017, выпуск 4 (части II - IV); Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 4 апреля 2018 г.; 18 мая 2018 г.; 23 августа 2018 г.; 22 октября 2018 г.; 6 декабря 2018 г.; Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2018, выпуск 3), изменения, изложив ее в новой редакции (прилагается).


2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.



Председатель
Правительства
Челябинской области
Б.А.ДУБРОВСКИЙ



Утверждена
постановлением
Правительства
Челябинской области
от 16 декабря 2015 г. N 623-П
     (в редакции
постановления
Правительства
Челябинской области
от 12 февраля 2019 г. N 46-П)



Государственная программа Челябинской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области"



Паспорт государственной программы Челябинской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области"

Ответственный исполнитель государственной программы

-

Министерство экономического развития Челябинской области (далее именуется - Минэкономразвития Челябинской области)

Соисполнители государственной программы

-

Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области;

Министерство образования и науки Челябинской области;

Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области;

Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области

Подпрограммы государственной программы

-

"Инвестиционное развитие и поддержка предпринимательства в Челябинской области";

"Развитие промышленности Челябинской области";

"Развитие международных и межрегиональных связей";

"Диверсификация экономики моногородов Челябинской области";

"Ведомственная целевая программа "Обеспечение реализации государственной программы Челябинской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области"

Основная цель государственной программы

-

создание условий для обеспечения роста благосостояния населения за счет развития экономики Челябинской области опережающими темпами

Основные задачи государственной программы

-

создание благоприятного предпринимательского климата, развитие механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и инвестиционное развитие Челябинской области;

создание условий для опережающего развития субъектов деятельности в сфере промышленности Челябинской области;

стимулирование экономики Челябинской области через развитие международных и межрегиональных связей, координацию выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;

модернизация и диверсификация экономики моногородов Челябинской области <1>;

совершенствование системы регионального стратегического управления

Целевые показатели (индикаторы) государственной программы

-

количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения, единиц;

доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населения, процентов;

численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, тыс. человек;

объем инвестиций в основной капитал, млрд. рублей;

место Челябинской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, группа/место;

производительность труда в "базовых" отраслях <2>, млн. рублей на одного работающего;

прирост высокопроизводительных рабочих мест по отношению к предыдущему году, тыс. единиц;

индекс промышленного производства, процентов;

объем экспорта, млн. долларов;

вывоз продукции в субъекты Российской Федерации, млрд. рублей;

инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в моногородах Челябинской области, млн. рублей;

создание новых рабочих мест в моногородах Челябинской области, единиц;

валовой региональный продукт, млрд. рублей

Сроки и этапы реализации государственной программы

-

государственная программа реализуется в 2016 - 2020 годах в один этап

Объемы бюджетных ассигнований государственной программы

-

общий объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы составляет 4260401,13 тыс. рублей <3>, <4>, в том числе:

2016 год - 290513,13 тыс. рублей;

2017 год - 727520,41 тыс. рублей <3>, <4>;

2018 год - 1801580,42 тыс. рублей;

2019 год - 928670,47 тыс. рублей;

2020 год - 512116,70 тыс. рублей;

из них средства областного бюджета - 1713391,98 тыс. рублей <5>, в том числе:

2016 год - 290513,13 тыс. рублей;

2017 год - 267347,87 тыс. рублей <3>;

2018 год - 319904,81 тыс. рублей;

2019 год - 586505,37 тыс. рублей;

2020 год - 353020,80 тыс. рублей;

средства федерального бюджета - 501261,00 тыс. рублей, в том числе:

2016 год - 0,00 тыс. рублей;

2017 год - 0,00 тыс. рублей;

2018 год - 0,00 тыс. рублей;

2019 год - 342165,10 тыс. рублей;

2020 год - 159095,90 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 1481675,61 тыс. рублей <6>, в том числе:

2017 год - 460172,54 тыс. рублей <4>;

2018 год - 1481675,61 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

-

за период реализации государственной программы:

количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения - 44,3 единицы;

доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населения - 25 процентов;

численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, - 469 тыс. человек;

объем инвестиций в основной капитал - 1118,6 млрд. рублей;

место Челябинской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации - не ниже 20;

производительность труда в "базовых" <2> отраслях - 6,4 млн. рублей на одного работающего;

прирост высокопроизводительных рабочих мест по отношению к предыдущему году - 62,5 тыс. единиц;

индекс промышленного производства - 107,9 процента по отношению к 2015 году;

объем экспорта - 20413,4 млн. долларов;

вывоз продукции в субъекты Российской Федерации - 867,3 млрд. рублей;

инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в моногородах Челябинской области - 232958,9 млн. рублей;

создание новых рабочих мест в моногородах Челябинской области - 19225 единиц;

валовой региональный продукт - 8735,9 млрд. рублей


________________


<1> К моногородам Челябинской области относятся муниципальные образования Челябинской области, включенные в перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. N 1398-р "Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)" (далее именуются - моногорода Челябинской области).


<2> "Базовые" отрасли экономики включают в себя машиностроение, металлургическую промышленность, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (раздел С, классы 24 - 28, 30 в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности).


<3> Объем средств указан в соответствии с Законом Челябинской области от 23.12.2016 г. N 470-ЗО "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", в том числе средства в размере 103900,00 тыс. рублей, не использованные в 2017 году.


<4> Средства, не использованные в 2017 году (460172,54 тыс. рублей), указаны в соответствии с Законом Челябинской области от 23.12.2016 г. N 470-ЗО "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".


<5> Без учета средств в размере 103900,0 тыс. рублей, не использованных в 2017 году.


<6> Без учета средств в размере 460172,54 тыс. рублей, не использованных в 2017 году.



Раздел I. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ХАРАКТЕРИСТИКУ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


1. В целях реализации системного стратегического подхода к государственному управлению постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 26.03.2014 г. N 1949 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года" принята Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года (далее именуется - Стратегия), определившая основные приоритеты и направления развития Челябинской области на среднесрочную и долгосрочную перспективы.


Согласно Стратегии основными приоритетами государственной политики в сфере экономики и экономического развития Челябинской области являются:


выявление и развитие "точек ускоренного роста" экономики Челябинской области с целью концентрации финансовых, природных и трудовых ресурсов для получения максимальных результатов;


выявление и развитие "точек стратегического дохода", наиболее рентабельных видов производств и услуг, основанных на монопольном владении или эксплуатации ресурсов Челябинской области с целью получения высоких доходов;


развитие инновационных отраслей экономики на основе кластерного подхода.


2. Изначально Челябинская область обладает значительным производственным, трудовым и научным потенциалом, разнообразной ресурсной базой, развитой инфраструктурой, уникальными природно-климатическими условиями и богатейшими туристскими ресурсами, включающими природные, исторические и культурные достопримечательности.


По итогам 2014 года Челябинская область занимает 7 место по объему отгруженной продукции в обрабатывающих производствах, 11 место по строительству жилья, 14 место по объему валового регионального продукта (за 2013 год), 15 место по инвестициям в основной капитал.


В различных отраслях экономики заняты около 1744 тыс. человек, или 49,9 процента от численности населения Челябинской области.


Объем валового регионального продукта по Челябинской области за 2014 год в основных ценах по оценке Минэкономразвития Челябинской области составил 972 млрд. рублей. Темп роста в сопоставимых ценах по отношению к 2013 году - 102,2 процента при индексе-дефляторе 108,1 процента.


Прирост валового регионального продукта обусловлен расширением инвестиционного спроса (инвестиции в основной капитал в 2014 году выросли на 1,8 процента в сопоставимых ценах), а также увеличением экспорта (рост на 7,3 процента в 2014 году).


Вместе с тем наметилась тенденция к снижению потребительского спроса (реальные располагаемые доходы населения снизились на 2 процента, розничный товарооборот - на 0,5 процента по отношению к 2013 году).


3. В непростых, постоянно меняющихся экономических условиях одной из "точек роста" экономики Челябинской области становится развитие субъектов малого и среднего предпринимательства по причине их мобильности и гибкости.


При этом перечень факторов, сдерживающих развитие малого и среднего бизнеса, довольно обширен: от наличия административных барьеров и нестабильности законодательства до недоступности финансовых ресурсов и недостатка квалифицированных кадров. Перечисленные проблемы требуют поступательного планомерного решения.


4. Базовой отраслью экономики и безусловной основой экономического роста Челябинской области является промышленность. Индекс промышленного производства в 2014 году составил 103,9 процента по отношению к 2013 году (в 2013 году - 99,9 процента, в 2012 году - 101,7 процента). В структуре промышленности 88,6 процента приходится на обрабатывающие производства. При этом объем производства продукции обрабатывающими предприятиями в Челябинской области увеличился по сравнению с 2013 годом на 3,3 процента (в 2013 году - на 0,4 процента).


В структуре отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами обрабатывающих производств наибольший удельный вес имеет вид деятельности "Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий" (58,4 процента). Индекс производства в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий составил 110,1 процента.


Индекс производства по добыче полезных ископаемых в 2014 году по сравнению с 2013 годом составил 121,9 процента (в 2013 году - 110,8 процента). Рост производства по данному виду деятельности связан с увеличением добычи металлических руд на 35,4 процента.


5. Вместе с тем в условиях санкционного давления на Российскую Федерацию в целом и на Челябинскую область в частности приоритетными направлениями развития промышленного комплекса становится создание условий для организации в Челябинской области современных производств по выпуску конкурентоспособной импортозамещающей продукции в целях повышения экономической и промышленной независимости и безопасности Челябинской области.


При этом нарастающий разрыв между высокими издержками предприятий в кризисный период и относительно низкой производительностью, связанной, в первую очередь, с высокой степенью физического и морального износа основных фондов, создает угрозы снижения конкурентоспособности экономики в долгосрочной перспективе.


Для преодоления проблемы необходим переход к новым уровням конкурентоспособности, что потребует резкого роста капиталовооруженности. Достигнутый уровень объема инвестиций в основной капитал является недостаточным для поддержания производственной базы Челябинской области на должном техническом уровне. Для улучшения существующих тенденций необходимо создание такой среды для бизнеса, в которой вложение инвестиций в производство, в том числе в инновационное производство, будет основным способом получения высоких и стабильно растущих доходов.


Ключевым условием реализации инновационного сценария социально-экономического развития, помимо прочего, является повышение эффективности государственного управления, в том числе через систему стратегического планирования и прогнозирования социально-экономических процессов.


6. Решение обозначенных проблем программно-целевым методом представляется наиболее оптимальным. Указанный метод отвечает задаче формирования областного бюджета в "программном" формате, позволит охватить одной государственной программой все расходы Минэкономразвития Челябинской области и, самое главное, позволит увязать между собой конкретные результаты, мероприятия и объемы финансирования, необходимые для достижения намеченных целей.



Раздел II. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


7. Основной целью государственной программы является создание условий для обеспечения роста благосостояния населения за счет развития экономики Челябинской области опережающими темпами.


8. Исходя из обозначенной цели задачами государственной политики в рамках реализации государственной программы являются:


создание благоприятного предпринимательского климата, развитие механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и инвестиционное развитие Челябинской области;


создание условий для опережающего развития субъектов деятельности в сфере промышленности Челябинской области;


стимулирование экономики Челябинской области через развитие международных и межрегиональных связей, координацию выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;


модернизация и диверсификация экономики моногородов Челябинской области;


совершенствование системы регионального стратегического управления.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»